Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы
Автор: Бадмаева Надежда Лагаевна
Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы. С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития .Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности. Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:-мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);-целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);-осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);-коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);-взаимопроверка, взаимоконтроль;-рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке). Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся;Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.Основными характеристиками достигнутого уровня образования является не только объем приобретенных знаний, но и отношение учащихся к учебному предмету, их стремление заниматься именно этим предметом, оценка продвижения в предмете, уровень ожиданий (перспективы, связанные с изучением данного учебного предмета). Очень важно взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. Интерактивные методы обучения – система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний. При использовании современных технологий у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.- Мозговой штурм - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Включает этап экспертной оценки.- Создание проблемной ситуацииПредставленный ниже фрагмент урока русского языка в 6 классе по теме «Повелительное наклонение глагола» иллюстрирует организацию проблемной ситуации. Поспорили Наташа с Катей.»Глагол « говорить» изъявительного наклонения!»- горячилась Наташа. «Нет, повелительного!- возражала Катя. В разговор вмешалась Даша. «Вы обе правы!- сказала она.»Почему?- удивились девочки. «А вы попробуйте вставить это слово в предложение»,-ответила Даша. Кто же прав в споре?. Почему7 Сегодня мы попытаемся ответить на этот вопрос. - Какой же будет тема нашего сегодняшнего урока? (Повелительное наклонение глагола)- Что поможет нам убедиться в том, кто же из вас прав? (Доказательство на конкретных примерах.)- Работа с текстом«Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы:· Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?· Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?· Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?· Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?-Инсерт - это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно.Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале. Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.Например, анализируя образ Понтия Пилата из романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита», на уроке литературы в 11 классе составляем такой кластер:-5. СинквейнПроанализировав образ Остапа из повести «Тарас Бульба», семиклассники могут составить такой синквейн: ОстапМужественный, смелый.Сражается, мучается, погибаетДостойный сын своего отцаПатриотВсе нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.