Профильная смена "Радуга УМОВ"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Профильная смена "Радуга УМОВ"
Автор: Брылёва Галина Ивановна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение среднего общего образования «Школа № 15» пос. БираканПрофильная смена«Радуга УМОВ»Универсальная Модель Олимпийского Воспитания для одарённых учащихся1 класса(возраст 7 – 8 лет)Учитель Брылёва Г.И.2019 год, пос. Биракан «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить» СократПояснительная запискаК школе сегодня предъявляются высокие требования, поэтому одной из приоритетных задач становится создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, возможность реализации их потенциальных способностей. Недостатком современной системы обучения является стандартизация временных моментов обучения в школе: единое для всех время на овладение программой, длительность урока, темп ведения урока, слабая ориентированность школы на формирование и развитие индивидуальности, слабый учёт и развитие разнообразных способностей и интересов. Всё это ведёт к низкой учебной мотивации способных детей. Учение ниже своих способностей, пассивность и беспомощность учащихся и как результат всего этого – случайный выбор профессии и путей продолжения образования. Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная и внеурочная деятельность дополнится работой летней профильной смены. Это и послужило мотивом для создания данной программы «Радуга УМОВ». Введение 18 дней занятий позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о данной науке. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Это и определяет для нас актуальность программы. Данную программу я связала с юбилеем нашей области и включила мероприятия по краеведению, экологии, трудовые десанты.Цель программы: Обеспечение благоприятных условий для выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в начальной школе в год юбилея Еврейской Автономной области.Задачи:Сформировать навык действия в ходе решения нестандартных задач повышенной сложности.Расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики.Развивать логические УУД.Учить правильно применять математическую терминологию, способствуя развитию речи обучающихся.Развивать познавательные интересы. Развивать психические процессы.Формировать стремление к размышлению, поиску, уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.Развивать способность к поисковой, краеведческой и исследовательской деятельности.Развивать навыки учебного сотрудничества.Воспитывать любовь к своей малой родине, прививать к ней бережное отношение.Ценностные ориентиры В основе программы лежат следующие ценности математики:понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или поддерживать истинность предположения). В работе с младшими школьниками решаются задачи не только интеллектуального развития, но и нравственного, так как это возраст становления и развития личности. В этой связи полагаем, что уместно также сделать акцент на следующем:1. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;формирования уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; 2. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитаниюразвитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке3. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;Психолого-педагогическая характеристика программыНа сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одарённости — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.На ступени начального образования должны быть сформированы следующие логические действия:сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств и различия, определения общих признаков и составления классификации);анализ (выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части); и синтез (составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты);сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;классификация – отнесение предмета к группе на основе заданного признака;обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;установление аналогий.Мероприятия профильной смены идут согласно тематическому планированию, в котором акцент ставится на развитие и формирование логической грамотности. Логические упражнения представляют собой одно из средств, с помощью которого происходит формирование математического мышления. Они позволяют детям усвоить правильные суждения, выполнять различные виды анализа, учат устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Значительно расширяется объём и концентрация внимания, уровень сохранения увиденного в памяти, словарный запас и умения оформлять в словесной форме свои рассуждения и доказательства. Сложность задач увеличивается от класса к классу. Используются на занятиях и комбинаторные, и ситуативные задачи. Задания конструкторско–практического характера формируют геометрические понятия, пространственное воображение, графическую грамотность и элементы конструкторского мышления. Дети учатся анализировать представленные объекты, мысленно расчленяя их на составные части для детального исследования, собирать предмет из частей, усовершенствовать предмет по заданным условиям. Методы обученияМетоды работы, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и качеств личности: познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству.Возможные рискинеправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка, что может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов. И, как следствие, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, проявления истинной одаренности снизятся;рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между «одаренными» и «обычными» школьниками, невнимание к последним. Это приведет к тому, что потенциально одаренные дети, чью одаренность в силу обстоятельств не удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в число одаренных.Направления реализации программы1. Выявление математически одаренных детей.Анкетирование родителей обучающихся с целью выяснения круга интересов их детей.Наблюдения на уроках за проявлением активности и любознательности ребят.Наблюдение за успешностью обучения на занятиях математикой.2. Развитие математической одаренности обучающихся.Создать учебно-методический комплекс для проведения занятий.Проводить занятия методом проблемно-поисковой деятельности, работой в группах и с использованием ИКТ.3. Реализация развитой математической одарённости.Создание оптимального педагогически организованного пространства для проявления математической одарённости.Предоставить возможность показывать успешность развития в регулярно проводимых «Интеллектуальных мероприятиях».Обеспечить участие более успешных детей в муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсах и олимпиадах.Ежедневно отражать на стенде результативность достижений ребят, рефлексию дня. Ожидаемые результатыОсновной показатель качества освоения программы личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.Чтобы добиться ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка знаний и умений обучающихся.Основные формы учета знаний и умений:" тестирование " участие в олимпиадах, в конкурсах;" участие в интеллектуальных играхКроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками, включающее: - результативность и самостоятельную деятельность ребенка, - активность, - аккуратность, - творческий подход к знаниям,- степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д. Нормативно-правовое и научно-методическое сопровождениеПрограмма летнего лагеря «Радуга УМОВ» составлена в соответствии с Законом об Образовании РФ, требованиями ФГОС НОО в рамках вариативной части «Внеурочная образовательная деятельность» и относится к программам общеинтеллектуальной направленности на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2005.Материально-техническое обеспечение: компьютер, экран, принтер, аудио-система.Методическое обеспечение: методическая и справочная литература, тесты, наглядность, дидактические материалы, в том числе и мультимедийные средства, ресурсы Интернета, настольные развивающие игры и др.Особенности организации учебного процесса Материал каждого занятия рассчитан на 45 - 60 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы могут повторяться в следующем учебном году, но даются на усложнённом материале.Проводятся «Интеллектуальные ринги», а в конце лагерной смены итоговое занятие в форме КВН или игры «Что? Где? Когда?». В течение смены после изучения определённых тем дети вовлекаются в проектную деятельность.План реализации программыПрограмма рассчитана на 18 дней с детьми 1 класса. Содержание программыВыполнение заданий, требующих цепочки логических рассуждений.Решение конструкторско-практических задач.Решение задач повышенного уровня сложности Математические игры, ребусы, кроссворды, шарады.Комбинаторные задачи.Старинные задачи.Наши проекты.Интеллектуальные ринги.Тематическое планированиеТребования к уровню подготовки участников смены:Занятия профильной смены должны помочь ребятам:помочь овладеть способами исследовательской деятельности;формировать творческое мышление;способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах. Ребята должны знать:алгоритм выполнения решения головоломок, шарад, ребусов;алгоритм выполнения проектовдревнерусский способ умножения.Ребята должны уметь:анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;осуществлять самостоятельный поиск решений логических задач и задач повышенного уровня;принимать участие в школьных, районных олимпиадах и международном конкурсе «Кенгуру»;решать задачи разными способами, выбирая наиболее продуктивный способ решения;оформлять презентацию; пользоваться математической терминологией;преобразовывать и конструировать геометрические фигуры на плоскости по заданной программе и составлять свои подобные задания; выполнять объёмные фигуры конуса, цилиндра, усеченного конуса по их развёртке;изображать на плоскости объемные фигуры;составлять развертку и собирать по ней фигуру;Рефлексия Система стимулированияПосле старта программы «Радуга УМОВ» каждый участник может получить знак успеха в виде звезды. Каждый цвет имеет своё значение: красного цвета – 1 место и 15 баллов; синего цвета – 2 место и 10 баллов; зеленого цвета – 3 место и 5 баллов. золотого цвета – высший знак отличия и 20 балловСписок литературы:1. Агаркова Н.В. Нескучная математика. 1-4 классы. Занимательная математика. – Волгоград: Учитель, 2007.З. Гаврилова Т. Д. Занимательная математика: как сделать уроки нескучными / авт.-сост. Т. Д. Гаврилова. - Волгоград : Учитель, 2006.4. Кремень Э. А. Развивающие задачи для математического досуга / Э. А. Кремень, 3. С. Сухотина. - М. : Школа-Пресс, 1993.5. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006.6. Синицына Е.И. Логические игры и загадки. – М.: ЮНВЕС, 2000.7. Холодова О.А. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2005.8. Шарыгин, И. Ф. Математика : задачи на смекалку / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. - М. : Просвещение, 1999.