«Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе фольклора и семейных традиций»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе фольклора и семейных традиций»
Автор: Китаева Надежда Анатольевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 20 комбинированного вида»Консультация для педагогов«Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе фольклора и семейных традиций» Подготовила воспитатель старшей группы № 8: Н.А. Китаева г. Саранск -2020Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше ассоциируется с темой о духовно-нравственном воспитании дошкольников. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручейков. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. Интуитивно наши дети отличают добро от зла, понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и честность. Но в достаточной ли мере мы поддерживаем в них лучшие душевные проявления? Какими вырастут нынешние дошкольники в наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность»? Практика работы, исследования, литература о духовно-нравственном воспитании показали, что положительные качества личности ребенка можно развивать с помощью детского фольклора или устного народного творчества. Ведь эти произведения бесценны, в них сама жизнь, они поучительны чистотой и непосредственностью. С фольклорными произведениями мы знакомим ребёнка с раннего возраста. Всё начинается с поэзии пестования – колыбельных песен, пестушек, потешек.Колыбельные песни – это заговоры-обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки. Если колыбельные песни и пестушки служат для развлечения ребёнка, то потешки уже не только развлекают, но и передают ему нравственные основы. Они воспитывают и учат малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо». Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с ребенком, пробудить у него чувство симпатии. Только установив эмоциональный контакт и создав положительную атмосферу в группе, можно начинать прививать детям представления о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности. С помощью фольклора у детей воспитываются положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию и т.п. Сопровождаемые припевками и приговорками, эти процессы становятся для детей более интересными. Когда дети слышат потешки, прибаутки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее, у них снижается агрессивность.Особое место в процессе духовно-нравственного воспитания занимают сказки. Дети очень любят слушать сказки, им интересно видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание сказки, выразить отношение к ее персонажам. После рассказывания сказки, как правило, проводится беседа: что понравилось в сказке, какие роли сказочных героев хотелось бы исполнить. Не все дети сразу включаются в игру, некоторые сначала наблюдают за происходящим. От степени психологического комфорта зависит активность и глубина эмоционального включения детей. Так, например, после рассказывания сказки «Зимовье зверей», была проведена беседа о дружбе, из нее выяснялось представление детей о дружбе (помогать друг другу, вместе играть, не ссорится, делится игрушками). Есть, к сожалению, факты, когда дружеские отношения детей строятся на отрицательном содержании: дети придумывают плохую игру, произносят грубые слова, хохочут, сближаются друг с другом в «корыстных целях», чтобы взамен игрушки получить другую вещь. В каждом случае, не указывая на плохое поведение детей прямо, рассказываю сказку, например, «Два жадных медвежонка», «Волшебные слова». У детей подсознательно откладывается, что добрым, щедрым быть хорошо. Нужно, конечно, быть тактичным, не обидеть ребенка и главное направить его мысли по нужному руслу.Часто использовался в работе и такой прием, как просмотр сказок. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогали детям вслушаться в мелодии, вдуматься в характер героев, насладиться напевностью родного языка. После просмотра и слушания сказок дети часто делали зарисовки по их мотивам. Проводились игры - драматизации отдельных эпизодов сказок по желанию детей. Этот этап самый кропотливый, но и самый интересный. Фольклор, во всем своем многообразии, находит применение в разных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. По-иному звучат песенки, потешки, сказки из уст детей, выразительнее получаются роли в играх-драматизациях; фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Дети в повседневной жизни самостоятельно научились их применять: "Семеро одного не ждут", "Поспешишь - людей насмешишь". Во время прогулок пословицы помогают детям лучше понять различные явления и события: "Весна красна цветами, а осень богата плодами", "Март с водой, апрель - с травой" и другие. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Возрождается добрая традиция -  передается опыт старшего поколения, через знакомство  дошкольников  с народными играми. Народные игры - отражение образа жизни русского народа, национальных традиций, обычаев. Игры, которые развивают ловкость, гибкость, силу, моторику, тренирует реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, с помощью них познаются этические нормы. Они разнообразны, развлекательны и эмоциональны. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. Широко используются народные игры на занятиях, на прогулке, на праздниках и развлечениях. На прогулке, наши дети особенно любят играть в так называемые дворовые игры: «Салочки», «Море волнуется», «Мой веселый звонкий мяч», а также - перетягивание каната, «Жмурки», «Третий лишний», «Ручеек» и т.д. Использование народных игр в работе с детьми позволяет донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям. Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. В нашем детском саду организован музей «Русская изба». Посещение русской избы – одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. В ней происходит осознание ребенком понятий «прошлое»«настоящее»«время», дети ощущают себя в потоке времени как продолжатели дела предков. Сравнивая предметы старины и такие же, изготовленные современными мастерами, дети находят много общего, делают вывод о том, что традиции мастерства сохраняются. Также знакомство детей с русским народным костюмом - позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа. Посредством просмотра презентации «Русский народный костюм» знакомила детей с декором костюма, материалом украшений. Особую роль в духовно-нравственном воспитании играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием. Осенью прошлого года в нашей группе прошел яркий утренник «Осенины - осенние посиделки», в котором активное участие принимали родители группы. Праздник прошел в традициях русского фольклора, где все участники, от детей, ведущих и родителей, были в русских костюмах. Звучали заклички, загадки, пословицы, поговорки, задорные частушки детей и родителей, танцы; хороводы водили, играли в народные игры, как дети, так и взрослые, звучали народные инструменты. В зале царила атмосфера домашнего уюта, позитива, радости, праздника, задора и веселья. Не секрет, такие праздники неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Они вносят радость в наши дома, задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к традициям нашего народа.В группе проводится большая работа по воспитанию духовно – нравственных качеств у детей, но нет сомнения в том, что основы духовной нравственности у детей дошкольного возраста закладываются именно в семье.Первой ступенью в развитии духовной нравственности у детей является преемственность детского сада и семьи. Союзники и помощники в работе – это родители детей. Для них организуются: нетрадиционные родительские собрания с чаепитием, играми, презентациями о деятельности детей, беседы, анкетирование. Родители принимали активное участие в фотовыставках «Наши бабушки и дедушки». «Моя мама лучше всех», конкурсах поделок к тематическим праздникам: «Золотые руки бабушки», «Мамы руки золотые», «Мастерская Деда Мороза»; в посезонном украшении оконных витражей группы вытынанками, тем самым демонстрировали мастерство, творчество, и трудолюбие родителей, повышая престиж семьи Думаю каждому хочется, чтобы его дом был уютным, гостеприимным, неповторимым, чтобы всегда, где бы кто из членов семьи не находился вдали от дома, он знал, что его ждут дома, всегда выслушают и поймут, помогут в трудную минуту. А еще в семье должны бытовать традиции, которые дети должны перенять и перенести в свои будущие семьи.В связи с этим - предлагаю родителям самые простые традиции: начните с малого – чтение на ночь. Даже если ребенок еще маленький, чтобы понимать то, что вы ему говорите, только звук вашего голоса будет для него необыкновенно полезен. Уделяйте время для выбора сказок; если можете, сочиняйте вечерние сказки сами и вместе с детьми. Забота о младших и старших членах семьи, посильное участие детей в трудовой деятельности семьи; общая семейная трапеза – главные семейные традиции.Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что вся проводимая работа способствует ознакомлению детей с традициями русского народа, что, в свою очередь, обеспечивает личностный рост каждого воспитанника.У родителей, в связи с этим, появляется устойчивый интерес к совместной деятельности по данной теме, а взамен от них - слова благодарности и положительные отзывы. И без их помощи работа с детьми по теме была бы не столь плодотворной.И, конечно же, улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность (конструирование, лепка, раскрашивание и т.п.), выслушивание, смех над шутками ребенка - все это оказывает влияние на формирование духовно-нравственных качеств личности ребенка.