«Игровые дидактические пособия по развития речи дошкольников»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Игровые дидактические пособия по развития речи дошкольников»
Автор: Яковлева Наталья Ивановна

«Игровые дидактические пособия по развития речи дошкольников»Сегодня нам хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые дидактические игры, которые мы используем в речевой работе с детьми.«Прекрасна речь,Когда она как ручеек,Бежит среди камней,-Чиста, нетороплива,И ты готов внимать ее потокИ восклицать:О, как же ты красива!..»На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
  • Односложная, состоящая из простых предложений, речь;
  • Бедность речи;
  • Несформированность грамматического строя речи;
  • Нарушение звукопроизношений;
  • Бедная диалогическая речь;
  • Трудности в построении монологов;
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
  • Отсутствие навыков культуры речи;
  • Плохая дикция.
  • Поэтому перед нами встала задача, как научить детей связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.Одним из средств развития речи детей являются дидактические игры.Начиная с самого раннего возраста, ребенок активно познает мир, исследуя все происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребенка.Дидактическая игра может выступать как средство развития речи, так как:1. Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, может включаться в любое занятие (музыкальное, физкультурное, изодеятельность и др., является одним из занимательных элементов на прогулке.2. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации, с определенными предметами, приобретая при этом собственный действенный и чувственный опыт.3. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении положительного эмоционального отношения к заданию.Дидактические игры, которые используются, как средство речевого развития должны основываться на следующих принципах:1. Каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей.2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.3. Дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.Для речевого развития детей используют следующие виды дидактических игр:1. Игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д).2. Настольно-печатные (парные картинки, домино, лото).3. Словесные игры (без наглядного материала).Остановимся на словесных играх. А также поиграем в некоторые из них.Словесные игры – это игры, построенные на словах и действиях играющих. В словесных играх дети углубляют свои знания и представления о предметах, открывают что-то новое. В таких играх дети должны сами находить признаки различия и сходства предметов, группировать их по различным свойствам, описывать предметы, узнавать предметы по описанию, выделять характерные признаки и т.д. Такие игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.Игра «Цепочка слов»Цель: Обогащение словаря прилагательными, существительнымиСуть этой игры заключается в подборе слов - существительных и прилагательных – объединенных каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов – переходов.Например, исходное слово «кошка». Вы задаете вопрос:Воспитатель В): Кошка бывает какая?- Пушистая, ласковая, разноцветнаяВ. Что еще бывает разноцветным?- Радуга, платье, телевизор…В. Каким еще может быть платье?- Шелковым, новым, модным…В. Что еще может быть модным? и т. д.Игра «Что с чем делают?Цель: Обогащение словаря глаголами.Песок сыплют, а воду…Котлеты жарят, а суп…Стол накрывают, а постель…Цветы водой поливают, а огонь…Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену…Стол можно сломать, а стакан…Воду можно разлить, а горох…Сено косят, а волосы…Платье шьют, а шарф…Игра «Эстафета»Цель: Активизация глагольного словаря.Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка – эстафета. Он произносит какое-нибудь слово и передает эстафету рядом стоящему ребенку. Тот должен подобрать подходящее слово – действие и быстро передает палочку дальше. Когда эстафета вернется ведущему, он задает новое слово, но палочку передает в другом направлении.Например, собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет…Кошка – мурлычет, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается…Игра «Назови три предмета»Цель: Упражнять в классификации предметовВоспитатель называет слово, например мебель. Тот кому он бросает мяч, называет три слова, которые можно назвать одним словом мебель.Игра «Подбери слово»Цель: Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.Воспитатель спрашивает: «Вспомните, что можно шить?» (платье, пальто, сарафан, рубашку)Что можно завязывать?Что можно чистить? И т. д.Игра «Сочиним сказку»На лесной опушке жил зверек, в названии которого был звук «А». Отгадайте, кто это мог быть? У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук «А». Как вы думаете, что это за овощи? Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принес с собой игрушки в подарок для детенышей, в названии которой есть звук «А». Все были рады.Давайте мы вернемся в детство. Вы помните свое детство? Вспомните, во что вы верили в детстве? В волшебство дети верят все… Но мы знаем, что волшебниками не рождаются, волшебниками становятся. А для этого у ребенка есть все: он уже умеет видеть то, что не видно взрослым. Слышать волшебные звуки, понятные только ему. Но все же он нуждается в помощи. А помочь ему может только тот взрослый, который не потерял в себе волшебника.«Вся наша жизнь — игра» Б. Грасиан