Лексическая тема «Транспорт» для детей старшего дошкольного возраст (5-6 лет) с ОНР3


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лексическая тема «Транспорт» для детей старшего дошкольного возраст (5-6 лет) с ОНР3
Автор: Макушкина Ирина Николаевна

Конспект занятия для детей с ОНР3 в старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) (подгрупповое)Лексическая тема «Транспорт» Для детей с ОНР3 уровня характерно:- Звуки изолированно произносят правильно, в самостоятельной речи звучат не четко. Испытывают затруднение в воспроизведении сложных слов и фраз. - Нарушена дифференциация оппозиционных звуков в словах и в слогах. Наблюдается недоразвитие фонематического анализа и синтеза. - Состояние импрессивной речи приближена к норме, наблюдаются трудности в понимании логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения. - Использование простых незамысловатых слов без построения сложных предложений.- Нарушена последовательность движений, координация. - В пересказах и рассказах на наглядной основе наблюдаются пропуск и искажение смысловых звеньев, нарушение последовательности событий- Недостаточно сформированы графо-моторные навыки.Цель: Расширить и закрепить представление детей о транспорте.Задачи:Коррекционно-образовательные: -уточнить, расширить и активизировать словарь (транспорт, машина, грузовик, автобус, самолет, в троллейбус, трамвай, поезд, самосвал, фургон, корабль, лодка, кузов, руль, кабина, пассажир, остановка, шофёр, водитель; ехать, плыть, лететь, везти, перевозить, управлять, тормозить, останавливаться; грузовой, пассажирский)- совершенствование навыка слогового анализа словаКоррекционно-развивающие:-развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух и фонематическое восприятие-развивать координацию речи с движением.- автоматизировать произношение звука [Ж] словах со стечением согласных и предложениях с ними.Коррекционно-воспитательные:-формировать навыки сотрудничества, взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственностьОборудование: Мешочек с плоскостными деталями грузовика, игровое поле (небо, вода, рельсы, дорога), картинки с изображение транспорта (водный, воздушный, наземный), сказочный персонаж «Незнайка», плоскостное изображение гаражей 2шт., плоскостные картинки (ножницы, бумажник, лыжный костюм)Предварительная работа: Наблюдение за транспортом в близи детского сада, Рассматривание игрушек «Транспорт». Беседа о транспорте. Чтение сказки К.И. Чуковского «Тараканище»Ход занятия Организационный момент. Дети стоят полукругом, воспитатель по центру лицом к детям. Воспитатель: Ребята отгадать загадку. Есть и водный, и воздушный,Тот, что движется по суше, Грузы возит и людей. Что это? Скажите скорей.Дети: ТранспортВоспитатель: Правильно ребята. Сегодня мы с вами будем говорить о транспорте.
  • Игра «Чудесный мешочек»
  • Воспитатель: Ребята возьмите из мешочка деталь игрушечного транспорта. Рассмотрите внимательно. Расскажите, что вы взяли?Ребенок1: У меня красный кузов.Ребенок2: У меня синяя кабина Ребенок3: У меня черные колесаРебенок4: А у меня синий рульВоспитатель: Подойдите к столу и соберите игрушку. Что у вас получилось?Дети: Грузовая машина. Воспитатель: Молодцы. Ребята вы не только собрали грузовую машину, но и правильно назвали ее части. Пройдите к столу, садитесь. Продолжаем говорить о транспорте.
  • Игра «Найди место»
  • Воспитатель: Ребята у вас на столе лежат картинки. Назовите что нарисовано?Ребенок 1: Нарисовано море.Ребенок 2: На картине нарисовано небо и облака.Ребенок 3: Нарисована железная дорога.Ребенок 4: Нарисована дорога. Воспитатель на столе раскладывает плоскостные изображения транспорта.Воспитатель: Ребята выберите по одной картинке, найдите ей место на игровом поле. Где едет ваш транспорт? Напоминаю отвечаем полным предложением. Ребенок 1: Самолет летит высоко в небе.Ребенок 2: Поезд несется по рельсам.Ребенок 3: Корабль плывет в море.Ребенок 4: Машина едет по дороге(шоссе).Воспитатель: Ребята молодцы. Вы правильно разместили транспорт и составили красивые предложения. Воспитатель: У меня еще осталось несколько картинок с изображение транспорта. Назовите что это за транспорт? Куда его поставить? (грузовая машина, самосвал, автобус, такси, трамвай, лодка, троллейбус, фургон). Дети называют транспорт, а воспитатель кладет картинки на игровое поле. Воспитатель: Как много транспорта на нашей картине. Транспорт разный или одинаковый? Дети: Разный. Воспитатель: Некоторые из этих машин перевозят людей. Как называется этот транспорт? (если дети затрудняются воспитатель называет сам и потом просить повторить детей). Дети: Это пассажирский транспорт.Воспитатель: Как называется транспорт который перевозит грузы? (при затруднении воспитатель называет сам и просить повторить детей хором и индивидуально).Дети: Это грузовой транспорт.Воспитатель: Ребята посмотрите на картинки и назовите пассажирский транспорт (дети перечисляют). Дети: автобус, такси, трамвай, лодка, троллейбус. Воспитатель: Посмотрите на картинки и назовите грозовой транспорт.Дети: Грузовая машина, самосвал, фургон.Воспитатель: Правильно. Грузовым транспортом может быть и самолет, поезд, корабль.
  • Игра «Поставь в гараж транспорт»
  • Воспитатель: Ребята давайте подойдем к доске. (Ставит плоскостное изображение двух гаражей). А теперь давайте расставим транспорт по гаражам. В красный гараж ставим машины, в названиях которых два слога. В синий гараж – машины, в названиях которых три слога (Дети выполняют задание, в красный гараж – такси, фургон, в синий – грузовик, автобус, машина. Дети четко проговаривают по слогам, прохлопывают слоги).
  • Физкультурная пауза.
  • Постовой стоит упрямый (шагаем на месте).Людям машет. Не ходить! (движение руками в стороны, вверх, в стороны вниз)Здесь машины едут прямо (руки перед собой)Пешеход, ты погоди! (руки в стороны)Посмотрите: улыбнулся (руки на поясе)Приглашает нас идти (шагаем на месте) Вы машины, не спешите (хлопки руками) Пешеходов пропустите! (прыжки на месте)
  • Игра «Помоги Незнайке»
  • Воспитатель: А теперь давайте присядем на стульчики. Посмотрите, что это? Дети. Грузовик. Воспитатель: Ребята — это тот грузовик который мы с вами собирали в начале занятия. А это Незнайка. Он собирается ехать на дачу. Помогите ему собрать и погрузить в грузовик те вещи в которых есть звук [Ж]. Выбираете картинку, прикрепляете и начинайте ответ со слов Я погружу в машину….Ребенок 1: Я погружу в машину ножницы.Ребенок 2: Я погружу в машину одежду.Ребенок 3: Я погружу в машину бумажник.Ребенок 4: Я погружу в машину лыжный костюм.ВоспитаРебята давайте птель: Молодцы ребята. Незнайка благодарит вас за помощь.
  • Упражнение «Ехали медведи…»
  • Воспитатель: ройдем на коврик. Сядьте поудобнее и послушайте отрывок сказки К.И. Чуковского «Тараканище». Постарайтесь запомнить все названия транспорта.Ехали медведиНа велосипеде.А за ними котЗадом наперёд.А за ним комарикиНа воздушном шарике.А за ними ракиНа хромой собаке.Волки на кобыле.Львы в автомобилеЗайчикиВ трамвайчике.Жаба на метлеДети: Велосипед, автомобиль, трамвайчик.Воспитатель: Совершенно верно. Какое слово начинается со звукам [Т]? Дети: Трамвай. Воспитатель: А в каких словах есть звук [М]? Дети: Автомобиль, трамвай. Воспитатель: Хорошо. Подведение итогов. Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили? Для чего нужен транспорт человеку? Какие виды транспорта запомнили? Вы сегодня хорошо по занимались. Использовала литературу:
  • Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007.- 704 с.
  • Арефьева Л.Н. Лексические темы по равитию речи детей 4-8 лет. Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера. 2005.- 118с.