"Развитие речи"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развитие речи"
Автор: Вартанова Юлия Сергеевна
Мастер-класс по развитию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста«Играя, развиваем речь детей дошкольного возраста»Подготовила: воспитатель 1 ККМКДОУ детский сад №2Г.ОстрогожскаКуценко Л.А.Добрый день, уважаемые коллеги! Свой мастер-класс мы хотели бы начать со слов К.Д. Ушинского «Сделать серьезное задание для ребенка занимательным, вот задание первоначального обучения».Мой мастер-класс называется «Играя, развиваем речь детей дошкольного возраста». Целью мастер-класса является научить педагогов использовать свободное, от образовательной деятельности, время для отработки звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Задачи, решаемые этим мастер-классом в первую очередь обучающие: помочь педагогам систематизировать работу по звуковой культуре речи; затем развивающие: развивать педагогическое мастерство, образное мышление и воспитательные: воспитывать культуру общения.Свой мастер-класс я хотела бы начать со слов К.Д. Ушинского «Сделать серьезное задание для ребенка занимательным, вот задание первоначального обучения».Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры.Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр.Особую важность представляет развитие речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды, как неотъемлемых условий своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.В связи с этим, реализация задач воспитания звуковой культуры речи в детском саду ,осуществляется по двум основным направлениям:1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты - фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи);2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.)Существует множество дидактических игр, незамысловатых упражнений по развитию речи детей, которые легко использовать в любое свободное время. И сейчас мы с вами поиграем в эти игры.Вы уже разделились на группы – это столы за которыми вы сидите.Каждой группе будет предложено задание .И так начинаем : как известно все дидактические игры делятся на словесные, игры с предметами и настольно-печатные игры. Первая группа игр, в которые я предлагаю поиграть- словесные игры: игра «Скороговорки» 1 группа (повторят за мной)-Шла Саша по шоссе и сосала сушку2 группа -Осип охрип, Архип осип.3 группа- Ткёт ткач ткани на платки Тане.4 группа- Дождик, дождик не дождиДай дойти до домуДедушке седому.Игра «Кто придумает конец , тот и будет молодец»Игра «Чей рассказ лучше?» Воспитатель предлагает детям придумать небольшие рассказы, в которых большая часть слов должна начинаться с одного и того же звука. Вот примерные рассказы. На звук к: "Котята катали снежный ком. Пришел кот Котофей и позвал кататься на коньках. На катке все весело кружились каруселью". На звук п: "Папа пришел домой, принес покупки. Потом пришел Павлик. Папа с Павликом пошли погулять по проспекту Первомайскому. По проспекту проходили пионеры, пели песни и несли плакаты". Все придуманные рассказы воспитатель записывает в общую тетрадь или альбом "Это придумали мы сами". Позже дети иллюстрируют их своими рисунками. Игра «Назови первый звук своего имени» (мяч)«Продолжи слово» мяч( облако – корова – вафли – лилия ….)Следующая группа игр – на развитие звукового восприятия«Звенят колокольчики»«Запомни звук» (синие коробочки)«Купи игрушку» Наглядный материал. Игрушки: мяч, кукла, лиса, мишка, машина, Петрушка, собака, Буратино, Чебурашка. Каждому играющему дается задание - купить игрушку, в названии которой два слога. Игрушки разложены на столе. Воспитатель первый покупает игрушку, он четко произносит ее название, затем делит его на слоги (кук-ла), произносит отдельно каждый слог, определяет их количество. Правильность ответа проверяют все. После того как игрушки с двусложными названиями (кукла, мишка, лиса) будут куплены, воспитатель предлагает детям покупать игрушки, в названии которых слышатся три части (машина, Петрушка, собака). Когда будут проанализированы все ответы (инициатива в этом предоставляется в первую очередь малоактивным детям), воспитатель выясняет, почему никто не стал покупать мяч, Буратино и Чебурашку. Дети должны ответить, что по правилам игры нужно было покупать игрушки, названия которых состояли только из двух и трех частей. Следующая группа игр - игры на развитие дыхания «Буря в стакане»«Воздушные ватки»Развитие речи дошкольников в игре — это дополнительная эмоциональная связь между вами и ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком и речевые игры – все это залог успешного формирования правильной речи у детей.На этом мы закончим наш мастер-класс.Спасибо за внимание!