Особенности коррекционно-развивающего обучения умственно отсталых учащихся"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности коррекционно-развивающего обучения умственно отсталых учащихся"
Автор: Злобина Виктория Витальевна

смоленское областное государственное бюджетное учреждение«Ново-Никольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»ДОКЛАД«Особенности коррекционно-развивающего обучения умственно отсталых учащихся» Злобина В.В., учительДети с умственной отсталостью нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания. С первых дней обучения в нашей школе начинается коррекционная работа с умственно отсталым ребенком, т.к. только в таком случае можно достичь успехов в коррекции дефекта и предотвращении возникновения вторичных отклонений. Специфической формой организации учебных занятий являются индивидуальные и групповые логопедические занятия, лечебная физкультура, психолого-педагогическая коррекция, занятия с учителем-дефектологом. Психическую деятельность умственно отсталого ребенка можно в известной степени скорректировать. Его мозг пластичен, что является основой развития. При коррекции специалисты опираются на сохранные возможности ребенка при особом внимании к развитию его высших психических функций.Роль учителя-дефектолога в компенсации дефекта, профилактике возникновения вторичных нарушений, адаптации ребенка в социуме крайне важна. Правильно организованное психолого-педагогическое сопровождение умственно отсталых детей позволяет осуществлять качественное обучение и воспитание учащихся путем оказания им помощи в адаптации к школе, коррекции выявленных нарушений, в приобретении навыков конструктивного общения с окружающими.Практика показывает, что успешность коррекционно-развивающей работы определяется не только и не столько общей методической подготовкой учителя-дефектолога, его профессиональным багажом, сколько позицией, которую он занимает по отношению к умственно отсталому ребенку, принципами, на которых он строит свою деятельность. Основополагающими, на мой взгляд, ценностными принципами, на которые мы опираемся в ходе психолого-педагогического сопровождения, являются следующие:- Опора на психические, личностные достижения ребенка, следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе. Организация сопровождения в логике развития личности и психического мира ребенка.- Приоритетность задач коррекции и развития самого ребенка с учетом педагогических целей. - Создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой.Психолого-педагогическое сопровождение умственно отсталого ребенка представляет собой целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения, развития и реабилитации. Основными задачами психолого-педагогического сопровождения являются: - систематическое отслеживание динамики психического развития ребенка в процессе его обучения и воспитания;- создание специальных социально-психологических условий для развития личности учащегося и его успешного обучения; - психолого-педагогическая коррекция;- профилактика вторичных нарушений. Дефектологическая служба является необходимым компонентом специального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.Основной целью службы является оказание специальной (коррекционной) помощи учащимся школы, имеющим различные нарушения в развитии, препятствующие успешному обучению и воспитанию.Основными задачами учителя-дефектолога являются: диагностика и коррекция нарушений психических процессов, предпосылок учебной деятельности, а также своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной ими; пропаганда педагогических знаний в области специальной педагогики и психологии среди педагогов и родителей, а также консультативная помощь участникам образовательного процесса.Основные направления работы учителя-дефектолога:​ Организационное​ Методическое​ Диагностическое​ Коррекционно-развивающее​ Аналитическое​ Консультативно-просветительское Основные направления коррекционной работы:♦ развитие мотивационной готовности к школьному обучению учащихся 1-х классов;♦ коррекция предпосылок учебной деятельности: развитие умения действовать по словесной инструкции, организовывать собственную деятельность, осуществлять самоконтроль и анализ собственной деятельности, развитие мелкой моторики;♦ сенсорное и сенсомоторное развитие: развитие зрительного анализа и пространственного восприятия, развитие тактильных ощущений, умения организации и контроля простейших двигательных программ, развитие тонкости и целенаправленности движений; ♦ формирование пространственно-временных представлений: формирование умения ориентироваться в схеме собственного тела, в ближайшем окружении, на плоскости, развитие пространственного праксиса;♦ развитие высших психических функций: произвольного внимания, зрительной и слухоречевой памяти, мышления;♦ развитие межанализаторных систем, их взаимодействия: слухо-моторной, зрительно-моторной координации;♦ формирование функции программирования и контроля собственной деятельности: регуляция простых двигательных актов, умения ориентироваться в задании, планировать свою деятельность, умения контролировать свою деятельность и осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате;♦ коррекция навыков письма и чтения: развитие навыка копирования, работа по заданному в устной или письменной форме образцу, актуализация и закрепление звуко-буквенного анализа слов, зрительно-слуховые диктанты, чтение и разбор текста, предложения, слова, графические диктанты;♦ коррекция вычислительных навыков: закрепление состава числа, понятия о числовых рядах, соотношение числа и количества, единиц измерения длины, массы, времени, алгоритмы решения задач различных типов;♦ развитие познавательных интересов, учебной мотивации, творческих способностей: решение логических задач, выполнение творческих заданий.В ходе занятий задействованы различные анализаторы с опорой на более сохранные (у детей с нарушениями слуха – зрительный, у детей с нарушением зрения – слуховой, тактильный). Активно используются упражнения для развития мелкой моторики (шнуровка, пальчиковые игры, изобразительная деятельность, конструирование, оригами, головоломки («Танграм», «Колумбово яйцо»), компьютерные игры. Используются задания на развитие пространственного воображения, мышления, аналитико-синтетических способностей. Особое внимание уделяется умению детей взаимодействовать друг с другом, поэтому предлагаются коллективные задания, задания в парах, взаимопроверки и др.