"Фонематический слух - основа правильной речи"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Фонематический слух - основа правильной речи"
Автор: Барбарская Лидия Васильевна
Семинар – практикум для педагогов по теме: «Фонематический слух – основа правильной речи». Цель: формирование мотивации у педагогов по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического слуха через использование игр, игровых упражнений.Задачи: - раскрыть значение развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста;- приобщать педагогов к использованию в своей работе с воспитанниками игр и игровых упражнений, как средства для развития фонематического слуха;- выявить типичные ошибки при обучении грамоте воспитанников старшего дошкольного возраста. В настоящее время по данным министерства здравоохранения 70-90% детей, посещающих дошкольные учреждения имеют проблемы с речевым развитием от темповой задержки, нарушений звукопроизношения до полного отсутствия речи. Обследование детей нашего детского сада показало, что в старших и подготовительных к школе группах отклонения в речевом развитии имеют более 80% воспитанников. Многие авторы (педагоги, психологи Р.Е.Левина, Г.Р.Никашина, В.К.Орфинская, Г.А.Каше и др.) ведущее место в коррекции речевого развития отводят формированию фонематического слуха. Слух – это способность с помощью слухового анализатора (органа слуха) воспринимать звуки и ориентироваться в окружающей среде. Существует два вида слуха: неречевой (физический), который позволяет нам воспринимать бытовые и природные шумы и речевой (фонематический), который позволяет овладеть «кодом» языка и понимать человеческую речь. Иными словами, фонематический слух – это способность человека слышать и узнавать фонемы родного языка, т.е. различать все звуки речи. Он нужен, чтобы ребенок научился не только понимать речь и говорить, но и улавливать те особенности звука, благодаря которым смысл одного слова отличался от смысла другого, правильно выстраивал предложения и фразы, согласовывал падежные окончания, число и род различных частей речи. Ребенок должен овладеть умением выделять сигнальные смыслоразличительные признаки русского языка. (Смыслоразличительные признаки в русском языке: ударность гласных звуков (замок – замок), звонкость и глухость согласных (бочка – почка, том, дом), твердость и мягкость согласных (пыл – пыль). Смена гласных или их ударности и смена согласных: по твердости и мягкости, звонких и глухих меняют смысл слова. Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Этот термин был введен Л.С.Выготским. Фонематический слух включает в себя три речевые операции:- способность слышать, есть данный звук в слове или нет (хлопни, если услышишь звук С);- способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности (молоток-локоток, улитка-калитка);- способность различать близко звучащие, но разные по значению слова (коза-коса, рак-лак). На основе фонематического слуха формируется фонематическое восприятие. Термин « фонематическое восприятие» был введен Д.Б.Элькониным, который занимался поисками наиболее эффективной методики обучения чтению и письму. Фонематическое восприятие включает в себя три операции:- умение определять линейную последовательность звуков в слове;- умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;- осознание или подсчет количества звуков в слове. Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Фонематический слух близок по значению с фонематическим восприятием, однако фонематическое восприятие формируется в процессе специального обучения. Позже Д.Б.Эльконин выделил из фонематического восприятия фонематический анализ, или как мы его называем звуковой анализ, включающий в себя:- выяснение порядка следования фонем в слове;- установление различительной функции фонем;- выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку. Под фонематическим анализом мы понимаем умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация.Аналогично под фонематическим синтезом мы будем понимать умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова. Т.о. фонематическая система включает следующие компоненты: фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез. Недоразвитие любого из выше перечисленного может привести к трудностям в усвоении звуков речи, а в дальнейшем к затруднениям при обучении грамоте. На письме это проявляется в специфических ошибках (пропуски, перестановки, вставки, замены букв, слогов).Большое количество этих ошибок обусловлено несформированностью фонематической системы, они отличаются стойкостью, и с трудом поддаются коррекции. Это затрудняет процесс письма и приводит к школьной неуспеваемости, т.к. письменная речь формируется на основе устной. Фонематический слух начинает формироваться с момента рождения ребенка. По данным Р.Е.Левина, Н.Х.Швачкина наиболее интенсивное его развитие происходит с 1года до трех. Его развитие происходит параллельно с овладением произносительной стороны речи. В норме фонематический слух должен быть сформирован к 4 годам. Работа по развитию у детей способности дифференцировать фонемы начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывая звуки речи. Ее можно условно разделить на шесть этапов.1 этап – узнавание неречевых звуков.На данном этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки по способу звучания, направления звучания, умения определять одинаково звучащие неречевые звуки и умения различать неречевые звуки по длительности. Одновременно эти же занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы). Игры: «Найди игрушку», «Что и где звучало?», «Кто сильнее?», «Узнай, что звучало?»2 этап – различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса. Игры: « Кто тебя позвал?», «Далеко-близко», «Три медведя», «Мамы и детки».3 этап - различение слов, близких по звуковому составу.Игры: «Верно-неверно», «Запомни и расставь картинки», «Подбери слово», «Доскажи словечко»4 этап - дифференциация слогов.Игры: «Назови лишний слог», «Телефон», «Скажи наоборот», воспроизведение слоговых рядов со сменой ударного слога, с одинаковыми гласными и согласными, с наращиванием стечения согласных и т.д.5 - этап дифференциация фонем. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных фонем.Выделение в звуковом потоке гласного звука (хлопнуть, остановиться, поднять зрительный образ), «Угадай-ка» (соотношение звукоподражания с предметом), «Дом большой, дом маленький», затем идет такая же работа по дифференциации согласных фонем.6 - этап развитие навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с обучения детей определять количество слогов в слове, уметь изобразить хлопками двух и трехсложные слова, выделяя ударный слог « «Хлопушки»), далее дети учатся анализировать гласные звуки («Хлопни столько, сколько звуков», «Назови первый звук, затем приступают к анализу согласных звуков, при этом также должна соблюдаться определенная последовательность: сначала выделяется последний согласный звук в слове. «Назови последний звук». Проводимые в указанной последовательности игры и упражнения способствуют развитию у детей слухового внимания и слуховой памяти, внимания к речи окружающих, помогают выработке тонких акустических дифференцировок, совершенствуют фонематическое восприятие и подготавливают детей к работе по анализу звукового состава речи. Игры и упражнения по развитию фонематического слуха можно проводить как на фронтальных занятиях, так и на подгрупповых и индивидуальных, а также в любые режимные моменты. В настоящее время появилось много авторских программ и разработок по развитию навыков элементарного звукового анализа, причем не всегда высокого качества. На какие ошибки хотелось бы обратить ваше внимание:- смешивается понятия «звук» и «буква», что затрудняет процессы звукобуквенного анализа и синтеза. При звуковом анализе выделяют 4 гласные буквы, которые образуют два звука, а не один. (Ю,Е, Я, Ё);- наблюдается произвольное знакомство с буквами без учета онтогенеза обозначаемых ими звуков (т.е последовательности их развития), что приводит к искажению, заменам, пропускам звуков при чтении;- названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции, или с призвуками (СЭ, КЭ);- не учитываются правила орфоэпии (классическое правильное произношение слов, принятые правила произношения звуков и сочетаний звуков в словах):При этим правилам мы знаем, что- звонкие согласные на конце слова оглушаются (зуб, таз);- глухие согласные в середине слова могут озвончаться (просьба-«прозьба»);- мягкий согласный звук может смягчать предыдущий твердый согласный (ветви – «ветьви»);- гласные звуки в предударной позиции произносятся по-другому комок – «камок», огурец –« агурец», петух – «питух»;- удвоенная согласная буква обозначает один звук (Анна, шоссе).Речевой материал для звукового анализа необходимо подбирать так, чтобы его произношение совпадало с написанием, не брать йотированные гласные Ь,Ъ в старшей группе, в подготовительной изучать в конце года.Не брать изучение букв в обязательном порядке в старшей группе, т.к именно в этом возрасте наблюдается повышенная чувствительность к звуковой стороне речи. В дальнейшем такая восприимчивость теряется, поэтому важно в этом возрасте развивать фонематическое восприятие, а не предлагать сразу буквы. Допуская эти ошибки, у детей при обучении грамоте могут возникнуть противоречия, что в последствии приведет к нарушению письма и чтения. Наша встреча подошла к концу. Мы надеемся, что вы время провели не зря, если у вас возникли вопросы, мы будем рады на них ответить. Очень надеемся, что смогли убедить вас в значимости развития фонематического слуха для ребенка дошкольного возраста, для его подготовки к школе.