"Паспорт центра экспериментальной деятельности"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Паспорт центра экспериментальной деятельности"
Автор: Бурцева Анна Владимировна
Паспорт центра экспериментальной деятельности для детей среднего возраста«Совушкиналаборатория»Воспитатели:Бурцева А.В.Горбатенко А.В.Предназначение центраЭкспериментирование в ДОУ является важной частью образовательного процесса, в том числе и у детей среднего возраста. Поэтому данному разделу уделяется особое внимание. Детское экспериментирование - это важный процесс самообразования детей. Оно помогает ребятам лучше запоминать произведенные действия и получаемые результаты. Кроме того, в это время происходит активное развитие мышления и развитие моторики рук. Экспериментирование в средней группе развивает, в том числе, и познавательные интересы. Это крайне важно, так как отсутствие увлеченности ведет к потере внимания и концентрации. Известно, что экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.Чем активнее ребёнок постигает тайны окружающего мира, тем шире становится круг его интересов и возникают всё новые и новые вопросы: «Почему?», «При каких условиях это происходит?», «Что будет, если… ?», «Как поведёт себя объект, когда… ?» С детьми 4–5 лет экспериментирование приобретает черты исследований взрослых: воспитанники учатся самостоятельно формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, которые будут проверяться в опытах. Дети знакомятся с элементарными научными представлениями и становятся увереннее в практических действиях.Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.Последовательность детского экспериментирования:1. Целеполагание.2. Выдвижение гипотез.3. Проверка предположений.4. Если предположение подтвердилось: формулируем выводы.5. Если предположение не подтвердилось: постановка новой гипотезы, её реализация, подтверждение, формулировка выводов. Т. е. ребёнок сам шаг за шагом выступает исследователем.Принципы организации центра экспериментирования: безопасность, открытость, доступность, вариативность, достаточность.Интеграция образовательных областей, применяемых в экспериментальной деятельности дошкольников: познавательное, речевое, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное развитие.Цель организации центра экспериментальной деятельности в среднем дошкольном возрасте – развитие исследовательского типа мышления у детей через побуждение к практическим действиям над предметами и наблюдение за физическими процессами.Задачи. Образовательные: формировать систему элементарных научных представлений (физических, химических, экологических);продолжать обучать грамотному построению плана исследования.Развивающие:продолжать совершенствовать мелкую моторику рук;развивать долгосрочную память;развивать мыслительные способности (умение формулировать вопросы, сравнивать объекты, обобщать и систематизировать, делать выводы);развивать логическое мышление (в среднем дошкольном возрасте дети начинают устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями);совершенствовать умение наблюдать за ходом эксперимента, длительно концентрировать внимание.Воспитательные: закреплять умения выслушивать и следовать инструкциям взрослого;воспитывать усидчивость и аккуратность, ответственность за порядок на рабочем месте;создать благоприятную эмоциональную среду;прививать интерес к коллективной деятельности;формировать чувство взаимопомощи.Центр экспериментирования расположен в групповом помещении, возле окна, рядом с центром природы.Адресная направленность центра – дети среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет). Максимальное количество детей одновременно работающих в центре – 4 человека. Длительность проведения опытов четко не регламентируется, но не более 20 минут.Предметное наполнение центра экспериментирования включает в себя следующие компоненты: компонент оборудования, стимулирующий и дидактический компоненты. 1. Компонент оборудования: настенный аквариум с аквагрунтом и растущими сферами – 1 шт.; микроскоп – 1 шт.; лупы – 4 шт.; часы песочные – 4 шт.; часы механические – 4 шт.; компас – 1 шт.; безмен – 1 шт.; весы пластмассовые – 2 шт.; весы напольные – 1 шт.; воронки – 4 шт.; сито – 4 шт.; магниты – 6 шт.; перчатка с вшитым магнитом – 1 шт.; линейки – 4 шт.; треугольник - 4 шт.; метр портновский – 4 шт.; наборы «Эврики» (научные опыты) – 2 шт.2. Компонент стимулирующий: ёмкости для воды пластиковые – 8 шт.; ёмкость с песком – 1 шт.; ёмкость с кварцевым песком – 1 шт.; ёмкость с цветным песком – 2 шт.; подносы для игр с песком – 4 шт.; набор песочных игрушек – 4 шт.; камешки плавающие и тонущие; шарики воздушные – 15 шт.; мыльные пузыри – 4 шт.; формочки для льда – 4 шт.; формочки для гипса – 8 шт.; трубочки для коктейля разной длины и толщины; ложки разного объема; палочки деревянные разной длины; бумага: белая, цветная, наждачная, копировальная, масштабно – миллиметровая, картон; медицинские материалы: пипетки с закруглёнными концами- 4 шт.; деревянные шпатели- 8 шт., ватные палочки, ватные диски, резиновые груши- 4 шт., шприцы без игл- 6 шт.; природный материал: камни, ракушки, минералы; семена: подсолнечника, тыквы, арбуза; шишки: еловые, сосновые, лиственничные, кора и спилы деревьев; мох болотный, древесный гриб; технический материал: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы; утилизированный материал: кусочки проволоки, нитки, пробки, цветной пластик, пенопласт, веревка; пищевые красители: желтый, красный, зелёный, синий; непищевые красители: гуашь, акварельные краски; сыпучие продукты: горох, фасоль, бобы, манка, мука, соль, сахарный песок, сахар рафинад, крахмал, гречка, рис, пшено; фартуки, нарукавники, шапочки, тряпки, клеенка, индивидуальные клеенки – 5 шт.; ёмкость для мусора, разносы для индивидуальной работы – 4 шт.3. Компонент дидактический: календари наблюдений: - за природой, - за погодой, - за долготой дня,- за зимующими птицами «Столовая для пернатых», - за ростом растений в огороде на подоконнике «У Витаминки»; схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; полифункциональное дерево «Времена года»; сюжетные карточки и картинки «Времена года»; «Дикие животные осенью», «Насекомые»; настольно-печатные дидактические игры для формирования первичных естественнонаучных представлений («Береги живое», «Круглый год», «Угадай животных», «Времена года», «Кто и что?», деревянные пазлы: «Зима и лето», «Ягоды и грибы»); дидактические игры по лексическим темам «Насекомые», «Времена Года»; дидактические игры, изготовленные руками педагогов и родителей: «Дикие животные», «Разные ткани», «Посади дерево», «Путешествие ниточки», «Тонет – не тонет», «Подбери пару»; «Играем со звуками природы », «Угадай по запаху», «Чьи следы?», «Как пахнет дерево?»; демонстрационный материал «Жизненный цикл животных», «Зима», «Лето», «Весна», «Осень», «Природные явления»; книги познавательного характера: энциклопедии «Атлас животных», «Атлас мира», «Энциклопедия дошкольника», «Я познаю мир»; из серии «Самая первая энциклопедия»: «Животные фермы», «Хищники»; из серии «Интересное рядом»: «Пресмыкающиеся», «Жизнь в джунглях», «Ночные животные»; «Открой тайны динозавров», «Динозавры», «Откуда у ежа иголки», «С любовью к природе»; серия книг «Зелёный дом»; «Энциклопедия для малышей в сказках»; глобус; папки по темам «Получение тканей», «Болото», «Всё о бумаге», «Далёкое синее море», «Тайга», «Народные приметы о погоде на каждый день»; коллекции: фантиков;видов бумаги;пуговиц «Пуговицы бывают разные»;ткани;семян;коры деревьев;ореховой скорлупы;ракушек;камней;почвы;запахов;звуков; мини – музей «Невидимый волшебник»; гербарии «Детки с ветки», «Хвойные деревья», «Лекарственные растения нашего детского сада»; фитобар; картотеки: картотека опытов и экспериментов;картотека игр – экспериментов;«Летние игры с водой и песком для детей и родителей»; перспективный план работы по экспериментальной деятельности в средней группе; конспекты НОД по познавательному развитию; литература для педагогов: Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», Л.В. Рыжова «Методика детского экспериментирования», консультации для родителей; ТСО (ноутбук, цифровая фоторамка); CD диски с записью звуков природы, флэш-карты; пластиковые контейнеры для хранения метериалов; мебель: стеллажи для хранения материалов по разделам, стол для проведения опытов и экспериментов, стулья.Виды деятельности в центре экспериментирования и формы работы с детьми.Виды деятельности:- игровая деятельность (игры - эксперименты),- моделирование,- наблюдения природных явлений в реальной жизни,- работа по образцу,- иллюстративное моделирование,- поисковое и познавательное экспериментирование (лабораторные работы - опыты и эксперименты).Форма организации деятельности с детьми: индивидуально – подгрупповая.Форма проведения НОД: занятие – эксперимент, занятие – игра, занятие – соревнование, экскурсия.Методы и приёмы организации работы в центре:- наглядные, в том числе с применением ИКТ (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях);- словесные (эвристические беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов);- практические (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры, игры с элементами ТРИЗ, игры-превращения, фокусы, занимательные опыты);- использование элементов ТРИЗ;- метод игрового проблемного обучения;- отдельные приемы мнемотехники (мнемотаблицы и коллажи).ПриложениеПриборы – помощникиПриродный материал, сыпучие материалы и семена Материал для опытов с цветом, светом, воздухом Материал для опытов с водой и льдом Коллекции Материал для опытов с пескомМедицинские инструментыОдежда для проведения опытов и инвентарь для уборки Картотеки Дневники наблюдений Тематические папки Книги познавательного характера Литература для педагоговДидактические игры и пособия