"Теория и практика арт-терапии"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Теория и практика арт-терапии"
Автор: Суворова Алена Иннокентьевна

Считаю, песок - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Если он плохо говорит и не может рассказать о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и мы получаем возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность. Но это далеко не единственный плюс песочной арт-терапии: она замечательно развивает мелкую моторику фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое. Мне показалась эта тема значимой и актуальной, в связи с этим я подробно занялась ее изучением и выбрала как одно из приоритетных направлений. Считаю, цель песочной терапии – не «переделать» ребенка, не научить его каким-то специальным поведенческим навыкам, дать возможность ребенку быть самим собой, любить и уважать себя таким, какой он есть, дать почувствовать ребенку нужным, общительным.В своей работе по данной теме применяю накопленный опыт современных педагогов и использую основные принципы: систематичность, последовательность, индивидуальный и дифференцируемый подход. На начальном этапе выстроила систему работы по данному направлении опираясь на создание ППРС. Совместно с родителями изготовила и пополнила предметно-пространственную среду пособиями и играми. Преобразовала центр игры с песком, его значение для развития дошкольников трудно переоценить. Систематизировала имеющиеся игры и упражнения по возрастным группам в форме картотек. В своей работе с детьми применяю музыкальное сопровождение и цветовые эффекты при проведении занятий по песочной арт-терапии, что является сильнейшим стимулом для развития эмоционального мира ребенка. Кроме того, арт-терапию сочетаю с пальчиковой гимнастикой, драматизацией и мимическими этюдами, что позволяет гармонизировать эмоциональное состояние ребенка, развивать все познавательные процессы и сенсомоторные навыки. Также, в работе я использую кинетический песок. Кинетический - живой песок! Как показывает моя практика детям абсолютно всех возрастов данный песок по душе. Работа с тактильными ощущениями имеет колоссальное значение для развития психики ребенка. Такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние, развивает мелкую моторику, кинестетическую чувствительность, ребенок учится прислушиваться к себе, проговаривать свои ощущения. Это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Ребенок получает первый опыт рефлексии, самоанализа, закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.Для детей песочная терапия — это способ легко поведать о своих страхах, поделиться проблемами. Ведь не для всего мы можем подобрать нужные слова – даже будучи уже взрослыми. Создавая свой, неповторимый мир на песке с помощью разнообразных фигурок, ребенок передает нам все свои фантазии и переживания. В играх на песке идут войны, борьба добра и зла, но ребёнок всегда знает, что добро победит! И этот опыт очень важен для его будущей жизни. Использование мною авторских пособий, регулярность применения дидактических игр, повторение их проведения с постоянным переходом от нетрудного к сложному, подход с учетом возрастных особенностей малышей, и развивающая среда группы способствует решению множества важных задач, полноценного развития личности ребенка. Веду плодотворное взаимодействие с семьями воспитанников. Родители активно принимают участие в жизни детского сада и группы, с энтузиазмом участвовать в проводимых мною мастер классах: «Практика песочной терапии», «Песочная терапия в развитии эмоциональной сферы ребенка».Таким образом, считаю, что использование песочной арт -терапии в работе с детьми способствует: укреплению физического, психического здоровья; развитию познавательных процессов; снятию эмоционального напряжения.