Профориентационная помощь учащимся начальных классов во внеурочное время в условиях современного образования
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Профориентационная помощь учащимся начальных классов во внеурочное время в условиях современного образования
Автор: Любовь Васильевна Сташенко
Профориентационная помощь учащимся начальных классов во внеурочное время в условиях современного образованияАвтор статьи:Сташенко Любовь.Васильевна. учитель технологии высшая квалификационная категория МБОУ «Школа № 173» г. Казань Приволжского района Профориентационная помощь учащимся начальных классов во внеурочное время в условиях современного образованияСташенко Л.В., учитель технологии высшей категории МБОУ «Школа № 173» Приволжского района г. КазаниВ настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира. Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии представляется одной из важных задач школьного обучения и воспитания. Профориентационная работа сегодня - неотъемлемая часть программы повышения качества образования. Цель профориентации в начальной школе - расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к познанию и миру труда, через организацию разнообразной досуговой, исследовательской и трудовой деятельности (факультативы, кружки по интересам, работа под руководством взрослых); расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей, о мире профессий и предоставление возможности учащимся «примерить на себя различные профессии» в игровой ситуации; развитие мотивации к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры; выявление общих тенденций в развитии способностей ребенка в совместной деятельности с родителями и педагогами; развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями. Проблема в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть учебного времени. Программа направлена на создание условий для систематических и регулярных занятий во внеурочное время.Профориентационная работа в начальной школе считается пропедевтическим этапом, другими словами подготовительным этапом.Цель этого этапа - формирование у детей младшего школьного возраста любви и добросовестного отношения к труду, понимания роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к миру профессий, в том числе профессиональной сфере деятельности родителей и ближайшего окружения. На этом этапе осуществляется вовлечение учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной трудовой деятельности. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор ребёнка, но также, что особенно важно, открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей. Весь педагогический опыт говорит о том, что человек, который с детства ставит перед собой конкретные (пусть и много раз меняющиеся) цели, связанные с будущей профессией, стараются осознать своё будущее место в обществе, вряд ли пополнит собой армию «трудных» подростков и социально неблагополучный контингент молодёжи. Формы профориентационной работы в начальной школе.1.Беседы с детьми и родителями;2.Встречи с людьми разных профессий;3.Экскурсии в музеи;4.Классные часы по профориентации;5.Оформление классного уголка и школьного стенда;6.Сочинения, конкурсы, защита проектов;7.Родительские собрания по профориентационной тематике.8. Игры (существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление отдельных элементов изучаемой профессии. К профориентационным играм, которые предлагаются школьникам как во время уроков, так и во внеурочное время, можно отнести целый класс игр, объединенных названием «Угадай профессию». Первые профессии, о которые узнает ребенок, - это профессии родителей и тех людей, с которыми он часто сталкивается в повседневной жизни: воспитатель, врач, продавец, кассир в магазине, водитель автобуса, диктор телевидения. Ребенок ежедневно наблюдает, как работают люди, что они делают на работе. Родители обычно рассказывают о своей работе лишь в самых общих чертах, не перегружая ребенка лишней информацией.Внешняя сторона деятельности взрослых надолго остается для детей более существенной, чем ее смысл. Работать нужно для того, чтобы были деньги, на которые люди покупают все, необходимое для жизни: еду, одежду, мебель, лекарства и т.д. Все взрослые должны работать; не работают только больные и пожилые люди, которые уже вышли на пенсию. Дети тоже не работают, зато они ходят сначала в детский сад, а потом в школу, чтобы выучиться и выбрать себе профессию.С детьми младшего школьного возраста необходимо говорить о том, что на свете есть множество профессий и выбрать свое дело очень трудно. Можно попробовать несколько разных профессий. Часто бывает так, что ребенок продолжает заниматься тем, же чем занимались его родители - "рабочая династия". Чтобы сориентироваться в мире взрослых профессий, понять, что нравится делать и почему, хорошо заранее понаблюдать за трудом взрослых. Радостно живется тому, кто любит трудиться, любит, когда работа получается хорошо и приносит радость другим. "Кем быть?", "Куда пойти учиться после школы?". Младшие школьники пока затрудняются ответить или дают неуверенные ответы.Трудности профессионального самоопределения возникают у двух категорий ребят:дети хорошо учатся, но они ничем не увлекаются, жизнь их скучна и монотонна;дети активны и в учебной и в других видах деятельности. Им интересно все, они посещают несколько кружков. У них все получается. За что ни возьмется чудо-ребенок - во всем добивается успеха. Однако он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.Работа в этом случае направлена на формирование у ребенка социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур.Особенность работы состоит в том, что уровень сложности позволит привлечь значительное число детей. Для кого-то из них эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к профессии. Сюжетное построение программы позволит менять порядок тем и количество часов в зависимости от интереса детей и по их желанию включать новые темы для рассмотрения.Тематическое планированиеВыбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека. Профессия человека своего рода судьба, поэтому стоит потратить время, чтобы основательно и заблаговременно ее планировать. От удачного выбора профессии во многом зависит польза, которую человек сможет принести своим трудом обществу, степень удовлетворения своей работой, развитие творческих способностей. Школа оказывает помощь в разумном выборе будущей профессии. Поэтому как одну из основных задач педагогический коллектив видит в организации работы по подготовке учащихся к самостоятельной жизни и труду.Помогая учащимся в выборе определенного пути, мы стремимся к тому, чтобы работа по профориентации нашла логическое продолжение в дальнейшем труде с использованием знаний и навыков, полученных за время обучения в школе.ПриложениеВопросы для школьника(анкетирование):1. Кем бы ты хотел быть:а) на следующий год после окончания школы;б) через 5 - 7 лет;в) через 20 лет.2. Какую профессию ты собираешься избрать? Почему именноее?3. Каковы твои увлечения?4. Какие свои качества ты считаешь положительными?5. Какие свои качества ты считаешь отрицательными?6. Что повлияло на твой выбор профессии (совет родителей, друзей; семейные традиции; рекомендации учителей, мастера производственного обучения УПК, врача; занятия в кружках, студии и др.; книги, кино, радио, телевидение; решил сам(а); другое (дописать)_________________________________________)?7. Чем тебе помогают родители при выборе профессии, (помогают в учебе; рассказывают о своей профессии; одобряют занятия в кружках, спортивных секциях; обучают своей профессии; никак не помогают; другое____________________________)?8. Как относятся родители к выполнению твоих учебных и трудовых обязанностей (не обращают внимания; нетребовательны; контролируют; требовательны; помогают)?9. Как ты думаешь, довольны ли родители твоими успехами в учебе (в целом довольны; равнодушны к моим успехам; считают, что мог бы учиться лучше; довольны)10. Оцени по 5-балльной системе проявление у себя следующих качеств; выдержка, аккуратность, настойчивость, лень, целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность, трудолюбие, эгоизм, инициативность, скромность, упрямство.Существенная разница в ответах родителей и детей говорит о недостатке взаимопонимания в семье, возможно, равнодушии к проблеме профессионального самоопределения юного человека.