сплоченности команды.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: сплоченности команды.
Автор: Локарев Алексей Анатольевич

Мастер – класс по физической культуре.Свой мастер-класс я посвящаю сплочению команды.Для этого мне потребуется 6 человек.СБОР ПО ГОЛОСАМОписание упражненияВедущий раздает участникам заранее подготовленные карточки,на которых написаны названия животных, способных издаватьхарактерные звуки (собака, кошка, корова, петух и т. п.) —по 2–3 карточки на группу с названием каждого животного. Участники,никому не показывая свои карточки, читают про себя,какое животное им досталось, после чего убирают карточки изакрывают глаза. Ведущий дает задание: «Не открывая глаз, собратьсясемьями. Разговаривать нельзя, можно пользоваться толькозвуками, характерными для ваших животных».Смысл упражненияРазминка, демонстрация имеющей место в любом общенииизбирательности восприятия информации: во всем потоке звуковудается выделить именно нужные, остальные как будто отходятна второй план.ОбсуждениеКак удалось выявить именно нужные звуки во всем этомшуме? Мы слышим именно то, что хотим услышать. В какихжизненных ситуациях проявляется такой же эффект?УЗЕЛОКОписание упражненияГруппа делится на две команды, равные по числу участников.Каждая из команд выстраивается в колонну таким образом,чтобы направляющие стояли лицом друг к другу на расстоянииоколо 1,5 м. На роль направляющих, «капитанов» команд, лучшепригласить самых активных и коммуникабельных подростков.Каждый участник держит в руке канат (подойдет и прочнаябельевая веревка), протянутый вдоль обеих колонн. Дается задание— не отрывая рук от каната, завязать узел на его промежуткемежду двумя направляющими колонн. Техника выполнениязадания участникам не объясняется, они сами должны найтиспособ завязывания узла. В среднем, группе подростков на этотребуется 5–7 минут.Смысл упражненияЭто упражнение требует координации совместных действий,сближает группу и создает условия для проявления лидерскихспособностей. Кроме того, оно способствует активизации творческогомышления, поскольку способ его выполнения в инструкциине оговаривается, подростки должны найти его самостоятельно.ОбсуждениеСледует обратить внимание участников на то, что в выполненииданного упражнения удается добиться успеха лишь в томслучае, если группа начинает действовать слаженно, предварительнопридумав и обсудив способ решения задачи. Возможенвыход на обсуждение проблем лидерства: «Мало придумать способзавязывания узла, нужно еще, чтобы другие приняли этотспособ и стали выполнять инструкции того, кто его предложил.А как этого добиться?».ВСТАНЕМ В СТРОЙОписание упражненияУчастникам предлагается хаотично перемещаться по помещению,а потом, по команде ведущего, встать в строй поочереднопо каждому и следующих признаков:_ Росту._ Дню и месяцу рождения._ Удаленности места жительства от места прохождения тренинга._по цвету одежды ( от светлого к темному).Разговаривать или переписываться при этом нельзя, можнообщаться только с помощью мимики или жестов. В вариантах 2и 3 участники по окончании построения поочередно озвучиваютсвои дни рождения или места проживания, при этом происходитпроверка верности выполнения упражнения.Смысл упражненияТренировка умения находить взаимопонимание в затрудненныхусловиях, при ограниченности доступных средств общения.Демонстрация возможности адекватного обмена довольносложной информацией даже без использования слов.ОбсуждениеОбмен впечатлениями, возникшими по ходу работы. Если укого-то из участников возникли затруднения, то они могут такжевысказаться, с чем эти затруднения связаны, и как их можнопреодолеть.ПОИСК СХОДСТВАОписание упражненияПервый вариант.Группа встает в круг. Ведущий берет в руки небольшой предмет,пригодный для перекидывания из рук в руки (мячик, небольшаямягкая игрушка и т. п.) и объясняет правила игры: «Тот,у кого в руках находится этот предмет, должен как можно быстрееперебросить его другому участнику, назвав при этом чертусвоего сходства с тем, кому кидается предмет». На первом этапепризнаки сходства могут быть чисто внешние (например, цветволос), потом — общность интересов в какой-то области, совпадениеинтересов по какому-либо вопросу и т. п.Второй вариант.Участники сидят в кругу, каждый из них называет какойлибопризнак, после чего все те, кто обладает названным признаком,встают и меняются местами. Как и в предыдущем варианте,сначала используются простые, внешние признаки, потомони усложняются. Можно выдвигать в качестве признаков какие-либо эмоциональные состояния (например: «Поменяйтесьвсе те, кто сегодня утром проснулся в радостном настроении»),умения участников («Поменяйтесь те, кто умеет кататься на роликах») и т. п. Желательно, чтобы это были позитивные характеристики,дающие возможность проявить себя с лучшей стороны;нежелательно называть в качестве признаков недостатки,проблемы участников.Смысл упражненияУпражнение эффективно работает на сплочение группы, таккак участники начинают более внимательно присматриваться другк другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше,чем они думали раньше.ОбсуждениеСледует подвести участников к мысли, что, хотя они всетакие разные, сходства между ними гораздо больше, чем можетпоказаться на первый взгляд.Мы с вами хорошо поработали, зарядились энергией, научились взаимодействовать, координировать свои действия, сплотились в хорошую рабочую команду. Надеюсь многим пригодятся такие упражнения для проведения физкультминуток, классных часов.Спасибо за внимание.Смысл упражненияПомимо моделирования в группе проблемной ситуации, требующейколлективного решения, упражнение способствует повышениюуровня сплоченности участников, «ломая» пространственныебарьеры между ними. Кроме того, оно позволяет пронаблюдатьраспределение ролей в команде (кто выдвигал идеи,кто их воплощал, кто организовывал взаимодействие других участников,кто самоустранился от работы).ОбсуждениеКакие эмоции возникали у участников на разных этапахработы (получение задания и начальный этап работы; момент,когда способ решения стал понятен, и осталось его только воплотить;завершение упражнения)? Кто выдвинул идеи, позволившиеприблизиться к решению проблемы? Сразу ли эти идеибыли услышаны другими участниками и начали воплощаться?Если нет, то, благодаря каким действиям это, в конце концов,удалось?