"Обучающе - игровой макет как развивающая среда для дошкольников с онр"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Обучающе - игровой макет как развивающая среда для дошкольников с онр"
Автор: Наталья Викторовна Киселева
"Обучающе - игровой макет как развивающая среда для дошкольников с онр" Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества. Масару ИбукиВсе дети на свете по своему характеру очень разные. Но все они довольно любопытны. Стремясь удовлетворить свое любопытство, они активно взаимодействуют с окружающим миром. Дошкольники очень наблюдательны. В старшем дошкольном возрасте дети уже имеют некоторый жизненный опыт, который они используют в своих играх. Несмотря на обилие разнообразных современных игрушек, эти маленькие воображульки стремятся создавать своими руками собственные арт-объекты, которые потом с удовольствием используют в играх. Им интересно придумывать всё самостоятельно, рассматривать предметы, делать свои умозаключения и выводы. Особенно дети любят создавать разнообразные макеты. Учитывая опыт работы других коллег, мы пришли к выводу, что использование макетов в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения, поможет нам значительно повысить интерес дошкольников к образовательной деятельности. Вместе с детьми мы решили создать модель реального природного объекта - дерево. Прежде, чем приступить к воплощению нашей общей идеи, все вместе обсудили детали предстоящей работы. Необходимо было выслушать мнения все участников нашего проекта. В ходе обсуждения стало понятно, что для детей важна новизна и необычность в планируемом предмете. Было решено, что это будет напольный объемный макет. Сначала мы внимательно рассмотрели деревья в живой природе. Затем сделали набросок нашего дерева на бумаге. Много споров, предложений и рассуждений было по поводу того, из какого материала будет изготовлен макет. Решили, что нам подойдет бумага. Подобные обсуждения предстоящей работы очень важны, ведь дети рассуждают, тем самым развивая логическое мышление, пополняют словарь, улучшают выразительность речи. Каркас изделия изготовили взрослые. Ребята стали нашими ответственными наблюдателями и главными советчиками. Дальнейшую работу выполняли дети. Мы лишь показали им некоторые способы. В самом начале работы дети быстро сообразили, что большая компания возле одного ствола одновременно работать не может. Возникшую проблему решали сообща: распределили обязанности среди всех участников и работа закипела! Некоторые дети взяли на себя обязанность отрывать и подносить газетную бумагу, другие ее с удовольствием окунали в клейстер. Остальные были "скульпторами" - с энтузиазмом накручивали размоченную бумагу на каркас дерева. В ходе работы дети много общались, помогали и подсказывали друг другу, договаривались о смене деятельности. Вместе мы вспомнили о явлениях и объектах природы, описывая и сравнивая их, что способствовало развитию доказательной речи детей. Наш макет мы создавали целую неделю! На заключительном этапе создания веток подключились мы - взрослые. Необходимо было принять все меры безопасности, учитывая, что некоторые ветки будут находиться на уровне глаз детей. Мы значительно продлили концы веток, отдаляя их от основного каркаса. Использовали только бумажные салфетки и клейстер. Наши воспитанники и здесь проявили смекалку: они закрутили концы веточек своеобразными колечками. Так мы сделали наше дерево безопасным объектом в группе. На заключительном этапе дети самостоятельно покрасили дерево, решив, что каждая ветка должна иметь свой цвет. Предпочтение отдали самым ярким цветам спектра. У нас получилось замечательное разноцветное Чудо - дерево! Это результат общего кропотливого труда: воспитателей, логопеда, детей. Создание коллективного макета способствовало развитию коммуникативных навыков у ребят. Сегодня это действующий масштабный напольный макет. Он находится в группе. Мы, педагоги, используем его в логопедической работе с детьми, повышая тем самым их интерес к образовательной деятельности. К макету прилагается набор обучающе - игрового материала. Наше Чудо - дерево это макет объекта живой природы . Для него мы придумали специальные карточки. В соответствии с временем года, мы располагаем на ветках осенние листья различного размера, цвета и формы; для зимы у нас есть снежинки, весной там появятся капли дождя, затем цветы. Все они имеют достаточно крупный размер. Располагая эти объекты на ветвях, мы повторяем счет прямой и обратный, рассуждаем, на какую геометрическую форму похож тот или иной лист, учимся видеть краски осени. Поверх этих карточек мы прикрепляем другие, меньшего размера , соответствующие лексическим темам. Все карточки яркие и красочные, изготовлены из плотной бумаги, покрыты ламинирующей пленкой. Дети имеют свободный доступ к макету и могут самостоятельно располагать, карточки на дереве, менять и перемещать их как во время образовательной деятельности, так и вне ее. Таким образом, мы создаем в группе специальную игровую среду для закрепления знаний по лексическим темам, развития грамматического строя речи, звукопроизношения и связной речи. Кроме карточек мы используем мелкие игрушки, пальчиковый и варежковый театр. Дети разыгрывают целые представления, используя макет в качестве ширмы или своеобразного сказочного дома. Наш макет не ограничивает фантазию детей и педагогов. Как раз наоборот - позволяет более творчески подойти к коррекционной работе. В канун Нового года мы использовали наше Чудо-дерево в качестве адвент - календаря. Мы развесили красивые коробочки с цифрами на ветвях. Каждый день вместе с детьми мы находили нужную коробочку с цифрой меньше на единицу, чем предыдущая. Дети, которые умеют читать, зачитывали для всех задание на предстоящий день. Наградой за хорошо выполненную работу было право выбрать и повесить на елку новогоднюю игрушку. Конечно, участвовали все! Мы постарались дать возможность каждому ребенку проявить себя. Никто не остался в стороне. В свободное время ребята с удовольствием играют с макетом. Дети, обладающие большой фантазией, которая мгновенно переносит их из детского сада на далекие планеты, в сказочные миры, где они устраивают пикник в волшебном лесу ,мастерят берлогу для медведя, разыгрывают спектакли, прячут секретики друг для друга в дупле, то, вдруг среди них находится "...добрый доктор Айболит, он под деревом сидит.." И они ведут к нему лечиться своих питомцев. Такие игры полезны для детей. Они учат общению, помогают развивать у детей творческие способности, которые пригодятся ребенку в любом случае, кем бы он не стал в будущем. Когда закончится учебный год, мы обязательно перенесем наш макет на крытую веранду. Там мы станем организовывать выставки детских творческих работ в летний период, а дети смогут и дальше использовать для своих игр макет, изготовленный их собственными руками.