РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Автор: Юлия Владимировна Чумак
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯВ работе решается проблема развития познавательной активности дошкольников посредством экспериментирования как необходимое условие умственного развития личности, её самостоятельности и инициативности.Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В связи с этим в настоящее время актуальной является проблема развития познавательной активности детей дошкольного возраста обусловленная тем, что ребенка важно научить добывать знания самостоятельно. Педагогическая действительность доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если дошкольник проявляет познавательную активность. Важным и эффективным средством развития познавательной активности детей дошкольного возраста является экспериментальная деятельность, в процессе которой ребенок выступает как самостоятельный и творческий субъект, делающий открытия. Изучение научной и методической литературы по данной проблеме позволяет обнаружить следующее противоречие. Несмотря на выраженный интерес ученых и практиков к проблеме развития познавательной активности дошкольников, приходится констатировать недостаточную степень ее разработанности с позиции организации экспериментирования детей среднего дошкольного возраста. Исходя из этого, мы определили цель нашего исследования: на основе теоретического обоснования экспериментирования как средства развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста разработать и экспериментально апробировать программу развития познавательной активности детей 4-5 лет посредством экспериментирования. Анализ научных источников [1], [6], [7] и др. позволяет определить познавательную активность – как личностное качество, выражающееся в готовности и стремлении к активному познанию, которое проявляется в осознании цели деятельности, готовности к активным действиям и непосредственно самой познавательной деятельности.Средний дошкольный возраст является важным периодом в развитии познавательной активности. К этому возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Показателями познавательной активности детей 4-5 лет выступают: развитие любознательности; развитие самостоятельности; появление интереса к процессу познания (вопросы детей), начало проявления инициативности; наличие познавательного мотива [2, 4].Важнейшим из средств развития познавательной активности детей дошкольного возраста является детское экспериментирование. Выступая одним из видов познавательной деятельности детей, оно направленно на получение новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества (продуктивная форма экспериментирования). Экспериментальное исследование особенностей развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста посредством экспериментирования проходило на базе МБДОУ №4 «Уголек» г. Мыски с сентября по ноябрь. В исследовании приняли участие 27 детей среднего дошкольного возраста, воспитатели и родители. Данное исследование включало 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На первом этапе эксперимента изучали уровень развития познавательной активности детей с помощью диагностических методик: «Маленький исследователь» (Л.Н. Прохорова), наблюдение за познавательной деятельностью детей, анкетирование воспитателей и родителей детей.Таблица 1 Результаты исследования познавательной активности детей среднего дошкольного возраста на констатирующем этапе экспериментаАнализ полученных результатов исследования познавательной активности детей 4-5 лет показал, что у 48% детей низкий уровень развития познавательной активности. Что позволило сделать вывод о необходимости осуществления целенаправленной систематической работы по развитию познавательной активности детей через экспериментальную деятельность. Далее на формирующем этапе эксперимента была разработана и апробирована программа «Мы – исследователи», направленная на создание условий для развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста посредством экспериментирования. Данная программа была разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и изученной методической литературы. Планирование деятельности по экспериментированию осуществлялось по трём взаимосвязанным направлениям (живая и неживая природа, человек), каждое из которых было представлено несколькими темами (экспериментирование с песком и глиной, с водой, с воздухом, функционирование организма человека, рукотворный мир, преобразование предметов и т.п.), а также с учетом интеграции образовательных областей. Экспериментирование было организованно в разных формах (занятия, экскурсии и целевые прогулки, совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей в центре экспериментирования); с применением разных методов и приемов: беседы познавательно характера; прослушивание аудиозаписей; дидактические и развивающие игры, упражнения; эксперименты и опыты, рассматривание картин; наблюдения за живыми объектами и явлениями природы; работа в уголке природы.Таблица 2Перспективное планирование деятельности с детьми (на 3 мес.)В процессе реализации программы важное внимание уделялось созданию предметно-пространственной развивающей среды в группе. Для стимулирования познавательной деятельности детей и развития познавательной активности детей был оборудован уголок экспериментирования, который подразделялся на мини-центры: центр детского экспериментирования, для совместной деятельности педагога с детьми; центр «Песок и вода»; центр «Я познаю мир» для самостоятельного экспериментирования детей. Согласно возрастным особенностям детей и для поддержания интереса к экспериментальной деятельности занятия сочетали элементы дидактических игр и игр-экспериментов, а чаще всего проходили в игровой форме, героями которых часто были вымышленные персонажи (Почемучка, Капелька или Мудрая Сова). С целью взаимодействия всех участников образовательного процесса осуществлялось тесное сотрудничество детского сада с семьями воспитанников в форме консультаций, практикумов, открытых занятий. На контрольном этапе исследования мы провели проверку эффективности апробированной программы «Мы - исследователи» в условиях дошкольной образовательной организации. Таблица 3 Сводная результатов исследования познавательной деятельности детей на констатирующем и контрольном этапе экспериментаСравнительные результаты исследования показали положительные изменения, свидетельствующие о целесообразности внедрения экспериментальной программы: - экспериментирование, как вид деятельности, стал для детей одним из любимых, они стали проявлять к нему познавательную активность; - повысился уровень развития познавательной активности; дети стали активно задавать вопросы познавательного характера: «Как?», «Почему?», «Зачем?»; стали активнее включаться в организованную деятельность и проявлять инициативу и самостоятельность при рассматривании предметов, экспериментировании с предметами, в играх с песком и водой. Таким образом, мы пришли к выводу, что правильная педагогическая организация целенаправленной, систематической экспериментальной деятельности, направленная на развитие познавательной активности детей будет оказывать сильное влияние на их развитие и может стать устойчивой чертой личности дошкольника.Список литературыБрунер, Дж. Исследование развития познавательной деятельности: книга для практического психолога [Текст] / Дж. Брунев. – М.: Просвещение, 1981. – 207 с.Зубкова, П.И. Исследование познавательной активности детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие [Текст] / П.И. Зубкова. – М.: Просвещение, 2005. – 363 с.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия»,2000. - 416 сПоддьяков, Н.Н. Обучение дошкольников экспериментированию [Текст] / А.Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 2014. - № 4. - С. 29–34.Рыжова, Н.А. Программа «Наш дом – природа». – М.: ООО «Карапуз-дидактика», 2005. - 192 с.: ил.Шамова, Т.И. Активизация учения школьников: учебное пособие для студ. высш. учебн. зав. [Текст] / Т.И. Шамова. – М.: Знание, 1979. – 96 с.Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе: учебно-методическое пособие [Текст] / Г.И. Щукина. – М.: Изд-во Фортуна, 2013. –204.