Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
Автор: Князькова Елена Александровна

Здоровьесберегающие технологии
в работе учителя-логопеда
Князькова Е.А.,
учитель-логопед МБОУ СОШ № 42 г. Челябинска

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий ситуацию уверенности их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия. В логопедической работе я и мои коллеги с успехом используем следующие здоровьесберегающие технологии:
Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы являетсяартикуляционная гимнастика. Регулярное её выполнение поможет:- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
-укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика. Работа над дыханием является важной в логопедической работе, но и профилактика простудных заболеваний тоже важна, а тем более эти две задачи можно объединить в одну. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5-10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания, в результате чего возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.
Если мы хотим, чтобы у наших детей было хорошее зрение, мы должны на своих занятиях уделять достаточно временизрительной гимнастике. Это должно стать нормой, правилом жизнедеятельности. За основу я выбрала упражнения для профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц глаз из кинезиологической гимнастики. Так как детям сложно фокусировать взгляд на движущихся предметах, используем в работе яркие игрушки из пальчикового театра.
В современных условиях, возникла необходимость поиска нетрадиционных путей организации коррекционно-образовательного и оздоровительного процесса. Одним из таких эффективных направлений по подготовке детей с речевыми нарушениями к письму является самомассаж рук. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция. Самомассаж мышц предплечья, кисти и пальцев обеих рук улучшает координацию произвольных движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снизить излишнее напряжение.
С успехом в своей работе используем элементы точечного массажа. Учёным давно известно, что есть связь между участками кожи и внутренними органами. В результате точечного массажа укрепляются защитные силы организма. И он сам начинает вырабатывать лекарства, которые намного безопаснее таблеток. Так, объединив упражнения дыхательной гимнастики, дыхательно-звуковые упражнения и оздоровительные упражнения для горла, повышается значение голосовых упражнений для профилактики простудных заболеваний. В периоды распространения простудных заболеваний нужно увеличить количество сеансов.
Успешно в своей работе используемнетрадиционные методы массажа артикуляционного аппарата. В основе метода лежит особый массаж мышц языка, губ, щёк, скул, мягкого нёба с помощью комплекса специальных зондов, изобретённыхЕ.В. Новиковой.
Цель зондового массажа – нормализация речевой моторики. Метод прост и эффективен, он даёт возможность целенаправленно воздействовать на поражённые участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Язык – важный для диагностического обследования орган. Помимо информации, необходимой логопеду для его непосредственной работы, он даёт ценные сведения о состоянии здоровья ребёнка. Форма и цвет языка могут указывать на те или иные заболевания.
Отёкший язык умеренных размеров с отпечатками зубов по краям сигнализирует о нарушении функции почек и селезёнки.
Тонкий бледный язык – о нарушении кровеносной системы.
По качеству налёта на языке можно судить о состоянии желудка. Так, большое количество белого налёта свидетельствует о поражении желудка и кишечника, липкий налёт – о задержке пищи в желудке, плохой работе тонкого кишечника.
По степени влажности языка делают вывод о состоянии жидкости в теле. Если язык влажный и блестящий, то в организме всё в норме.
Кончик языка отражает состояние лёгких и сердца, тело языка (средняя и задняя части) – селезёнки и желудка, корень языка – почек. Боковые области говорят о работе печени и желчного пузыря, а подъязычные – иммунной системы, поджелудочной, щитовидной, паращитовидной желёз, надпочечников, яичников.
На языке расположено много биологически активных точек. Проводя зондовый массаж, идёт прямое воздействие на эти точки и естественно оздоравливается весь организм в целом. Это касается и всего артикуляционного аппарата.
Систематически используем в работе элементыметодикисенсорно-координаторных тренажеров В.Ф. Базарного, которая предусматривает синхронно сочетающиеся движения головы, глаз и туловища. Важнейшая особенность данных занятий состоит в том, что они проводятся в режиме смены поз. Дети стоят на массажных ковриках, в носочках и ...отгадывают загадки, отвечают на вопросы, составляют рассказы-описания и т.д. В четырёх верхних углах групповой комнате наклеены предметные картинки любой лексической темы, можно использовать сюжетные картинки, важно, чтобы все вместе картинки составляли развивающийся в логической последовательности единый комплекс. Под каждой картинкой помещается в соответствующей последовательности цифры 1-2-3-4.1-2 раза за занятие все дети поднимаются в положение свободного стояния. Под команды логопеда 1-2-3-4.....1 -2-3-4.....и т.д. дети начинают достаточно живо фиксировать взгляд по очереди на цифре, соответствующей картинке. При этом они совершают синхронно сочетающиеся движения глазами, головой и туловищем. Дети должны не просто механически пробежать глазами, но и успеть увидеть все 4 предметные картинки или сюжета. Найти ответ на поставленный вопрос. Главное в этой технологии не продолжительность стояния, а сам факт смены поз. Эта методика способствует расширению зрительных горизонтов, развитию творческого воображения и целостного воспитания, развитию двигательной активности.
А массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т.к. на стопе имеется проекция всех органов. Улучшается общее состояние, стимулирует активные точки и зоны, повышает иммунную систему, мобилизует внутренние силы организма, является прекрасным средством от плоскостопия. В свою работу внедряем режим непроизвольного зрительно-моторного скольжения по траекториям, используя лазерный лучик.
Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод какбиоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка (сопряжённая гимнастика). По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И., движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, отмечаются положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшаются внимание, память, мышление, речь. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору-зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.
Кинезиологические упражнения А. Л. Сиротюк. Развивая моторику, создаются предпосылки для становления многих психических процессов. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Чем более интенсивна нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данные методики позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. В своей работе я применяю такие упражнения, как Колечко, Кулак-ребро-кулак, Ухо-нос и т.д.
Педагоги знают, что у многих учащихся плохо развиты двигательные функции рук и отсутствует оформленная техника движений. Это порой заставляет их отступать перед любой задачей, связанной с выполнением данных действий. Очень важно учитывать то, что развитие мелкой моторики пальцев рук играет положительную роль в формировании и совершенствовании речевой функции (Кольцова М.И., Исенина Е.И., Антакова-Фомина А.В.). Поэтому, работая над формированием и совершенствованием тонкой моторики пальцев рук учащихся, мы развиваем детскую речь, интеллект, способствуем психофизическому развитию ребенка, а также позволяем снять напряжение, даем возможность расслабиться.
Интересна система упражнений для самомассажа пальцев и ладонных поверхностей, разработанная японским ученым Йосиро Цуцуми:
массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками марблс;
массаж грецкими орехами;
массаж шестигранными карандашами.
Ауриколотерапия – массаж ушных раковин – необходим детям с раннего возраста. Он помогает развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности ребенка. Массаж около 200 биологически активных точек, которые находятся на ушных раковинах, быстро мобилизуют силы организма, в результате чего можно моментально поднять общий тонус нервной системы, снять утомление, пробудить к работе все внутренние резервы.
Методика проведения такого массажа: массировать необходимо оба уха – поочередно одной рукой или одновременно двумя руками. Массаж проводится только теплыми, разогретыми ручками. Во время массажа необходимо принять удобную комфортную позу, расслабить мышцы, успокоиться, не отвлекаться и не разговаривать. Самомассаж ушных раковин детскими пальчиками – это доступная форма в работе с младшими школьниками. Его продолжительность – не менее минуты.
На индивидуальных занятиях успешно использование элементовСуджок терапии, её целью является нормализация мышечного тонуса. Опосредованное стимулирование речевых областей в коре головного мозга. Су-джок акупунктура (су —кисть, джок — стопа)последнее достижение восточной медицины. Первой ступенью суджок терапии может легко овладеть каждый человек и, не обращаясь к врачу и медикаментам, помочь себе и своим близким. Системы соответствия всех органов тела на кистях и стопах – это дистанционное управление, созданное для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья с помощью воздействия на определенные точки.
Су-джок терапия – это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью колец (ежиков) удобно массировать пальцы, что благотворно влияет на весь организм.
Систематическое применение предлагаемых методик оказывает стимулирующее влияние на развитие речи детей, укрепляет детское здоровье. Упражнения должны проводиться комплексно (приложение 1), должны быть доступны и выполняться в игровой форме. Фоном для проведения упражнений могут служить музыкальные произведения и различные ароматы.
Ароматерапия – воздействие с помощью эфирных масел разных растений. С помощью масел можно нормализовать артериальное давление, снять стресс, усталость, апатию или перевозбуждение у учащихся.
Народный опыт, исследования ученых и личный опыт доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью. Правда, пользоваться ими надо с особой осторожностью, т.к. много детей-аллергиков.
Вид масла
Вероятное положительное влияние на психику
Способы использования
Гераниевое
снимает стресс и состояние тревоги
аромалампа, аромамедальон, ингаляция, аромамассаж
Лавандовое
снимает стресс, состояние тревоги, депрессию
все способы
Мятное
повышение настроения
все способы
Ромашковое (аптечная, римская)
успокаивающее, гармонизирующее средство от детских капризов
все способы
Розмариновое
улучшение памяти, расслабляющий эффект
аромалампа, аромамедальон
Эвкалиптовое
оживление умственной деятельности, ясности ума
все способы
Музыкотерапия — это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном.
Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям самого раннего возраста. Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Врачуют естественные и искусственные звуки. Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм:
замедляют пульс;
увеличивают силу сердечных сокращений;
способствуют расширению сосудов;
нормализуют артериальное давление;
стимулируют пищеварение;
улучшают аппетит;
облегчает установление контакта между людьми;
повышают тонус коры головного мозга;
улучшает обмен веществ;
стимулируют дыхание и кровообращение;
усиливают внимание.
Музыкотерапия способствует улучшению общего эмоционального состояния детей; уменьшению количества ошибок на письме; улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений); коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений; стимуляции речевой функции; нормализации просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда и других педагогов (приложение 2) – это не только улучшение речевой функции учащихся. По результатам мониторинга медицинских работников наблюдается снижение процента часто болеющих детей, уменьшение общего количества заболеваний и пропусков по болезни, улучшение эмоционально-психологического состояния. В результате здоровьесберегающих мероприятий, проводимых по профилактике и оздоровлению учащихся, обучающиеся более успешно осваивают образовательные программы, усваивают программные требования, хорошо адаптируются к школьным условиям.
Приложение 1
При выполнении комплекса упражнений необходимо учитывать, что для достижения положительных результатов упражнения нужно выполнять ежедневно. Для их выполнения необходимо всего 7-10 минут.
КОМПЛЕКС (примерный)
Садимся удобно, ноги слегка расставлены, руки на коленях. Закрываем глаза и выполняем несколько глубоких вдохов и выдохов. Дышать тихо и спокойно!
Выполняем дыхательное упражнение Добрый мишка (система профессора Кацудзо Ниши).
Перед началом массажа растираем ладони так, чтобы они стали горячими.
Большим и указательным пальцами рук растираем уши (10-15 растираний для каждого уха).
Затем воздействуем на ушные раковины ладонями. Ладони двигаются вверх и вниз. Движение ладоней вниз сгибает ушные раковины, движение вверх – возвращает из в обычное положение. Выполняем не менее 10-15 растираний каждого уха.
Массируем нос, поместив на его боковые стороны тыльной стороной две фаланги больших пальцев рук. Перемещаем фаланги пальцев вниз, к углам рта, и вверх. Начинаем движение от переносицы. Упражнение выполняем в среднем темпе с легким нажимом. Выполняем не менее 10 движений вниз и вверх.
Проводим массаж глаз. Закрываем глаза. Тремя пальцами каждой руки легко нажимаем на верхние веки в течение 1-2 секунд, затем снимаем пальцы с век. Повторяем 5 раз.
Продолжаем массаж глаз. Работаем глазными яблоками под закрытыми веками. Совершаем медленные кругообразные движения по часовой стрелке. Затем совершаем те же движения против часовой стрелки. Совершаем не менее 10 движений в каждую сторону.
Массируем брови. Глаза закрыты. Работаем тыльными сторонами двух фаланг больших пальцев рук. Выполняем массаж с небольшим нажимом. Выполняем по 10-12 проходов от переносицы к вискам и обратно.
Помассируем лицо. Обеими ладонями, захватывая щёки, лоб и виски. Движения такие, как при умывании. Умываемся не менее 10-15 раз.
Массируем поглаживанием волосистую часть головы. Левой или правой ладонью ведём ото лба к затылку и обратно 10-15 раз.
Проводим массаж пальцев: помещаем массируемый палец в кулачок другой руки и тянем обрабатываемый палец. Обработав каждый палец одной руки, примемся за другую.
Далее – массаж пальцев и ладонных поверхностей шестигранными карандашами. Прокатываем их между ладонями, перемещая между пальцами.
Массаж грецкими орехами. Перебираем и вращаем их пальцами, катаем между ладонями.
Заканчиваем наш комплекс, выполняя массаж стоп. Дети превращаются в косолапых мишек или проворных белочек и под стихотворное или музыкальное сопровождение выполняют различные упражнения для стоп и пальцев ног на массажных ковриках.
Приложение 2
Требования к уроку с позиций здоровьесбережения
1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.
2. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма: 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение – более творческая задача, и коэффициент утомления при этом несколько ниже. Наоборот: частая череда смен одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных усилий.
3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут. Комментарии здесь аналогичные.
4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.
5. Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10-15 минут.
6. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из потребителей знаний в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
7. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
8. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).
9. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких норм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15-20 минут по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
10. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности к здоровому образу жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможны последствиях выбора поведения и т.д.
11. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.
12. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками (комфорт – напряжение, сотрудничество – авторитарность, индивидуальные – фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный – недостаточный); между учениками.
13. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п.
В конце урока обратить внимание на следующее:
14. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75 - 80%.
15. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в средней и старшей школе, 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения.
16. Темп окончания урока:
- быстрый темп, скомканность, нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашнего задания;
- спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом задание, учитель и учащиеся прощаются;
- задерживание учащихся в классе после звонка (на перемене).
1