Филимоновская роспись "Праздничное гуляние"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Филимоновская роспись "Праздничное гуляние"
Автор: Новикова Ирина Владимировна

Предмет «Прикладное творчество», 1 классТема урока: Филимоновская роспись. Праздничное гуляние» (4 часа)Цель: продолжение формирования творческих способностей в росписи филимоновской игрушкиЗадачи: -продолжить приёмам в росписи филимоновской игрушки через копирование образца-развитие фантазию, воображение, внимание;-воспитать трудолюбие, аккуратность, -воспитание уважения и любви к народной глиняной игрушке.Оборудование: схема «Филимоновская роспись», шаблоны филимоновских игрушек, досочка, стаканчик, бумага формата А4, гуашь, кисти разных размеров. Слайд №1 «Филимоновская роспись.»Ход урока
  • Организационный момент.
  • - Настроение у нас отличное,А улыбки – дело привычное.Пожелаем друг другу добра,Ведь урок нам начинать пора.- Все ли необходимое для урока на столах? Проверьте: лист бумаги, гуашь,акварель, кисти, простой карандаш - Тихо садимся.II. Повторение пройденного материала- С какой глиняной народной игрушкой мы с вами познакомились? -Маленькая подсказка: «Зародилась эта игрушка в Одоевском районе Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново.» (Филимоновская игрушка.)Щелчок. «Филимоновская роспись.»-Почему игрушка называется филимоновской? (Делают в деревне Филимоново.) - А почему игрушки называют филимоновскими, а деревню Филимоново? (раньше жил в деревне дед Филимон, лепил игрушки из глины, вот и получили они такое название)- А в наше время, кто делает филимоновские игрушки? (мастера)-Какая характерная отличительная особенность у Филимоновской игрушки?(Вытянутые линии, длинное туловище и коротенькие ножки. )-Какие элементы узора характерны для росписи филимоновской игрушки?(Причудливые полоски, точки, линии, кружочки.)- Каждый узор имел свой символ. Назовите, что обознаяает круг, треугольник, елочки? ( круг – солнце, треугольник – земля, елочки – символ растительности и плодородия.) -Какие цвета традиционны при росписи игрушки? (Желтый, красный(малиновый), зеленый, реже синий и фиолетовый.)-Назовите этапы росписи филимоновской игрушки?(1.-желтый цвет, 2-красный цвет, 3-зеленый цвет)- Давайте вспомним, какие филимоновские игрушки мы с вами расписывали? (петушка, коня).- А сегодня мы с вами отправимся на праздничное гуляние.-Как вы понимаете, что такое праздничное гуляние? (это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, танцы, театрализованные представления.)III. Основная часть.Слайд №2– Эй, честные господа!К нам пожалуйте сюда!– Как у нас ли, тары-бары,Всяки – разные товары…– Подходите, подходите.Посмотрите, посмотрите!..– Кому бусы?– Кому баранки?– Кому платки расписные?– Небольшой расход,Подходи, народ!Филимонова деревняМастерами славится.Приходите, гости, чаще –Всем у нас здесь нравится!Праздничное гуляние открывается!-Сегодня мы с вами отправимся на праздничное гуляние в деревню Филимоново, где нас очень ждут. - А вот и деревня Филимоново…Ой, что-то никого здесь нет.-А где же все? Где барышни, всадники, петушки, кони…-Что же делать, ребята?Ответы детей.-Я предлагаю, вам самим расписать игрушки и отправить их на ярмарку.-Согласны?Для работы нам понадобится: лист бумаги формата А4, простой карандаш, краски, кисти, стаканчик с водой, а также трафареты филимоновских игрушек.Слайд №3- А сейчас, я вас всех приглашаю в нашу художественную мастерскую. Изображения людей – близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка - колокол у филимоновских барышень плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку, или коромысло с ведрами…Сначала мы с вами начнем выполнять барышню при помощи трафарета.Выполнение с образца-Чтобы приступить к практической части мы немножко отдохнем.Физкультминутка. Раз - подняться, потянуться,Два - нагнуться, разогнуться,Три - в ладоши, три хлопка,Головою три кивка.На четыре - руки шире,Пять - руками помахали,Друг на друга посмотрели,Шесть - на место тихо сели.IV. Практическая часть1.- Положите лист вертикально.- Возьмите трафарет «Филимоновская Барышня», расположите его в центре листа и обведите простым карандашом.- Определите тонкими вспомогательными линиями место узора на фигурке.Слайд №4- Приступайте к росписи.- Ребята, посмотрите на свои работы. Какие они красивые! А вам нравятся ваши барышни? Молодцы, ребята! Вы все очень хорошо справились с этой работой!-Вырежьте, подпишите и разместите ее в каком-нибудь месте у нас на ярмарке2. Приступаем к росписи других участников ярмарки. Я предлагаю на ваш выбор. У меня есть разнообразные трафареты животных, птиц в стиле филимоновской игрушки. Так что выбирайте каждый по два разных трафарета.Эта работа выполняется самостоятельно, опираясь на знания и умения ребят, также под руководством преподавателяV. Итог урока. Выставка и оценивание работ. - Давайте, народные умельцы, показывайте свои игрушки, посмотрим какая у вас красота получилась. Устраивается выставка работ.- Посмотрите, какие работы у нас получились!Вот они какие, игрушки расписные,Чудо игрушки - полосатые игрушки.- Какая работа понравилась вам больше остальных? Почему?VI. Рефлексия- Как вы оцениваете свою работу:«Отличная работа» – желтый цвет;«Хорошая работа» - красный цвет;«Сегодня работа не удалась» - зеленый цвет. - Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера филимоновской игрушки! И наше праздничное гуляние удалось на славу! -Сегодня вы славно и творчески поработали на уроке, и я каждому за работу ставлю высший бал.- Урок окончен. До встречи!Слайд №5Филимоновские расписные фигуркиСлайд №6Спасибо за урок!