"Особенности полифонического языка Д. Шостаковича"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Особенности полифонического языка Д. Шостаковича"
Автор: Ченгаева Татьяна Владимировна
Особенности полифонического языка Д. ШостаковичаЧенгаева Татьяна Владимировна,МБУ ДО «Детская школа искусств «Созвездие»Шостакович – один из крупнейших полифонистов ХХ века. Он является продолжателем традиций Баха, Глинки, Танеева. Для него полифония принадлежит к числу очень важных средств музыкального искусства. Достижения Шостаковича в этой области обогатили мировую музыкальную культуру; вместе с тем они знаменуют плодотворный этап истории русской полифонии. Мастерство композитора связано не только с применением различных видов полифонии, он многосторонне воплощает стремление Глинки и Танеева сочетать в себе фугу и русскую песенность. Также проявляются элементы подголосочной полифонии. Шостакович органически сочетает и развивает полифоническое и гомофонное мышление. Еще одной отличительной чертой полифонического творчества композитора является строение тематизма в полимелодической организации фактуры. Шостакович создал новый тип музыкальных образов, благодаря этому инструментальная музыка получила новую трактовку. Именно фуга стала высшей ступенью профессионального полифонического мышления. В творчестве Шостаковича встречаются фуги двух, трех и четырех- голосные, а так же простые и двойные. Он умело сочетал выработанную веками полифоническую технику с новыми приемами. Хочется выделить некоторые принципы фуги Шостаковича: тематизм основан на русской песенности, использование различных ладов, динамизация и симфонизация фуги, вариационность формы, тесная взаимосвязь прелюдии и фуги. Вариационное строение переломляет песенную куплетность. Такие формы ранее можно было увидеть в творениях Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова. Шостаковичу была важна линия голоса, он не думает о возникающих гармониях. В его творчестве наблюдается проявление в горизонтальном движении мелодических линий, которые смещают, уводят другие тональности. Также часто в своем творчестве Шостакович обращается к додекафонии. «Я, действительно, использовал некоторые элементы додэкафонии в этих произведениях, - подтвердил Шостакович. – должен, однако, сказать, что я решительный противник метода, при котором композитор применяет какую-то систему, ограничиваясь только ее рамками и нормативами. Но если композитор чувствует, что ему нужны элементы той или иной техники, он вправе брать все, что ему доступно, и использовать это так, как он находит нужным». Шостакович расширяет границы фуги. В отличие от Баха, Шостакович опирается на три группы ладов, которые в последствии образуют различные ладовые системы. Композитор постоянно стремиться разнообразить эти лады при помощи альтерированных ступеней.В своем творчестве он широко использует три группы лада, которые образуют различные ладовые системы. Одна из равноправных - мажоро-минорная система лада. Часто использует систему мелодических диатонических ладов (ионийский и эолийский). В качестве основного лада для первого проведения темы композитор использует ионийский и эолийский лады, а остальные применяет для ладового развития произведения. Еще одна группа ладов – новая, к ним относятся лидийский повышенный, фригийский дважды пониженный, пониженный минор, повышенный мажор и др. Новаторство полифонической музыки проявляется в области гармонии и тонального мышления. Активно меняет структуру аккорда (интервальный и количественно-звуковой состав). В творчестве композитора часто можно услышать диссонирующие аккорды и звуки. Гармония рождается в следствии самостоятельного развертывания голосов. Также композитор разработал новую форму фуги, в которой расширились ее выразительные возможности. Органически сочетает и развивает полифоническое и гомофонное мышление.