Как написать характеристику на ребёнка в детском саду


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Как написать характеристику на ребёнка в детском саду
Автор: Егорова Анастасия Александровна

Как написать характеристику на ребёнка в детском садуВам необходимо написать характеристику на ребенка... Составление характеристики на воспитанника дошкольного учреждения может оказать серьезное влияние на его дальнейшую судьбу, поэтому не стоит ее недооценивать. Задумываясь о том, как написать характеристику на дошкольника, очень важно суметь подчеркнуть достоинства его личности, чтобы при дальнейшей педагогической работе суметь раскрыть их в полной мере. Обязательно при составлении характеристики следует указать на недостатки, которые не только мешают ребенку общаться и развиваться, но и вырасти в полноценную личность, которая будет пользоваться уважением окружающих.Сегодня написать психолого-педагогическую характеристику — это дать оценку гармоничности развития ребенка на данный момент времени. В основном составление характеристики на ребенка дошкольного возраста — демонстрация качеств, которые он уже сумел проявить. В основном они касаются поведения в коллективе и отношения с ровесниками и старшими.Любая схема составления характеристики, как и образец составления рекомендаций, вполне типична. Начать лучше с общего описания — «ребенок в возрасте стольких-то лет посещает ДОУ в течение определенного времени». Затем можно дать оценку его личностных качеств, сразу бросающихся в глаза, — скромность или уверенность, спокойствие или непоседливый характер. Необходимо описать качества, которые ребенок проявляет в определенной ситуации — при похвале или порицании, наказании или критике. Обязательно нужно рассказать, как он взаимодействует в коллективе и на какую роль претендует, является ли лидером или, наоборот, скрывается под маской скрытого активиста, действуя незаметно и более осторожно.Предлагаем вам несколько схем характеристики на ребенка дошкольного возраста.Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста1-й вариант1. Как долго ребенок посещает дошкольное учреждение, в том числе часто ли он болеет, охотно ли ходит в детский сад.2. Как ребенок ведет себя в дошкольном учреждении (как контактирует со взрослыми, воспитателем, сверстниками).3. Достаточно ли он овладел навыками самообслуживания.4. Как ребенок усваивает программу воспитания и обучения в ДОУ, какие затруднения испытывает, как относится к занятиям и как ведет себя на занятиях (какие особенности поведения способствуют. а какие препятствуют усвоению и закреплению знаний, умений, навыков).5. Особенности игровой деятельности ребенка.6. Какое участие принимают родители в развитии и воспитании ребенка.7. Что вызывает у воспитателя наибольшие трудности или беспокойство.2-й вариант1. ФИО ______________  2. Возраст (дата рождения) ______________3. Учреждение  _______ группа  ______ год обучения  _________4. Программа обучения (название, автор, год издания) ______________5. Как усвоена программа (математика, развитие речи, изобразительная деятельность и др.) ______________6. Характер затруднений (постоянные, временные, конкретизировать какие) ______________7. Как ребенок относится к трудностям? (Безразлично, тяжело переживает, стремится преодолеть затруднения или становится пассивным, теряет интерес к работе или проявляет усилия при преодолении учебных трудностей и др.) ______________8. Реакция ребенка на оценку его работы  ______________9. Понимает ли ребенок требования воспитателя? ______________10. Работоспособность (может ли активно, целенаправленно работать или отвлекаем, рассеян, к концу занятий увеличивается количество ошибок; сонливость, покраснение, потливость, жалобы на головную боль и т.п.) ______________11. Особенности развития познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения) и речи ребенка ______________12. Особенности игровой деятельности  ______________13. Основные трудности и причины отставания (по мнению педагога) ______________14.Поведение в группе (во время и вне занятий) ______________15. Взаимоотношения со сверстниками  ______________16. Наличие вредных привычек. Имеются ли странности в поведении, в чем выражаются? ______________Дата  ______________Педагог  ______________ Печать учрежденияПсихолого-педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста1. Общие сведения о ребенке.ФИО  ______________Дата рождения  ______________Домашний адрес  ______________Дата поступления в детский сад, откуда поступил (из семьи, другого детского сада), были ли длительные перерывы в посещении детского сада, по каким причинам  ______________2. Характеристика семьи.ФИО родителей, год рождения, место работы  ______________Состав семьи: полная, неполная, многодетная, наличие братьев и сестер  ______________Кто занимается воспитанием ребенка (мать, отец, бабушка, другие) ______________Уделяется ли достаточное внимание воспитанию и обучению ребенка? ______________3. Соматическое здоровье: более редко, часто, болеет простудными заболеваниями, имеет хронические нарушения здоровья, плохо ест, трудно и беспокойно спит  ______________4. Характеристика деятельности: навыки самообслуживания (может ли самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы, может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, завязывать и развязывать шнурки, пользоваться ложкой, вилкой, умеет ли убирать свои вещи и постель) ______________5. Игровая деятельность: безразличие или интерес к игрушкам, любимые игры, понимает ли правила игры, выполняет ли их, вносит ли изменение в содержание игры, доступность воображаемой ситуации, роль в коллективной игре, поведение в конфликтной ситуации, отражает ли свой опыт в игре, (не)умеет поддерживать игру.6. Конструктивная и графическая деятельность: умеет ли правильно собирать матрешку, пирамидку, складывать простые фигуры по образцу из счетных палочек, выполнять постройки из кубиков; навыки рисования (дом, дерево, человек и др.), лепки (скатать шарик, брусок из пластилина и др.); изображение вертикальных и горизонтальных линий, вогнутость линий, изображение фигурок по образцу.7. Отношение к занятиям: не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова». Принимает ли помощь и какую: словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую; как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности; (не)стремится преодолеть, бросает работу, поднимает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход.8. Личностные особенности: адекватность эмоциональных реакций, активность или пассивность в различных видах деятельности, наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с детьми и взрослыми; застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость; преобладающее настроение; поведение: спокойное, адекватное ситуации, беспокойное; нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, любви, добра, склонность прийти на помощь или вредить, обижать других, агрессивность, живость и т.д., умение подчиняться требованиям взрослых, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональных реакций на одобрение и порицание.Психолого-педагогическая характеристика на выпускника ДОУ для поступления в школу1-й вариантФИО, дата рождения, адрес  ______________Воспитанника ДОУ №  _______, группы №  ________Дата поступления в ДОУ  ______________1. Сведения о семье: ФИО матери, год рождения, место работы; ФИО отца, год рождения, место работы; условия воспитания. Семья полная, неполная, условия удовлетворительные или нет, указать причины неудовлетворительных условий.2. Запас сведений об окружающем  ______________3. Характеристика познавательных процессов: внимание (соотношение произвольного и непроизвольного, концентрация); память; мышление (особенности анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление причинно-следственных связей); сенсорное развитие (свойства предметов, ориентировка во времени); речь (словарь, грамматический строй речи, звукопроизношение); звукобуквенный анализ.4. Развитие элементарных математических представлений5. Особенности моторного развития (общая и мелкая моторика, ведущая рука, наличие двигательной расторможенности, состояние конструктивного и графического навыков).6. Сформированность мотиваций к учебной деятельности7. Эмоционально-волевая сфера и индивидуально-психологические особенности ребенка.8. Рекомендации ______________2-й вариант1. Общие сведения о ребенке: ФИО, дата рождения, домашний адрес, с какого времени посещает ДОУ.2. Характеристика семьи: ФИО родителей, год рождения, место работы; состав семьи: полная, неполная, многодетная, наличие братьев и сестер; кто занимается воспитанием ребенка (мать, отец, бабушка, другие); уделяется ли достаточное внимание в семье воспитанию и обучению ребенка.3. Типологические особенности: активный, подвижный, вялый, инертный, медлительный; возбудимый, неуравновешенный, спокойный, уравновешенный, заторможенный, плаксивый; быстрота реакции на словесные раздражители, переключаемость; преобладающее настроение — жизнерадостное, подавленное, без особого оттенка. Отмечаются ли резкие колебания настроения в течение дня; проявляет ли настойчивость при встречающихся трудностях или отступает перед ними; обращается ли за помощью и использует ли ее.4. Характерологические особенности: общительность, замкнутость (легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя, контакт и общение затруднены, понимание и реагирование на ситуацию не всегда или не совсем адекватны, плохо вступает в контакт, испытывает затруднение в общении, понимании ситуации); отношение к товарищам (дружелюбие, негативизм, доброта, грубость и пр.); отношение к лидерству (стремление к первенству, признают ли за лидера другие, проявляет ли организаторские способности, инициативу); отношение к взрослым; отношение к поручениям, поощрениям, порицаниям; каким видам деятельности отдает предпочтение; активность речевого общения (соответствует возрасту, повышена, снижена, отмечается замкнутость, негативное отношение к речевому общению); поведение (организовано, иногда не регулирует свое поведение, необходим постоянный внешний контроль).5. Психологические особенности: слуховое запоминание, зрительное запоминание, тактильное запоминание (запоминает быстро или медленно, с трудом, переход в долговременную память, объем оперативной памяти: достаточный, ограниченный, низкий); устойчивость внимания (способен к длительному сосредоточению или быстро отвлекается); характер отвлечения (отвлекается на раздражители, в отсутствие внешних раздражителей); переключаемость внимания (легкая, быстрая, замедленная, затрудненная); распределение внимания (достаточное, затруднено); общий уровень развития внимания (соответствует возрасту, низкий, несформировано).6. Уровень развития мыслительной деятельности: способность к сравнению, классификации, обобщению, умение выделить существенный признак предметов, явлений; умение использовать приемы для запоминания (опосредованность, группировку, ассоциации).7. Развитие сенсорных функций: состояние анализаторов, наличие обобщающих представлений о форме, величине, цвете — понятие относительности — соответствует возрасту, несформировано, нарушено.8. Развитие воображения: яркость, живость, богатство фантазии, способность к оперированию образами, в каких видах деятельности проявляется (музыка, изодеятельность, математика, физкультура, речь, конструирование и т.п.), соответствует возрасту, чрезмерно, слабость процессов воображения.9. Вербальная часть: понимание рассказов со скрытым смыслом; парные аналогии; сюжетное рассказывание — номинативная и коммуникативная функции речи; умение поддерживать диалог; речевая деятельность адекватна ситуации и возрасту, чрезмерная, трудности инициации речевого высказывания, эмоциональная неадекватность, проблемы развернутой речи, трудности звукопроизношения, наличие заикания, эхолалий, речевых штампов и т.д.10. Работоспособность на занятиях: отношение активное, заинтересованное, безразличное; во время занятий сосредоточен или часто отвлекается; быстро или медленно включается в работу; темп работы: быстрый, средний, медленный; причины замедленного темпа работы: обдумывание, тщательность выполнения, снижение психической активности (вялость, заторможенность, отвлекаемость и т.д.); утомление проявляется в замедлении темпа, ухудшении качества или в полном прекращении работы; субъективные и объективные признаю! утомления (жалобы на усталость, головную боль, вялость, сонливость, отвлекаемость и пр.); спад работоспособности (в середине занятия, в конце занятия); умение следовать инструкции, способность удержания инструкции по длительности.11. Произвольность деятельности: удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, доводит начатое дело до конца; в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке, нуждается в частом ободрении; деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия задачи теряются, результат не проверяется, из-за трудностей прерывает деятельность, помощь малоэффективна.12. Проводимая работа с ребенком: проводилась ли развивающе -коррекционная, сопровождающая работа на протяжении какого времени, вид (по формированию пространственных представлений, развитию познавательных процессов, эмоциональному воспитанию и т.д.); рекомендации для дальнейшей работы; результаты, успешность, формирование навыков (по возрасту, с трудом, отсроченное); работа с родителями, семьей (отношение родителей, успешность, систематичность и т.д).* * *И в заключение предлагаем вашему вниманию «Портрет выпускника детского сада», который может послужить ориентиром в определении нормального развития ребенка при выпуске из детского сада и составлении психолого-педагогической характеристики.Портрет выпускника ГОУ д/с №  _________Социальное развитие1. Ребенок спокойно идет на контакт со сверстниками и взрослыми.2. Общается со сверстниками, знает правила общения.3. Управляет своим поведением; знает, что можно и чего нельзя, неагрессивен, недрачлив.4. Умеет общаться с чужими взрослыми, тактичен.5. Хорошо адаптируется к новой обстановке, не меняет своего поведения, не возбуждается.6. Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослых.7. Не избегает общения.Организация деятельности1. Ребенок инструкцию воспринимает и по ней выполняет действие в соответствии с поставленной целью и задачами; ему не нужно несколько раз повторять задание.2. Может планировать свою деятельность, не действует хаотично, методом проб и ошибок.3. Выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы.4. Самостоятельно находит и исправляет ошибки в своей работе, не ждет конкретных указаний (сделай так, так и так).5. Может сосредоточенно, не отвлекаясь, выполнять задание в течение 10—15 мин.6. Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых.7. При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание.8. Не отказывается от заданий.Общее развитие1. Ребенок способен систематизировать и классифицировать общие и отличительные признаки предметов, явлений, процессов.2. Наблюдателен, анализирует простые причинно-следственные связи.3. Активно воспринимает любую новую информацию, задает вопросы.4. Понимает смысл и последовательность событий (на картинах, в простом рассказе, в быту).5. Имеет элементарный запас сведений о себе, своей семье, быте, умеет ими пользоваться.6. Имеет элементарный запас сведений об окружающем мире, умеет ими пользоваться.7. Высказывает собственные элементарные суждения, делает простые логические выводы, может продолжить словесное рассуждение.Развитие внимания и памяти1. Ребенок удерживает внимание в течение 10—15 мин, не отвлекается, даже если деятельность не очень интересна (или трудна).2. Для концентрации внимания в течение 10—15 мин не требуется дополнительных инструкций, внешней организации.3. Переключается с одного вида деятельности на другой. Не отвлекается на внешние раздражители.4. Может запомнить 10 не связанных между собой слов при 3— 4-кратном повторении.5. Произвольно запоминает 10—12 слов при подкреплении наглядными образами.6. Может сгруппировать по смыслу слова и запомнить их.7. После нескольких повторений запоминает стихотворение в четыре-восемь строк.Речевое развитие1. Ребенок правильно произносит звуки родного языка.2. Может выделить звук в начале, середине и конце слова.3. Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него.4. Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения.5. Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинкам.6. В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой.7. Передает интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (запинок, растягиваний слов, пауз в середине слова и т.п.).Развитие движений и пространственная ориентация1. Ребенок уверенно действует в быту (ест вилкой, ложкой, расстегивает и застегивает пуговицы, чистит зубы, одевается и раздевается, шнурует ботинки).2. Ходит, бегает, прыгает, катается на велосипеде, на лыжах, коньках, плавает, играет в теннис, прыгает через скакалку и т.д.3. В сохранении равновесия движения координированны и ловки.4. Хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперед, назад, вверх, вниз, направо, налево и т.д.).5. Не испытывает затруднений при работе с конструктором, мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями.6. Стремится научиться лепить, выпиливать, вязать и т.д.7. Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений (умеет чертить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг, треугольник, квадрат).Зрительно - пространственное восприятие и зрительно-моторные координации1. Ребенок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяя их характерные признаки.2. Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам.3. Различает расположение фигур и деталей в пространстве и на плоскости (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, справа — слева и т.д.).4. Срисовывает (копирует) простые геометрические фигуры, а также сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление штрихов.5. Копирует буквы, цифры, соблюдая размерность и направление всех штрихов и элементов.6. Находит часть целой фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцу (схеме).7. Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.Личностное развитие1. Ребенок осознает, как вести себя со сверстниками и как со взрослыми.2. Стремится установить и сохранить позитивные отношения со сверстниками и взрослыми в ходе общения.3. Может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать самостоятельно, не нуждаясь в присутствии взрослого.4. Стремится к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, способен объективно оценить результат.5. Может дифференцировать, «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения взрослых.6. Проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, миру взрослых и т.п.7. Стремится к личным достижениям («Я уже знаю, умею»), самоутверждению, признанию.Здоровье1. Ребенок не подвержен частым простудным заболеваниям (3— 4 раза в год).2. Не подвержен тяжелым и хроническим заболеваниям.3. Спокоен (некриклив), усидчив, нераздражителен.4. Хорошо засыпает и спокойно спит (не вскрикивает, не вертится, нет ночного недержания мочи).5. Не подвержен страхам (не боится темноты, одиночества и т.д.).6. В поведении отсутствуют навязчивые движения (непроизвольные подергивания мышц лица, шеи, моргания, кусание попей и т.д.).7. В речи нет выраженных задержек в развитии.Автор: Л. И. Лукина