"Развитие любознательности детей посредством опытно - экспериментальной деятельности"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развитие любознательности детей посредством опытно - экспериментальной деятельности"
Автор: Савина Надежда Анатольевна
Развитие любознательности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.Актуальность темыРебенок по своей природе очень любопытен. Еще они любят фантазировать. Еще они задают много вопросов. Открытых вопросов.Образование ребенка невозможно без поиска инновационных технологий, которые развивают творчество детей, формируют в них полезные навыки саморазвития и самообразования, то возникает необходимость прибегать к экспериментальной деятельности — методу, направленному наилучшим образом на формирование универсальных знаний у детей.В ходе экспериментирования дети приобретают самостоятельные исследовательские умения, учатся ставить проблему, собирать и обрабатывать информацию, с удовольствием проводят различные эксперименты, охотно анализируют полученные результаты.Ж. Пиаже, который проанализировал значение этой деятельности для детей и подростков, доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.Слово «эксперимент» происходит от греческого языка и переводится «как проба, опыт».Наш соотечественник Николай Николаевич Поддьяков – автор ряда исследований в области детского экспериментирования. Поддьякову Н.Н. принадлежит высказывание: «Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой»Возможности организации экспериментирования с детьми дошкольного возраста рассмотрены в работах современных авторов: О. В. Дыбиной, Л. Н. Прохоровой, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир.Цель работы – раскрыть особенности и возможности экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.ПроблематикаОднако на сегодняшний день разработанные методики организации детского экспериментирования внедряются в практику работы педагогов медленно и в недостаточном объеме. А развитие познавательной активности у детей актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.Содержание образовательной области «Познавательное развитие» в ФГОС ДОФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования на развитие активности, инициативы и самостоятельности детей. Формированию данных качеств личности способствует развитие познавательной активности.ФГОС ДО 2013 г. в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему образовательная программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.Стадии познавательного развитияК стадиям познавательного развития мы относим: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.Рассмотрим каждый из этапов подробнее.1. К первой стадии мы относим любопытство. Для неё характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2–3 года ребёнок сосредоточивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности.2. Любознательность - стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске. В качестве примера проявления любознательности можно привести тот факт, что ребёнок часто задаёт вопросы познавательного характера, например: «Почему трава зелёная?», «Для чего корове хвост?», «Почему деревья не падают?», «Почему солнце светит?». Для развития детской любознательности особое значение приобретает умение взрослого отвечать на подобные вопросы. Неоспоримый факт, что интеллектуальные способности ребенка во многом зависят не от «наследственности», а от пытливости ума. Как он получает информацию? Прежде всего, в общении со взрослыми. Эти вечные беседы на тему: «А почему... снег белый? И утки не тонут? Земля круглая, а не квадратная?» желательно всегда поддерживать. Нужно стараться всячески поощрять эту любознательность, расширяя кругозор вашего малыша и давая ему некую систему знаний о мире. И не спешите отвечать на все вопросы. Чаще спрашивайте у вашего «почемучки»: «А как ты сам думаешь?» Пусть ребенок «покопается» в непонятной для него информации.3. Познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования.4. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы относим познавательную активность. Её источником является познавательная потребность. Процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение. Познавательная активность выступает как природный интерес ребенка к окружающему миру. Об интересах ребёнка и интенсивности его стремления познакомиться с определёнными предметами или явлениями свидетельствуют: внимание и повышенная заинтересованность; эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.); действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета.Особенности экспериментальной деятельностиС чего начинается процесс экспериментирования?Прежде, чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать, - считал В. А. СухомлинскийНаблюдение — это первая ступенька к началу экспериментальной деятельности. Ребенок смотрит на различные объекты, у него идет интенсивный мыслительный процесс, в результате которого развивается логика мышления, внимание, появляются различные идеи к проведению эксперимента.Следующей ступенью к проведению опыта, эксперимента отмечают размышление об увиденном. Как уже указано выше, при наблюдении за объектом или предметом ребенок использует логику мышления. Размышление о том, что видит дошкольник , помогает ему выдвинуть какую-то исследовательскую гипотезу, оценить ее, решить для себя, интересно ли это, оригинально ли.Следующий этап очень трудный для детей — измерение, замер. Здесь используются первичные математические знания ребенка.Проверка гипотезы вызывает необходимость придумывать, даже очень невероятные предположения, которые свойственны детям. Тут речь идет о неумерной детской фантазии и воображении.Следующий этап — предсказание. О том, за чем наблюдал ребенок ранее, он пытается разъяснить, пытается объяснить, что и почему должно в итоге произойти.Последние этапы даются детям труднее, чем, например, фантазировать о результатах предстоящего опыта, но большинство деток отлично с ними справляются.Экспериментальная деятельность — каковы особенности?Основные особенности экспериментирования с детьми дошкольного возраста - организация экспериментов в игровой деятельности и в процессе общения.Вам будет интересно почитать о том, какие особенности имеет общение родителей с ребенком.Так как детская игра в дошкольного возрасте является ведущим видом деятельности, то и занятия экспериментирования всегда должны содержать множественные элементы игры. Так детям легче будет усваивать даже сложные понятия. Если сразу начинать с длительных и ненужных объяснений, пусть даже с наглядными материалами, ребенок может отвергнуть данный вид деятельности. Следует заинтересовать детей экспериментом, и тогда он еще и еще раз будет возвращаться к такого рода деятельности. И даже сможет самостоятельно выстраивать свои личные исследования и опыты.Технологии, методы и формы работыЭкспериментирование – это практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании ребенок имеет возможность проявить свои познавательные возможности, выступает в роли исследователя. Технологии проектной деятельности, проблемные ситуации, наблюдения, опыты, объяснение гипотез дают возможность проявить детям самостоятельность в деятельности, учиться не только у взрослы, но и друг у друга.Проблемная ситуация. Затруднение, еще не очень ясное и малоосознанное впечатление, как бы сигнализирующее: «что-то не так», «что-то не то». Любая проблемная ситуация должна подвергаться анализу.Познавательная задача. После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать и учесть все предположения, обратить внимание на ихпротиворечивость. Если дети не выдвигают никаких идей, их должен выдвинуть сам воспитатель.Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. В исследовательских проектах дети экспериментируют, проводят опыты, наблюдают, делают выводы.Физические опыты:- движение;- измерение;- магнетизм;- вещества и материалы;- свет, цвет, звук.Пример. Такие природные явления, как вода и ветер, свет и тень, преломление луча в призме, рост и развитие растений, жизнь и способы передвижения животных (улитки, например) изучаются так же подробно, Детям предоставляют возможность несколько раз взглянуть в разное время (дня, недели, года, при разном освещении и погоде) на одно и то же явление, сфотографировать происходящее. Затем, дети обсуждают увиденное, задают друг другу вопросы, отвечают на них, или ищут ответ на вопрос, вызвавший затруднение. ВыводЭкспериментирование возможно, если:- создано методическое сопровождение работы по формированию познавательного интереса;- включены опыты как в совместную деятельность педагога и детей, так и в самостоятельную деятельность детей в режимных моментах;- обогащена развивающая предметно-пространственная среда разнообразным материалом и оборудованием (создание картотеки игр и упражнений для воспитателей и родителей).- организовано взаимодействие с родителями (консультации для родителей, выпуск буклетов: «Растим Любознайку», «Домашние опыты с водой», «Как организовать экспериментирование дома»).Рекомендуемая литература и источникиМетодические пособияДыбина О.В., Рахманова Н.П. и др. Неизведанное рядом.Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду.Одинцова Л.И. Экспериментальная деятельность в ДОУ.Организация экспериментальной деятельности дошкольников/Под общей редакцией Л.Н. Прохоровой.Рыжова Н.А., Мусиенко С.И. Воздух вокруг нас.Интернет-источникиЦелый мир в одной коробке или наши сенсорные коробочки!//Электронный журнал «Baby.ru». Режим доступа: Свободная энциклопедия «Википедия».