Современные стандарты профориентации школьников


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современные стандарты профориентации школьников
Автор: Кирьякова Елена Геннадьевна

АНАЛИЗ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Организация профориентационной работы в МБОУ СОШ является одним из направлений в структуре учебно-воспитательной работы и направлена на обеспечение социальных гарантий в вопросах профессионального самоопределения всех участников образовательного процесса. В школе утвержден план профориентационной работы, являющийся частью плана работы школы на текущий учебный год. Профессиональная ориентация включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение, развитие профессиональных интересов и склонностей.
Профориентационная работа в образовательном учреждении осуществляется также и в системе внеклассных, общешкольных мероприятий.
Целями профориентационной работы в 2018-2019 учебном году были:
- создание условий для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе;
-создание эффективной системы профессионального сопровождения учащихся в соответствии с их способностями, интересами и запросами рынка труда.
Профориентационная работа ставила перед собой следующие задачи:
- создание условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества, района в кадрах, формирование способности к социально-профессиональной адаптации в обществе;
- создание системы подготовки учащихся в рамках профориентационной подготовки;
- налаживание деловых связей с лицами и организациями, заинтересованными в профессиональной подготовке подрастающего поколения;
- раскрытие роли школьных предметов для понимания структуры профессий;
- осуществление диагностической функции, определении динамики развития личности;
- повышение профессионального уровня, творческого мастерства педагогического коллектива.
Важным достижением профориентационной работы школы в 2019 году является вступление в работу муниципальной инновационной площадки Модель сетевого взаимодействия по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению обучающихся образовательных организаций разного типа.
План работы 2017-2018 года реализовывался в процессе обучения, внеклассной, внешкольной деятельности в условиях взаимодействия школы с другими социальными структурами: семьей, профессиональными учебными заведениями, предприятиями, учреждениями.
Планирование делилось на несколько разделов:
1.Организационные мероприятия. Был сформулирован план работы на 2017-2018 учебный год, представен на МО классных руководителей, утвержден директором школы, обновлены профориентационные уголки в классах, размещены материалы на школьном сайте, пополнилась база профориентационных материалов в библиотеке.
2. Работа с обучающимися, включала в себя профориентационное тестирование,
Проведение месячника профориентации, в рамках которого были проведены:
- конкурсы рисунков Профессии моего города для 1-4 классов,
- Викторина Профессиональный компас для учащихся 9-11 классов,
- Игра по станциям Дорога в страну профессий для учащихся 8-9 классов,
- Брейнг – ринг Рабочие профессии Кузбасса для 5-6 классов,
- классные часы, диспуты, беседы по темам Мой выбор, Сто дорог- одна моя.
3. Работа с родителями:
1. Лекторий на собраниях в 9-11 классах на тему:
-Роль семьи в профессиональном самоопределении;
Анализ рынка труда и востребованности профессий в регионе
День Профориентации для родителей и учащихся 9 - 11 классов.
Большое значение имеет участие в профориентационных мероприятиях, которые организует ЕВРАЗ ЗСМК:
- экскурсии в музей им. Бардина ( 8 а класс классный руководитель Кевля С.В.),
- экскурсии в ККЦ-2 ( 9 в класс, классный руководитель Кирьякова Е.Г.),
- Конкурсы сочинений ( учитель литературы Соболева Т.В.).
В целом, все запланированные мероприятия выполнены в полном объеме. В будущем году работа в профориентационном направлении будет продолжена.
При организации профориентационной работы в школе соблюдаются следующие принципы:
1)Систематичность и преемственность- профориентационная работа не ограничивается работой только с обучающимися выпускных классов. Эта работа ведется с первого по девятыйкласс.
2)Дифференцированный и индивидуальный подходк обучающимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3)Оптимальное сочетаниемассовых, групповых и индивидуальныхформпрофориентационной работы с обучающимися и родителями.
4)Взаимосвязьшколы, семьи, профессиональных учебных заведений, службы занятости, общественных организаций.
5)Связьпрофориентации с жизнью.
Информационно-методическое обеспечение:
С начала учебного года в школе проводится профориентационная работа: в выпускном классе оформлен стендКуда пойти учиться.
В 9 классе организован элективныйкурс Выбор профессии, который ориентированна организацию занятий, способствующих самоопределению обучающихся. По курсу разработана рабочая программа, которая рассмотрена на заседаниях МО и принятапедагогическим советом.
Работа с родителями (законными представителями):
Важным звеном в профориентации является работа с родителями. Родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем, вопросы выбора профессии и определения путей образования представляет трудную задачу как для самих обучающихся, так и их родителей (законных представителей). На родительских собраниях и классных часах в 9классе, во время индивидуальных консультаций - классные руководители поднимают вопросы о важности правильного выбора дальнейшего образования детей с учетом требований современного рынка труда.
28 ноября проведено родительское собрание для родителей 8-9 классов "Помощь семьи в правильном выборе профессии ребенка".
Индивидуальная консультация для родителей обучающегося 9 класса Куда пойти учиться? (декабрь)
Работа с обучающимися:
Профориентационная работа в школе осуществляется с 1 класса по 9 класс. Она ведется по следующим направлениям:
Диагностика.Традиционно сформировалась своеобразная технология предпрофильной ориентации в 8, 9 классах, включающая в себя диагностику познавательных интересов и профессиональной направленности.
-Анкетирование Мои профессиональные намерения (октябрь).
-В рамках реализации Всероссийской программы по развитию системы ранней профориентации Zасобойс 19 ноября по 3 декабря 2018 годаприняли участиев акцииВсероссийская профдиагностика – 2018(
-в целях содействия учащимся общеобразовательных организаций в осознанном выборе будущей профессии в рамкахсотрудничества с Донским государственным техническим университетом29 января 2019 годаобучающиеся 9 класса прошли профориентационное тестирование для обучающихся 9-х и 10-х классов общеобразовательных организаций Ростовской области

Встречи с людьми разных профессий. (1-7 класс)(ноябрь)
Встреча с медсестрой ФАПа.
Встреча с библиотекарем СДК.
Встреча с продавцом магазина.

Встречи учащихся со студентами колледжей(декабрь)
Милютинского филиала МАПТ
Шахтинского педколледжа
Новочеркасского медицинского колледжа

4 . Совместные мероприятия с центром занятости населения:
В станице Милютинской учащиеся 9 класса знакомились с профессиональными образовательными организациями на ярмарке образовательных организаций Куда пойти учиться? (ноябрь)
5. Ролевые игры.День самоуправления, во время которого 9класс получили возможность побывать в роли учителя, директора школы, заместителя директора. Данное мероприятие является традиционным и всегда получает положительные отзывы учащихся.
6. Проведение внеклассных мероприятий и классных часов:
Классные часы:Все профессии важны (1-4 класс) (январь)
цикл классных часов Все работы хороши, выбирай на вкус… (5-7 класс) (февраль)
цикл классных часов Могу, хочу, надо (8-9 класс).(ноябрь)
Внеклассные мероприятия:
конкурс рисунков Кем я хочу быть? (1-4 класс),
для учащихся 5-7 классов проведено внеклассное мероприятие Мир современных профессий.(ноябрь)
участие в муниципальном конкурсе презентацийСамая важная профессия на селе (декабрь) (2 место Дейнекин Дмитрий)
просмотр видеоуроков на платформеПроектория ( ноябрь - январь)

7. Экскурсии.
Экскурсия в магазин(6-7 класс),
ФАП(3-4 класс,)
на почту (5-7 класс).
РЗК Ресурс (8-9 класс)