Рабочая программа по музыке 8 класс


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа по музыке 8 класс
Автор: Епонешникова Алена Игоревна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по МУЗЫКЕ(предмет)на 2019/2020 учебный год Программа: общеобразовательная Уровень программы: базовыйКласс: 5 «А», 5 «Б», 5 «В», 5 «Г»Количество часов в год согласно учебного плана: 34 Количество часов в неделю: 1 Учитель: ЕПОНЕШНИКОВА Алена Игоревна (Ф.И.О. полностью)Квалификационная категория: перваяПрограмма составлена на основе: авторской программы Т. И. Науменко, Т. В. Алеева для общеобразовательных органзаций П. Часцы 2019 годПояснительная запискаИсходными документами для составления программы явились:Документы федерального уровня –
  • Конституция РФ;
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 25.11.2013);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12. 2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» 189 (в действующей редакции от 25.12.2013 № 3);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936).
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937).
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 N 345 (ред. ОТ 08.05.2019) «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 8 мая 2019 г. N 233 “О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345”
  • Документы регионального уровня
  • Закон Московской области «Об образовании» от 11.07.2013 г. № 17\59-П;
  • Закон Московской области № 200/2018-ОЗ «О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечении дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2019 году»
  • Документы школьного уровня
  • Положение «О рабочей программе педагога»;
  • Образовательная программа ФГОС ООО;
  • Учебный план МБОУ Часцовской СОШ на 2018/2019 уч. год
  • При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник Т. И. Науменко, В. В. Алеева для общеобразовательных учреждений «Музыка. 8 класс» (М.: Дрофа, 2010 дневник музыкальных размышлений, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).Рабочая программа - нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д. Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся учитель создает индивидуальную модель образования на основе государственного образовательного стандарта.Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе среднего общего образования в 8 классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 34часа в год (1 час в неделю).Главная тема 8 класса - «Традиции и современность в музыке» - обращена к воплощению в музыке проблемы вечной связивремен. Музыкальное искусство рассматривается сквозь призму вековых традиций, продолжающих свою жизнь и поныне.Основными содержательными линиями при изучении курса «Музыка» являются: музыка как вид искусства; средства музыкальнойвыразительности; образ и драматургия в музыке; народное музыкальное творчество; особенности музыки различных эпох; отечественнаямузыкальная культура XIX в.; стилевое многообразие музыки XX столетия; взаимосвязь классической и современной музыки с другимиискусствами как различными способами художественного познания мира.Основными видами учебной деятельности школьников являются: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование,музыкально-пластическое движение, драматизация музыкальных произведений.Рабочая программа по музыке для 8 класса предполагает определенную специфику межпредметных связей, которыепросматриваются через взаимодействия музыки:- с литературой (А. Н. Островский. «Снегурочка», «Былина о Садко»; А. С. Пушкин. «Борис Годунов», «Повести Белкина. Метель»,«Евгений Онегин» и другие произведения);- изобразительным искусством (жанровые разновидности — портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи - пространство,контраст, нюанс, музыкальная краска);запланирован интегрированный урок музыки и изобразительного искусства « Сказочно –мифологические темы в музыке»При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: Музыка. 8 класс. :учебник дляобщеобразовательных учреждений/Т. И. Науменко, В. В. Алеев.-М.:Дрофа, 2010Данный учебник соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных МО Н РФ к использованию в ОУ на 2014-2015 уч. год (Приказ МО Н РФ №253 от31.03.14 г.)Музыка 8 класс фонохрестоматия, 2010 Общая характеристика предмета, образовательная областьПредмет «Музыка» входит в состав предметной области «Искусство». Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.Основные содержательные линии:обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям;усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;овладение способами музыкальной деятельности (умения и навыки);обогащение опыта музыкально-творческой деятельности.Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки оканчивающих основную школу.Обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке и знаний музыки в период обучения в основной школе осуществляется в первую очередь за счет расширения диапазона изучаемых произведений в жанрово-стилевом отношении, более широкого представления в музыкальном репертуаре образцов народной и профессиональной (классической и современной) музыки как светской, так и духовной. При этом произведения духовной религиозной музыки рассматриваются в культурологическом аспекте. Важной составляющей изучаемого учащимися музыкального репертуара становятся образцы современной популярной музыки.Необходимо обратить особое внимание на то, что опыт эмоционально-ценностного отношения к музыке и знание учащимися музыки происходит в первую очередь на основе личностно окрашенного эмоционально-образного общения с художественными образцами музыкального искусства в различных видов музыкальной деятельности; выявления связей музыки с другими видами искусства и жизнью; раскрытия возможностей музыки в преобразовании духовного мира человека, его душевного состояния.Приоритетное значение в ряду знаний о музыке на второй ступени обучения имеют знания, приобретаемые в процессе музыкально-творческой деятельности и раскрывающие интонационную, жанровую, стилевую основы музыкального искусства, многогранность связей музыки с другими видами искусства. В число музыкальных знаний входят также знания о творчестве композиторов, исполнителей, способах овладения различными видами музыкальной деятельности, нотной грамоты. В программе выделяется группа музыкально-исторических знаний, а также знаний о музыкальной жизни нашей страны и других стран мира.Необходимо предусмотреть в программе освоение учащимися музыкальных умений и навыков, приобретаемых в различных видах музыкально-творческой деятельности и способствующих личностному постижению преобразующей силы музыки. При этом музыкальные умения связаны главным образом с творческим, никогда не повторяющимся процессом. Музыкальные навыки являются базой прежде всего для музыкально-исполнительской деятельности, требующей определенной подготовки и развития психофизиологического аппарата ребенка, что является необходимым условием для достижения эстетического, подлинно художественного воплощения музыкального образа исполняемого произведения и самовыражения ребенка. Весь учебно-воспитательный процесс на уроке пронизывает опыт музыкально-творческой учебной деятельности, который приобретается учащимися в процессе слушания музыки, в вокально-хоровом и инструментальном исполнении, в музыкально-пластической деятельности, музыкальных импровизациях и сочинении музыки, в установлении связей музыки с другими видами искусства, с историей, жизнью. Тем самым удается избежать информационного изложения материала и на первый план вывести деятельностное освоение искусства. Накопление опыта музыкально-творческой деятельности в системе основного общего музыкального образования направлено на дальнейшее развитие творческого потенциала учащихся, их интереса к процессу и результату музыкальной деятельности. Такой опыт помогает ученику глубже познавать природу музыки, пути и способы ее создания, исполнения и слушания, сформировать свою личностную позицию по отношению к искусству и найти способы самовыражения в разнообразной музыкально-творческой деятельности.Описание ценностных ориентиров, содержащиеся в учебном предметеЦенностные ориентиры содержания курса заключаются:—в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;—в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;—в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;—в формировании основ художественного мышления;—в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.Результаты освоения учебного предметаВ результате изучения музыки в 8 классе ученик должензнать/понимать:
  • знать специфику музыки как вида искусства;
  • знать основные жанры народной и профессиональной музыки;
  • знать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
  • понимать особенности искусства различных эпох;
  • определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная;
  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.
  • уметь:
  • аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека (с учетом знаний, полученных на уроках в 5, 6, 7, 8 классах);
  • обосновать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
  • преломлять полученные знания в эмоционально-личностном отношении к образному миру музыки, которое проявляется в размышлениях о музыке (устно и письменно), ответах на вопросы учебника, в выполнении проблемно-творческих заданий в дневнике музыкальных размышлений;
  • осмысливать важнейшие категории в музыкальном искусстве — традиции и современности, понимания их неразрывной связи;
  • понимать концептуально-содержательные особенности сонатной формы;
  • проявлять навыки вокально-хоровой деятельности: уметь исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе, уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом (фортепиано, гитара, электромузыкальные инструменты), уметь владеть своим голосом и дыханием в период мутации.
  • -использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах.РАСЧЕТ ОБЪЕМА ПРОГРАММЫобъем программы:Цели изучения предмета: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.Цели, задачи, планируемые результаты:развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.Личностные результаты:—обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;—обобщенное представление о художественных ценностях произведений разных видов искусства;—наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;—инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;—соответствующий возрасту уровень культуры восприятия искусства;—наличие определенного уровня развития общих художественных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;—участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников.Метапредметные результаты:—понимание роли искусства в становлении духовного мира человека; культурно-историческом развитии современного социума;—общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.);—развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;—соответствующий возрасту уровень духовной культуры;—творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем;—расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;—усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;—эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения).логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,Предметные результаты: —постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;—освоение содержания, претворяющего проблемы вечных тем в искусстве;—умение аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека;—осмысление важнейших категорий в музыкальном искусстве — традиции и современности, понимании их неразрывной связи; —установление взаимодействий между образами музыки, литературы и изобразительного искусства на уровне содержания и формы;—понимание концептуально-содержательных особенностей сонатной формы;—сформированность навыков вокально-хоровой деятельности — умение исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе; умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом (фортепиано, гитара, электромузыкальные инструменты), умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации.Содержание программы:Тема года: «Традиция и современность в музыке» (34 часа)О традиции в музыке. (3 ч.) Живая сила традиции. Различие понятий «современной» и «модной» музыки. Стиль в музыкальном искусстве: классицизм в музыке, Венская классическая школа, романтизм, реализм, «Могучая кучка», импрессионизм. Индивидуальный стиль композиторов-классиков. «Стилевые направления музыкального искусства 20 векаСказочно-мифологические темы Философское определение мифа как «формы целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов. «Роль мифа в появлении искусства. Мир сказочной мифологии. «Сказка – ложь, да в ней – намек, добрым молодцам урок».Слушание: Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского, Н. Римский-Корсаков. Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка»; И. Стравинский. Весенние гадания. Пляски щеголих. Из балета «Весна священная»; К. Дебюсси. «Послеполуденньий отдых фавна», бессмертный романс П. И. Чайковского «Благословляю вас, леса». Разучивание: Я. Дубравина «Песня о земной красоте», И. Сохадзе «Добрая фея», Л. Квинт, стихи В. Кострова «Здравствуй мир», В. Чернышев, стихи Р. Рождественского «Этот большой мир».Мир человеческих чувств Трагедия и радость любви в музыке. Выдающиеся музыкальные произведения о любви в жанрах духовной, вокальной, инструментальной, симфонической, камерной музыки. Образы радости в музыке. «Мелодией одной звучат печаль и радость». «Слёзы людские, о слёзы людские». Высота духовного сопереживания в мистериях И.С.Баха «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну». Возвышенный гимн любви «Аве Мария». Художественный стиль романтизма. Подвиг во имя свободы в увертюре Л. Бетховена «Эгмонт». Любовь к Родине. Мотивы пути и дороги в русском искусстве. Слушание: Соната № 14 «Лунная» для фортепиано, 1 часть, Соната № 8 «Патетическая», 2 часть «Больше чем любовь»; Н. Римский-Корсаков, хороводная песня Садко из оперы «Садко»; В. А. Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром, фрагменты, П. Чайковский, Сцена письма из оперы «Евгений Онегин»; М. Глинка, стихи А. Пушкина. «В крови горит огонь желанья...», П. Чайковский, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», фрагмент; Г.Свиридов «Тройка» из оркестровой сюиты «Метель», вокальный стиль «BelCanto» и его мастера Энрико Карузо, Франко Корелли, Лучано Паваротти, Андреа Бочелли. Разучивание: романс «Я тебя никогда не забуду» из оперы А. Рыбникова «Юнона и Авось», А. Макаревич «Пока горит свеча», В.Высоцкий «Братские могилы», Ю. Визбор «Ты у меня одна», В. Высоцкий «Песня о друге»; К. Кельми «Замыкая круг».Мир духовных исканий человека. Величие и многогранность чувства любви. Мир церковной музыки. «Хор – уста Церкви». Византийские корни русского церковного пения. Рождество Христово в народной и композиторской музыке. Рождественский кант. Колядки. Православная авторская песня. Колокольный звон на Руси. «Мелодией одной звучат печаль и радость».Слушание:Д. Шостакович, стихи Микеланджело Буонарроти «Бессмертие» из сюиты для баса и фортепиано; П. Чайковский «Болезнь куклы» из «Детского альбома»; Р.Шуман «Грезы»; С. Рахманинов «Колокола» № 1, из поэмы для солистов, хора и симфонического оркестра; П.Чайковский «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года»;Н.Римский-Корсаков, колядные песни из оперы «Ночь перед Рождеством» и увертюра «Светлый праздник». Разучивание: Д.Бортнянский «Тебе поем»; гимны «Единородный Сыне» и «Достойно есть», И.С.Бах, соло альта «О, сжалься» из цикла «Страсти по Матфею»; Рождественские канты «Небо и земля» и «Добрый вечер»; международный рождественский гимн «Святая ночь» (SilientNight); духовные песни иеромонаха Романа (Матюшина), Людмилы Кононовой и Светланы Копыловой, Е. Крылатов, Ю. Энтин «Колокала».О современности в музыке Как мы понимаем современность? Вечные сюжеты. Философские образы ХХ века. «Турангалила-симфония» О. Мессиана. Массовая музыкальная культура сегодня. Массовая песня. Музыка театра и кино. Авторская песня. Новые области в музыке ХХ века (джазовая и эстрадная музыка). Лирические страницы советской музыки. Диалог времён в музыке А. Шнитке. Антология рок – музыки. Рок опера. Зарубежная поп музыка. Российская эстрада. Обобщение материала по теме «Традиция и современность в музыке». Итоговое тестирование.Слушание: А. Хачатурян «Смерть гладиатора», адажио Спартака и Фригии из балета «Спартак»; О. Мессиан«Ликование звезд» (V часть) и «Сад сна любви» (VI часть) из «Турангалилы-симфонии»; Дж. Гершвин.«Рапсодия в стиле блюз» и «Колыбельная Клары, дуэт Бесс и Порги» из оперы «Порги и Весс»; А.Эшнай. Симфония № 2, II часть, фрагмент; А. Шнитке. Ргеludio; Тоссаtа из «СоncertoGrosso» № 1 для двух скрипок, клавесина, препарированного фортепиано и струнного оркестра; Г.Свиридов, «Любовь святая» из цикла «Три хора из музыки к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович»; музыка М.Таривердиева к фильму «Ирония судьбы или с легким паром»; музыка Э.Артемьева к фильмам «Неоконченная пьеса для механического пианино» и «Раба любви», песни из кинофильмов, а также российской и зарубежной эстрады по выбору школьников. Разучивание:Д. Герман «Привет, Долли!»; Дж. Леннон, П. Маккартни «Вчера»; Б. Андерсон (группа АББА) «Победитель получает все»; музыка и песни И.Дунаевского к фильму «Дети капитана Гранта»; песня Е.Птичкина «Эхо любви»; песня Б.Гребенщикова и группы «Аквариум» «Серебро Господа моего»; А. Лепин, стихи В.Коростылёва. «Песенка о хорошем настроении» ;Ю. Чичков, стихи Ю.Разумовского «Россия, Россия».Слушание музыки: произведения по выбору обучающихся. Разучивание песен: А.Флярковский, стихи А. Дидурова «Прощальный вальс»; И. Грибулина. Прощальная. Обработка Ю. АлиеваОбобщающий урок по теме года «Традиции и современность в музыке» (1ч).Тематическое планирование (34 часа)Введение в тему года «Традиция и современность в музыке». Условность деления музыки на «старую» и «новую». Различие понятий «современной» и «модной» музыки. Стиль в музыкальном искусстве: классицизм в музыке, Венская классическая школа, романтизм, реализм, «Могучая кучка», импрессионизм. Индивидуальный стиль композиторов-классиков.«Стилевые направления музыкального искусства 20 векаО традиции в музыке (3ч.)-. Размышлять о значении музыкального искусства в жизни современного человека.-. Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в музыкальном искусстве (с учетом критериев, представленных в учебнике)-. Осваивать отдельные образцы русской классической музыкальной школы.- Эмоционально воспринимать мифопоэтическое творчество во всемего многообразии.- Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.- Понимать характерные особенности музыкального языка.- Осваивать стилевые черты русской классической музыкальнойШколы-Исследовать разнообразие музыки XX века.-. Осознавать интонационно-образные, жанровые, стилевые основы музыки XX века (с учетом критериев, представленных в учебнике).-. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.Философское определение мифа как «формы целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов. «Роль мифа в появлении искусства. Мир сказочной мифологии. «Сказка – ложь, да в ней – намек, добрым молодцам урок».Сказочно- мифологические темы(6ч)- Понимать роль мифологии в сохранении и развитии общей культуры народов.- Воспринимать и выявлять внешние связи между музыкой и окружающим миром природы.- Осваивать отдельные образцы русской классической музыкальнойШколы- Эмоционально воспринимать мифопоэтическое творчество во всемего многообразии.- Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зре-ния единства содержания и средств выражения.- Понимать характерные особенности музыкального языка.-. Осваивать стилевые черты русской классической музыкальнойшколы- Исследовать разнообразие музыки XX века.- Осознавать интонационно-образные, жанровые, стилевые основы музыки XX века (с учетом критериев, представленных в учебнике).- Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точкизрения единства содержания и формы- Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.-Понимать характерные особенности музыкального языкаТрагедия и радость любви в музыке. Выдающиеся музыкальные произведения о любви в жанрах духовной, вокальной, инструментальной, симфонической, камерной музыки. Образы радости в музыке. «Мелодией одной звучат печаль и радость». «Слёзы людские, о слёзы людские». Высота духовного сопереживания в мистериях И. С. Баха «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну». Возвышенный гимн любви «Аве Мария». Художественный стиль романтизма. Подвиг во имя свободы в увертюре Л. Бетховена «Эгмонт». Любовь к Родине. Мотивы пути и дороги в русском искусстве.Мир человеческих чувств (9ч).- Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.-Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые особенности музыки.-Выявлять круг музыкальных образов в произведениях крупных форм.- Воспринимать и сравнивать особенности музыкального языка в произведениях (частях произведения) разного смыслового и эмоционального содержания.- Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов (В. А. Моцарта)-Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки.- Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу мелодико-гармонические интонации при прослушивании музыкальных произведений.Мир духовных исканий человека. Величие и многогранность чувства любви. Мир церковной музыки. «Хор – уста Церкви». Византийские корни русского церковного пения. Рождество Христово в народной и композиторской музыке. Рождественский кант. Колядки. Православная авторская песня. Колокольный звон на Руси. «Мелодией одной звучат печаль и радость»В поисках истины и красоты(5ч).-Понимать значение духовной музыки в сохранении и развитии общейкультуры народа.- Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов.-Выявлять возможности эмоционального воздействия колокольногозвона.- Понимать характерные особенности музыкального языка.- Находить ассоциативные связи между художественными образамимузыки и изобразительного искусства.- Самостоятельно подбирать сходные поэтические произведения к изучаемой музыке- Оценивать произведения искусства с позиции красоты и правды.- Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.-Эмоционально воспринимать художественные образы различныхвидов искусства.-. Рассуждать о своеобразии отечественной духовной музыки прошлого(с учетом критериев, представленных в учебнике).Как мы понимаем современность? Вечные сюжеты. Философские образы ХХ века. «Турангалила-симфония» О. Мессиана. Массовая музыкальная культура сегодня. Массовая песня. Музыка театра и кино. Авторская песня. Новые области в музыке ХХ века (джазовая и эстрадная музыка). Лирические страницы советской музыки. Диалог времён в музыке А. Шнитке. Антология рок – музыки. Рок опера. Зарубежная поп музыка. Российская эстрадаО современности в музыке(11ч)- Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.-Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.- Воспринимать и анализировать особенности языка в музыке XX века(с учетом критериев, представленных в учебнике).- Самостоятельно подбирать сходные музыкальные, литературныеи живописные произведения к изучаемой теме.-Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений- Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся композиторов и исполнителей.-Высказывать собственное мнение о художественной ценности джазовой музыки.-Самостоятельно исследовать вопросы, связанные с историей, исполнением джазовой музыки.- Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска информации к изучаемой теме.Требования к уровню подготовки учащихся: Основное содержание образования в примерной программе представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации». Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе. При этом построение программы допускает различные варианты для изложения содержания учебников, распределения учебного материала и времени его изучения.Главная тема 8 класса Традиция и современность в музыке обращена к воплощению в музыке проблемы вечной связи времен. Музыкальное искусство рассматривается сквозь призму вековых традиций, продолжающих свою жизнь и поныне. За основу берутся вечные темы искусства — мир сказки и мифа, мир человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в нерасторжимом единстве прошлого и настоящего и утверждающие тем самым их непреходящее значение для музыкального искусства. Современность трактуется в программе двояко: это и вечная актуальность высоких традиций, и новое, пришедшее вместе с XX веком. Таким образом, представляется возможность путем сравнения установить, какие музыкальные произведения продолжают идеи высокого и вечного, а какие являют собой проявление моды или злободневных течений. Содержание рабочей программы построено на основе компетентностного подхода в соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная деятельности. В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.Отличительные особенности программы:- во взгляде на музыку не только с точки зрения её эстетической ценности, но и с позиции её универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всём богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия, - природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства;- в системном погружении в проблематику музыкального содержания;- в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учётом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;- в углублении идеи музыкального образования при помощи учебника.В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.Используемые технологииПедагогические технологии, используемые при реализации программы: сотворчество, сотрудничество, личностно-ориентированный подход, творческие проекты, дифференцированные обучающие, развивающие и диагностирующие задания. Так же предусмотрены различные сочетания инвариантных и вариативных тем и заданий, проблемные ситуации, самостоятельный информационный поиск, интеграция различных видов художественно – творческой и художественно-познавательной деятельности учащихся.Уроки музыки, проводимые по данной программе, можно интегрировать с уроками изобразительного искусства на основе:Выявления общего и особенного в языке разных видов искусства; общности художественно-образного содержания произведений различных видов искусства; общности духовно-нравственных смыслов произведений искусства. Формы контроля.Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются: групповая, коллективная работа с учащимися.Контроль осуществляется в следующих видах: текущий, тематический, итоговый.Формы контроля: устный опрос; тесты, творческие задания по теме, проверочные работы.  Промежуточная аттестация проводится в соответствии с планируемыми результатами, требованиями к уровню подготовки учащихся 1 класса начальной школы в форме итоговых тестов в конце каждой четверти.Методы:метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; метод эмоциональной драматургии; метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод художественного контекста; метод создания «композиций»; метод междисциплинарных взаимодействий; метод проблемного обучения; метод сравнения. Эти методы реализуются в учебной деятельности с применением системного подхода, который выполняет роль главного «координатора» в целостном методологическом пространстве.Критерии оценивания. 1.Знание музыкальной терминологии, умение её применять. «5»–твердое знание терминов и понятий, умение применять это знание на практике. «4»–неточность в формулировках терминов и понятий, умение частично применять их на практике. «3»–слабое (фрагментарное) знание терминов и понятий, неумение использовать их на практике. «2»–незнание терминов и понятий, отсутствие навыков использования их на практике. 2. Теоретические знания могут быть проверены в форме тестирования. «5»-получают учащиеся, правильно выполнившие 100-90 % работы; «4»-ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества; «3»-соответствуетработа, содержащая 50–70 % правильных ответов; «2»-верно выполнено менее 50% работы; 3. Слушание музыкальных произведений. «5»–соблюдает правила слушания музыки, свободно владеет приемами анализа музыкальных произведений. «4»–знает правила слушания музыки, при анализе музыкальных произведений владеет не всеми приемами. «3»–невнимательно слушает музыку, испытывает трудности при анализе музыкальных произведений. «2»–не умеет слушать музыку, не владеет приемами анализа музыкальных произведений. 4. Пение музыкальных произведений. «5»–соблюдает правила пения; пение вокальных произведений соответствует (1), (2), (3) уровням сложности. «4»–знает правила пения, иногда допускает ошибки (1), (2), (3) уровня сложности. «3»–не всегда соблюдает правила пения, часто допускает ошибки (1), (2), (3) уровня сложности. «2»–не соблюдает правила, пение не соответствует (1), (2), (3) уровню сложности 5. Творческая деятельность. 5.1.Виды: Составление кроссвордов Письменные отзывы о музыкальном произведении Музыкальные викторины Сочинения о музыке Презентации Рисунки 5.2.Критерии оценки (т.к. при организации творческой деятельности применяется дифференцированный подход–задания учитывают способности и интересы учащихся, то оценки «2» за этот вид деятельности и полученный результат не выставляются) «5»–владеет УУД, знает задачи творческой деятельности и готов творить. «4»–владеет УУД, готов творить, но не всегда осмысленно решает задачи творческой деятельности. «3»–проблемы в УУД, готов творить, но испытывает трудности в решении задач творческой деятельности.Плановых контрольных работ: Календарно -тематическое планированиеПримечание: Рабочая программа скорректирована в связи с государственными праздниками.Список используемой литературы Методология ▪ Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособие / Э. Б. Абдуллин и др. М.: Асademiа, 2002. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. Уемов А. И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978. ▪ Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989.Музыкальная педагогика и психология Алеев В. В. Изучение музыки ХХ века в общеобразовательной школе. Творчество. Оливье Мессиана // Искусство и образование. 2010. № 5. С. 95—103. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Владос, 2000. Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада  — к начальной школе / Моск. психол.-соц. ин-т. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. Апраксина О. А. Методика развития детского голоса: Учеб. пособие / отв. ред. Г. П. Стулова; МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1983. Апраксина О. А. Методика развития музыкального восприятия: Учеб. пособие / МГПИ им. В. И.  Ленина. М., 1985. Арчажникова Л. Г. Профессия  — учитель музыки: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. Арчажникова Л. Г. Теория и методика музыкального воспитания. М.: Изд-во МГОПУ, 1998. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: Музыка, 1973. Вершинина Г. Б. «... Вольна о музыке глаголить». Музыка на уроках развития речи: Пособие для учителя. М.: Новая школа, 1996. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. Горюнова Л. В. и др. Музыка: Учебник. М.: Внешторгиздат, 1989. Горюнова Л. В., Маслова Л. П. Урок музыки — урок искусства: Кн. для учителя. М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им В. И. Ленина, 1989.Гродзенская Н. Л. Слушание музыки в начальной школе (I—IV классы). М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. Гродзенская Н. Л. Слушание музыки в школе (V—VI  классы). М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Асаdеmiа, 2000. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Сов. композитор, 1977. Кабалевский Д. Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. М.: Дет. литература, 1970. Кошмина И. В., Алеев В. В. Духовная музыка: Россия и Запад // Программы общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 1994. Музыка. 1—8 классы / сост. Ю. Б. Алиев, В. К. Белобородова, Е.  В.  Николаева, Б.  С.  Рачина, С. Л. Старобинский; под общей редакцией Ю. Б. Алиева // Программы для средних общеобразоват. учеб. заведений. М.: Просвещение, 1993. Музыка. 1 класс четырехлетней начальной школы / И. В. Кадобнова, В. О. Усачева, Л. В. Школяр. 1—3 классы трехлетней начальной школы (с краткими методическими пояснениями) / Э. Б. Абдуллин, Т. А. Бейдер, Т. Е. Вендрова, И. В. Кадобнова, Е.  Д.  Критская, Г.  П. Сергеева, Г. С. Тарасов; под научным руководством Д. Б. Кабалевского. 5—8 классы (с краткими методическими пояснениями) / Э. Б. Абдуллин, Т. А. Бейдер, Т. Е. Вендрова, И. В. Кадобнова, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Г. С. Тарасов, А. Е. Трушин; под научным руководством Д. Б. Кабалевского // Программы для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Просвещение, 1994. Музыкальное восприятие школьников: Сб. статей / под ред. М. А. Румер. М.: Педагогика, 1975. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. Пиличяускас А. А. Познание музыки как воспитательная проблема: Пособие для учителя. М.: МИРОС, 1992. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Прометей, 1992. Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором. М.: Владос, 2002. Стулова Г. П. Что необходимо знать учителю-хормейстеру для правильной организации вокальной работы с детьми: Сб. науч. трудов МПГУ. М.: Прометей, 2003. С. 311— 316. 92 Стулова Г. П. Акустико-физиологические основы вокальной работы в детском хоре: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов музыкальных факультетов. М.: Классик, 2003. Теория и методика музыкального образования детей: Науч.-метод. пособие для учителя музыки и студентов сред. и высших учеб. заведений / Л. В. Школяр и др. М.: Флинта; Наука, 1998. Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М.: Интерпракс, 1994. Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. Школяр Л. В. Музыкальное образование в школе. М.: Асаdеmia, 2001. Эстетика, литературоведение, искусствоведение . Асафьев Б. В. Избранные труды. В 5 т. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1952—1958. Музыкальный словарь Гроува. М.: Практика, 2001. Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. Поспелов Г. Н. Проблемы литературного стиля. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве: Сб. статей. Л.: Наука, 1977. Скребков С. С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.: Музыка, 1973. Соколов А. Н. Теория стиля. М.: Искусство, 1968. Тараканов М. Е. О методологии анализа музыкального произведения (к проблеме соотношения типологического и индивидуального) // Методологические проблемы музыкознания. М.: Музыка, 1987. С. 31—71. Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных композициях. М.: Прогресс, 1993. Эстетика: Словарь. М.: Политиздат, 1989. Яворский Б. Л. Основные элементы музыки. М.: Рос. акад. худ. наук, 1923. Яворский Б. Л. Строение музыкальной речи. Материалы и заметки. М.: Тип. Г. Аралова, 1908.