Лингвистические основы обучения иностранным языкам
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лингвистические основы обучения иностранным языкам
Автор: Ким Ольга Борисовна
Лингвистические основы обучения иностранным языкам.Как известно, в 50 – 60 –х годах в лингвистике господствовал структурализм, который исследует внутреннюю структуру языка и ориентируется в основном на формальный аспект языковых явлений. Соответственно обучение иноязычной лексике, грамматике и чтению. Устная речь сводилась к пересказу заранее заученного текста в ущерб свободному порождению и восприятию речи. Развитие структурализма повлекло за собой повышенный интерес к так называемым структурным моделям, или структурным упражнениям. Грамматические или словообразовательные модели отрабатывались в упражнениях на трансформацию исходной структуры (например, переход активной конструкции в пассивную.) Далее преобразование по модели осуществлялось на материале словосочетания или короткого предложения. В начале 60 –х годов наметилась новая тенденция: практически отказались от работы с текстами и все обучение свели к отработке структурных моделей. Структурные упражнения, представленные короткими фразами, были оторваны от реальных ситуаций, поэтому они не позволяли обучающимся овладевать спонтанной речью. Для усиления практической направленности и эффективности таких упражнений их стали использовать в рамках «традиционной» методики и с опорой на технические средства обучения. Так зародился аудио-визуальный метод обучения иностранным языкам, который в 60-е годы прошлого века широко распространился почти во всех странах мира. В конце 60-х годов появилась неудовлетворенность структурализмом, поскольку стала очевидной недооценка социально-коммуникативной функции языка. Ученые обратились к поиску новых методов исследования такого сложного явления, как язык.В начале 70-х годов была сделана попытка выйти за рамки его формальных аспектов. Лингвисты обратились к исследованию системы языка в процессе ее реального функционирования. Так появилось структурно – функциональное направление в лингвистике, которое характеризуется повышенным интересом к семантике, социолингвистике, стилистике.Коммуникативное направление в лингвистике стало популярным в начале 80-х годов. В центре внимания исследователей оказался сам факт коммуникации, включая составляющие его ситуацию, систему взаимоотношений и социально – психологических характеристик участников общения, их мимику, жесты и т.п. Ученые – лингвисты обратились к исследованию коммуникативных единиц различного уровня, от высказывания – до законченного письменного текста. В методике обучения иностранным языкам сформировалось и коммуникативное направление. Постепенно оформилась точка зрения, согласно которой в коммуникативном процессе структурно-грамматические упражнения и коммуникативные аспекты языка не противоречат друг другу.Таким образом, методика обучения иностранным языкам обнаруживает в своем развитии четкий параллелизм с развитием лингвистических течений. Она опирается на лингвистику как одну из базисных для нее наук и в своих лингвистических основах решает вопросы, связанные с характеристикой лингвистических закономерностей изучаемого языка, особенностей его грамматического строя, фонетической и лексической системы как составных частей содержания обучения, а также с вопросами отбора и организации языкового и речевого материала.Методика тесно связана с такими отраслями лингвистики, как морфология, синтаксис, лексикология, стилистика, лингвистика текста. Большое значение для методики обучения иностранным языкам имеет психолингвистика, определяющая закономерности иноязычной речевой деятельности.На сегодняшний момент основополагающими лингвистическими положениями являются следующие:Разграничение понятий «язык – речь» в целях преподавания языка.Использование моделей предложения в качестве единицы обучения.Использование лингвистического учения о языковых контактах.Использование результатов исследования в области лингвистики текста.Язык – это специально отработанная и усваиваемая в процессе речевойдеятельности знакомая система единиц разного уровня и правил оперирования ими.Речь – это индивидуальное использование языка; способ формирования и формулирования мыслей посредством языка.