Инновационный педагогический проект «Сказка - ложь, да в ней намек»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инновационный педагогический проект «Сказка - ложь, да в ней намек»
Автор: Федосеева Светлана Николаевна

Инновационный педагогический проект «Сказка - ложь, да в ней намек»Автор проекта:Федосеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ«Менделеевская СОШ»п. МенделеевоКарагайский районПермский крайАннотация ФГОС НОО ориентируют учителя на развитие личности ученика, необходимость обратить особое внимание на процесс формирования тех учебных компетенций, которые необходимы школьникам для дальнейшего успешного обучения. В частности, в примерной программе курса литературного чтения приоритетной целью обучения этому предмету названо формирование читательской компетентности. А это значит владение техникой чтения, приемами понимания прочитанного, умением ориентироваться в круге чтения. Россия всегда считалась читающей страной. Но в последнее время наблюдается другая картина: снижение уровня читательской культуры населения. Психологи утверждают, что компьютеры, современная виртуальная реальность оттеснили живое слово, книжную культуру и, как следствие, заметно упала культура общения, падает грамотность. Родители часто жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Считаю, чтобы сформировать эффективное, осознанное чтение, умение работать с информацией, развить устойчивый интерес к чтению 4 часов в неделю уроков литературного чтения в школе недостаточно. Несформированность читательской компетентности влечет за собой проблемы не только на уроках чтения, но и на других предметах, включающих работу с текстом.Актуальность проекта:1.Учащиеся ограничиваются чтением литературы только по школьной программе. 2. Не посещают библиотеки. 3.Нет примера читать дома от родителей. Проблема осознанного чтения является актуальной не только на уроках литературного чтения, математики и окружающего мира, но и при выполнении тестовых заданий по всем предметам, как промежуточных, так и итоговых. Я считаю, что одной из важнейших моих задач в школе является формирование осознанного чтения детьми, читательской компетентности. Что такое читательская компетентность? Под умением читать понимается следующее:
  • Умение вычитывать информацию.
  • Умение размышлять о прочитанном.
  • Умение давать оценку прочитанному.
  • Детям начальных классов очень близки и интересны сказки. Поэтому в своем проекте «Сказка – ложь, да в ней намек» для работы мной взяты разные сказки. Надпредметная область проекта – литературное чтение. Цели проекта:1.Повышение интереса к чтению и книге, содействие развитию читательской грамотности, популяризации чтения среди учащихся и родителей.2. Формирование метапредметных УУД у младших школьников.Задачи проекта:
  • Развивать потребность в чтении посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности.
  • Развивать читательскую компетентность учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации.
  • Стимулировать творчество детей.
  • Организовать сотрудничество с поселковой и школьной библиотекой.
  • Организовать и контролировать ведение детьми читательских дневников.
  • Привлечь к данному проекту родителей учащихся.
  • Участники проекта:1.Учащиеся 3в класса; 2.Родители учащихся; 3.Руководитель проекта; 4.Сотрудники библиотек: специалисты Менделеевской сельской библиотеки и школьный библиотекарь.Формы работы с родителями:1.Тематическое родительское собрание «Чтение – лучшее учение».2.Консультации для родителей по организации работы дома, способствующей развитию читательских умений.3. «Чтение ребенка перед сном» (осуществление контроля).4.Совместное прочтение произведений. 5.Литературные внеклассные викторины, игры, турниры, конкурс чтецов, театрализованные представления (с участием родителей).Формы работы с детьми:1. «Портфель читателя» (список из 10 книг, перечень различных заданий по этим произведениям).2. Оформление «портфелей».4.Участие в выставке «портфелей».5. Выразительное чтение по книге.6. Выразительное чтение по ролям.7.Беседа о прочитанном.8. Детские рисунки по прочитанным произведениям.9. Герои книг оригами, аппликацией.10.Посещение школьной и поселковой библиотек.11. Библиотечные уроки.12.Литературные игры, олимпиады, викторины, КВН по прочитанным произведениям..14. Игры- драматизации.15. Театральные постановки.Деятельность руководителя проекта:1. Определение круга чтения для данного класса начальной школы. (10 книг).2. Разработка модели методического сопровождения проекта «Портфель читателя».3.. Подготовка жетонов читателя.4.Формирование «призового фонда», состоящего из недорогих привлекательных для ребенка вещей: ручки, блокноты, магнитики и пр.5. Распространение информации для учеников и родителей.6. Систематические собеседования с детьми о прочитанных книгах.7. Проведение в классе итоговой игры - викторины по всем рекомендованным книгам.8. Разработка и проведение олимпиад, игр, викторин, КВН-а, поле чудес.9. Ведение «Карты достижений».10. Проведение родительского собрания.11. Награждение победителей.План реализации проекта. Реализуя проект, формируется интерес детей к чтению, расширяется круг чтения, применяется .мотивирующая идея «поощрения». Заранее обговаривается момент, что дети за качественное прочтение произведения и выполнение различных заданий будут поощряться жетонами читателя. Затем эти жетоны будут обмениваться на небольшие призы. Элемент соревнования позволяет успешно поддерживать читательскую активность на протяжении продолжительного времени. Жетоны зарабатываются в течение четверти и вносятся в «Карту достижений учащихся». В конце каждой четверти подводятся итоги, проходит награждение участников. В конце года подводится общий итог, награждение участников грамотами, дипломами, сертификатами.Необходимые условия: Доступность книг из рекомендованного списка, призовой фонд.Принцип отбора произведений:1. Соответствие возрастным возможностям и интересам; 2. Отсутствие в обязательной программе по литературному чтению.Ожидаемый результат по формированию УУД младших школьников:Личностные УУД: умение выражать отношение к прочитанному произведению, оценивать поступки героев произведений, выражать свои впечатления, рассуждения в устной или письменной форме, участвовать в дискуссии. Регулятивные УДД: умение самостоятельно выбирать нужную книгу и читать её, самоконтроль и самопроверка усвоения материала, самостоятельная работа с книгой, стремление улучшить свои результаты.Познавательные УДД: понимать читаемое, умение выделять главную мысль, умение находить нужную информацию в тексте, строить рассуждения по теме.Планируемый результат:1. 100%-ое участие обучающихся в данном проекте.2. Возрастет интерес к чтению, книге.3. Увеличится количество детей-читателей, посещающих библиотеки.4. Расширится читательский круг детей через прочтение внепрограммных произведений, участие в викторинах, интеллектуальных играх, олимпиадах.5. Проведение совместных мероприятий с родителями сплотит взрослых и детей. 6. В ходе собрания, индивидуальных бесед, рекомендаций повысится интерес к чтению у родителей, влияние на своих детей.7. Повысится качество успеваемости по всем предметам. План реализации проектаМатериально-техническое обеспечение Классное помещение, библиотеки, детский сад, компьютер, проектор, сборники со сказками, Интернет-ресурсы, мелкие призы для награждения детей.Используемая литература.
  • Евдокимова Н.Ф. Как кроссворды помогают развитию интереса к чтению//Начальная школа. – 2005, №7 – с.88
  • Ладанов И.Д., Розанова О.А. Практическое пособие с упражнениями «Техника быстрого чтения»/ И.Д.Ладанов, О.А.Розанова – М.: Просвещение, 1998
  • Журналы «Начальная школа».
  • Русские народные пословицы, поговорки.(сост. Оремус Е. А..). – М.: Образ. Компания, 2005.
  • Интернет-ресурсы.
  • Сборники сказок.
  • Анкеты для выявления читательского интереса и круга чтенияАнкета №1 1. Любишь ли ты читать? 2. Какую книгу ты читаешь сейчас? 3.Читают ли тебе родители? 4.Читаешь ли ты вместе с родителями? 5. .В твоей семье любят читать взрослые?6. Ты читаешь потому, что надо, или потому, что интересно? 7.Есть ли у вас дома интересные детские книги? 8.Ходишь ли ты в библиотеку? 9.Какую книгу сейчас читает мама? Папа? 10. Какие книги тебе больше всего нравится читать? Анкета №2 1.Любишь ли ты читать книги? 2.Сколько времени обычно проводишь за книгой? 3.Тебя заставляют читать или ты читаешь сам без принуждения? 4.Какие книги ты предпочитаешь? 5.Какие журналы тебе нравятся? 6.Кто советует тебе в выборе книги? 7.Дарят ли тебе родители книги?8.Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанное? 9.Читают ли твои родители книги? 10.Ходишь ли ты с родителями в книжный магазин или библиотеку? В какую? В какой магазин? 11.Есть ли у вас домашняя библиотека? 12.Какую книгу ты прочитал сейчас? 13.Какую книгу (из прочитанных тобой) можешь порекомендовать друзьям и одноклассникам? Почему? Чем тебе понравилась эта книга? Нарисуй её обложку. Анкета для родителей 1.Любит ли ваш ребенок читать книги? 2.Сколько времени он обычно проводит за книгой? 3.Вы заставляете своего ребенка читать или он делает это без принуждения? 4.Какие книги и журналы он предпочитает? 5.Дарите ли вы своему ребенку книги? 6.Читаете ли вместе с ребенком книги и журналы? 7.Обсуждаете ли со своим ребенком прочитанное? 8.Считаете ли вы себя активным читателем?9.Как вы думаете, являетесь ли вы примером для своего ребенка в чтении книг? 10Ходите ли вы с ребенком в библиотеку или вам хватает домашней? 11.Какую книгу (из прочитанных вами в детстве) можете порекомендовать ребенку для чтения? Почему? Чем вам дорога эта книга? Пожалуйста, укажите автора и название произведения?