Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС
Автор: Зубенко Елена Семеновна

Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОСЗубенко Елена СеменовнаМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеАнжеро-Судженского городского округа «Основная общеобразовательная школа № 8»Определение цели учебного занятия – это ключевой и один из самых сложных моментов в процессе подготовки педагога к его проведению. В содержании целей занятия должны быть сформулированы теоретические обобщения, понятия и мировоззренческие идеи, обозначены интеллектуальные и практические умения и способы деятельности, которыми учащиеся должны овладеть. Цель является фактором, который обуславливает способ и характер деятельности для ее достижения, т.е. является системообразующим компонентом процесса обучения. Цель – это:
  • предметная проекция будущего;
  • субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека;
  • предвосхищаемый результат деятельности.
  • Что такое целеполагание? Целеполагание в обучении - это установление обучающимися и педагогом целей и задач обучения на определённых его этапах. Оно необходимо для проектирования образовательных действий учащихся и связано с внешним социальным заказом, образовательными стандартами, со спецификой внутренних условий обучения – уровнем развития детей, мотивами их учения, особенностями изучаемой темы, имеющимися средствами обучения, педагогическими воззрениями педагога я и др.Чтобы правильно осуществить целеполагание, готовясь к уроку, учитель должен учитывать следующее:
  • цель урока формируется из трех основных аспектов: обучающего (познавательного, когнитивного), развивающего и воспитательного, которые в образовательном процессе реализуются комплексно;
  • при моделировании цели урока в ней должны быть отражены общие цели обучения учебному предмету, обозначенные в учебной программе по предмету, а также цели изучения раздела и темы;
  • в формулировании цели урока должна содержаться информация о главных идеях, фактах, понятиях, которые необходимо учащимся усвоить на уроке; об интеллектуальных и практических умениях и способах деятельности, которые будут формироваться у учащихся в ходе работы на уроке; о морально-этических и духовных качествах на развитие которых направлено содержание учебного материала.
  • Обучающие цели урока включают овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками. Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом:
  • объяснить,
  • установить связи,
  • дать определение,
  • проиллюстрировать,
  • доказать,
  • перечислить,
  • выполнить,
  • систематизировать...
  • Воспитывающие цели способствуют воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения; формированию идей, взглядов, убеждений, положительных качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе.Могут быть использованы следующие формулировки при постановке воспитательной цели:
  • вызвать интерес;
  • пробудить любознательность;
  • пробудить интерес к самостоятельному решению задач;
  • побудить учащихся к активности;
  • выразить свое отношение;
  • прививать, укреплять... навыки.
  • Развивающие цели содействуют формированию общеучебных и специальных умений; совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности.Примером возможных формулировок могут быть следующие:
  • учить сравнивать;
  • учить выделять главное;
  • учить строить аналоги;
  • содействовать развитию;
  • создавать условия;
  • содействовать формированию;
  • развивать глазомер;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать умение ориентироваться на местности.
  • Алгоритм постановки обучающих целей урока можно представить следующей последовательностью действий:
  • Учитель при подготовке к уроку планирует его результат и формулирует его через действия учащихся, которыми они должны овладеть на уроке.
  • Учитель принимает решение: или сформулировать самому цель урока, или организовать учащихся для определения целей урока. Если учитель решает создать в начале урока ситуацию для того, чтобы ученики сами сформулировали цели урока и спрогнозировали итог своей деятельности, он должен продумать эту ситуацию и подготовить соответствующий учебный материал.
  • На заключительном этапе урока проводится диагностика и оценка степени достижения цели.
  • Постановка целей обучения включает в себя, с одной стороны, цели, которые определяет учитель, с другой стороны – цели, которые определяют учащиеся. Если учащиеся не ставят перед собой какой-нибудь цели, не осознают её, то и цель обучения становится недостижимой. Умение учащихся ставить цель и достигать её помогает им самореализоваться. Поэтому для организации учебной деятельности на учебном занятии большую роль играет самоопределение учащихся по достижению цели. Именно такой подход в обучении обусловил разработку личностно ориентированной модели, в центре которой стоит личность учащегося. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.Эффективность организации целеполагания зависит от ряда условий: 1.Обеспечение систематичности постановки целей в учебной деятельности.2.Использование педагогом многообразных приемов, обеспечивающих процесс целеполагания у обучающихся в различных видах деятельности.3.Осознание учащимися того, что без четко поставленной цели трудно добиться результата в учебной или другой какой-либо деятельности.4.Постановка цели в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся.5.Постепенное возрастание доли самостоятельности учащихся в составлении и осуществлении плана своей жизнедеятельности.6.Осуществление учащимися контроля своих достижений.Отслеживать деятельность обучающихся по осуществлению целеполагания можно по следующим параметрам:
  • постепенное повышение доли самостоятельности ученика в постановке целей;
  • изменение основы целеполагания – от эмоциональной (любопытство, интерес) к осмыслению социальной, практической и личностной значимости изучаемой темы;
  • расширение границ планируемого – от осознания близких целей до ясного представления отдаленного будущего;
  • развитие у ребёнка рефлексивных способностей, которые позволят выработать свои внутренние механизмы самоуправления учением в целом (при этом ученик становится субъектом учебной деятельности);
  • изменение формы фиксации целеполагающей деятельности у учащихся - от таблицы, предложенной учителем, до ведения тетрадей самоконтроля.
  • Таким образом, организация деятельности обучающихся по постановке целей в ходе учебного занятия способствует эффективному обучению, повышению мотивации к обучению и познанию, активному развитию субъектности ребёнка.Список источников: 1. Хуторской, А.В. Современная дидактика: Учеб. пособие. 2-е изд. перераб./ А.В.Хуторской. – М.: Высш. шк., 2007.- 639с.: ил.2. Целеполагание в педагогической деятельности: Учебно-методическое пособие. Изд-во АОИУУ, 2004. 3. Проблемы и технологии образовательного целеполагания. Хуторской А. В.