Технологическая карта по учебной дисциплине «Обществознание», тема: «Молодежь»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технологическая карта по учебной дисциплине «Обществознание», тема: «Молодежь»
Автор: Баженова Ирина Викторовна

1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Ульканский межотраслевой техникум» Методическая разработка Тема разработки: Методическая разработка занятия по учебной дисциплине «Обществознание», тема: «Молодежь». Автор, разработчик: Баженова Ирина Викторовна, преподаватель истории и обществознания. 2018 г. 2 Автор-разработчик Баженова И.В., преподаватель истории и обществознания, ГБПОУ «УМТ» Специальность (код, название) 23.01.03 Автомеханик Учебный цикл (в соответствии с ФГОС, учебным планом) Общеобразовательный цикл УД/МДК (в соответствии с ФГОС) ОУД.10 Обществознание (включая экономику и право) Междисциплинарные связи (предшествующие и последующие УД/МДК) ОУД.04 История Цели учебного занятия Обучающая Развивающая Воспитательная - рассмотреть особенности молодежи как отдельной социально-демографической группы, факторы, влияющие на становление социальной зрелости молодежи, проблемы и перспективы молодежи в современном обществе; - развивать навыки работы обучающихся с различными видами источников информации, умения высказывать и аргументировать свою позицию; - развивать умения выявлять - способствовать воспитанию нравственных, гражданских и коммуникативных качеств, ответственности за свою судьбу, 3 - дать представление о молодежной субкультуре; - рассмотреть функции молодежи как важнейшего ресурса развития страны региона, Казачинско-Ленского района. причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; - развивать умение работать в группе. Формируемые компетенции (в соответствии с ФГОС, рабочей программой) Общие компетенции Профессиональные компетенции ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно 4 общаться с коллегами, руководством, клиентами. Требования к результатам освоения УД/МДК (в соответствии с ФГОС, рабочей программой) Личностные Метапредметные Предметные - готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; - гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально- правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - владение языковыми средствами ‬ умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания. - сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития; - владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов. 5 осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности. Наименование и № раздела (в соответствии с утверждённым календарно- тематическим планом) Раздел 4. Социальные отношения кол-во часов 44 часа Наименование и № темы (в соответствии с утверждённым календарно-тематическим планом) Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы Подтема: «Молодежь» 2 часа Уровень освоения 3 ‬ продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) Тип учебного занятия Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала и способов деятельности. Вид занятия (выбрать) 2. Практическое занятие Место проведения учебного занятия Компьютерный класс 6 (учебной аудитории, спортивный зал и др.) Форма организации учебного занятия (выбрать) Фронтальная, групповая. Ресурсы учебного занятия Материально- технические Основная литература Дополнительная литература Электронно- информационные - рабочие места по количеству обучающихся (компьютеры); - рабочее место преподавателя; - рабочая доска; - мультимедийная доска; -проектор. 1. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей, учебник Важенин А.Г. «Академия» 1. Горелов А.А., Горелова Т.Г. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник. ‬М., 2017 2. Обществознание, 11 класс, Кравченко А.И., Певцова Е.А. ‬ М.: 2014 3. Обществознание, 11 класс, Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, К.Г. Холодковский ‬ М.: 2014 1. Инфографика ВЦИОМ 2. презентации экспертов ВЦИОМ 3. грантовый конкурс молодежных инициатив 7 Формы и методы контроля, оценки результата изучения темы учебного занятия (в соответствии с рабочей программой) Письменный опрос (терминологический диктант), наблюдение за выполнением практической работы, оценка результатов выполнения практической работы. Задание для внеаудиторной самостоятельной работы (домашнее задание) 1. Написать эссе по теме: «Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее». 2. Составить кроссворд по теме: «Социальные отношения». 3. Подготовить информационный проект «Молодежь Казачинско-Ленского района» Этапы и хронология учебного занятия этапы Время содержание Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся Подготовительный 10 мин 1) Организационный этап. Приветствует студентов, отмечает отсутствующих, проверяет готовность группы к уроку. Приветствуют преподавателя, готовятся к занятию. 2) Постановка цели и задач урока. Смотрят видеоролик «Путь к успеху. Челлендж 8 Мотивация учебной деятельности учащихся. Эпиграф к уроку: «Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее» (Н.В. Гоголь) Показывает видеоролик, подводит обучающихся к теме урока и постановке задач урока, объясняет значимость данной темы в профессиональной деятельности; успеха 2018». Совместно с преподавателем формулируют тему и задачи занятия, записывают их в тетрадях. 5 мин 3) Актуализация знаний. Терминологический диктант по разделу «Социальные отношения». Обучающиеся выполняют задание: терминологический диктант по разделу «Социальные отношения» (соотнести термины и их определения) (индивидуальная форма работы). Основной 35 мин. 4) Первичное усвоение новых знаний. А) Некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть современной молодежи не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудится, а делает вид. Так ли это? Попробуем разобраться с данной проблемой на сегодняшнем уроке. Но для начала нам необходимо определить понятие «молодежь» и выделить факторы, влияющие на А) Обучающиеся знакомятся приложением № 1, дают определение понятию «молодежь», выделяют факторы, влияющие на процесс социализации молодежи, и дополняют ответы одногруппников (фронтальная форма работы). Б) Делятся на группы, получают инструктаж, знакомятся с правилами работы в группе, выполняют практическую работу, используя полученные материалы (раздаточный материал, материалы на рабочих столах компьютера) (групповая форма 9 становление социальной зрелости молодежи. Предлагает выполнить задание приложения № 1, обобщает ответы обучающихся. Б) Что сегодня происходит с молодежью? В чем состоят особенности современной российской молодежи, каковы ее проблемы, ценности, качества? На эти вопросы Вам сегодня предстоит ответить. Для работы необходимо разделиться на 4 группы. Каждая группа получит задание, выполнит его и представит результаты работы группы. Делит обучающихся на группы. Проводит инструктаж и выдает задание для каждой группы, координирует деятельность групп. Наблюдение за выполнением практической работы. работы). Группа № 1. «Молодежь как социально-демографическая группа» Задание: Используя предложенные материалы, представить характеристику молодежи по следующим параметрам: - численность молодежи (стр. 9-10; 11-12;17) - уровень образования (стр. 68; 70; 73) - занятость молодежи (стр. 109;110) - досуг молодежи (стр. 121-124) (Материалы: сборник «Молодежь России 2010») Группа № 2. «Молодежь и политика» Задание: Используя предложенные материалы, материалы интернета, высказать свою точку зрения на следующие вопросы: - Каково отношение современных молодых людей к политике? - Какую роль должно и играет государство в формировании мировоззрения молодежи? - В чем состоят причины молодежного экстремизма? - В чем выражается молодежный экстремизм? Какие Вы можете привести примеры проявления 10 молодежного экстремизма в России в последние годы? (Материалы: презентация ВЦИОМ «Молодежь и политика: актуальные вызовы»; инфографика «Молодежь и политика: точки соприкосновения»; учебник А.Г. Важенин п. 5.5. стр. 252-256) Группа № 3. «Молодежь и будущее развитие региона» Задание: Используя предложенные материалы, материалы интернета, высказать свою точку зрения на следующие вопросы: - Почему молодежь стремится уехать из нашего региона? - Почему наш регион называют регион без работы, и соответствует ли это действительности сейчас? - Как удержать молодежь в нашем регионе, в Казачинско-Ленском районе? - Какова на Ваш взгляд роль молодежи в будущем региона, Казачинско-Ленского района? (Материалы: презентация ВЦИОМ «Будущее Сибири и Дальнего Востока: «забытый регион» или локомотив развития экономики России?». 11 Группа № 3. «Даешь, молодежь!» Задание: Используя предложенные материалы, материалы интернета, высказать свою точку зрения на следующие вопросы: - В чем состоят особенности современной российской молодежи, каковы их проблемы, ценности, качества? - Каково отношение молодежи к получению образования? - В чем состоят особенности молодежной субкультуры? Каковы ее положительные и отрицательные черты? (Материалы: приложение 2, приложение 3, приложение 4; инфографика «Даешь, молодежь!»; инфографика «Поколение selfie: пять мифов о современной молодежи»; инфографика «Отцы и дети: вчера, сегодня, завтра»; инфографика «Студент-2017»: рвение у учебе и перспективы трудоустройства»; инфографика: «Высшее образование: путь к успеху или лишняя трата времени и денег»; учебник А.Г. Важенин п. 5.5. стр. 257-258). 28 мин 5) Первичная проверка понимания Наблюдение за ходом представления Обучающиеся представляют работу групп (время защиты каждой группы ‬ 7 мин.). 12 результатов работы групп, оценка результатов выполнения практического задания. Заключительный 5 мин 6) Первичное закрепление. Предлагает и объясняет содержание задания, обобщает ответы обучающихся. Обучающиеся заполняют таблицу (фронтальная форма работы) Проблемы молодежи Перспективы молодежи ………………… ………………… 2 мин 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Предлагает и объясняет содержание разно-уровневого домашнего задания. Выбирают домашнее задание. 5 мин 8) Подведение итогов занятия. Рефлексия. Подводит итоги занятия, оценивает работу групп. В качестве примера представлен синквейн педагога о молодежных субкультурах: Молодежная субкультура Фасадная, продвинутая, развлекательная, Удивляет, тусуется, не слушает, выделяется. Молодежь решает множество Осмысление итогов занятия. Выполняют задание рефлексии (обучающиеся составляют синквейны по теме: «Молодежь»). 13 проблем. Важно ее понять!