Развитие речи учащихся с использованием фольклора
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие речи учащихся с использованием фольклора
Автор: Белобородова Татьяна Викторовна
Белобородова Т.В.
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №7 г.Бирска
Развитие речи учащихсяс использованием фольклора
В работе над развитием речи и пополнением словарного запаса учеников могут помочь произведения устного народного творчества. Изучение начинаем с пословиц и поговорок, загадок и скороговорок на уроках литературы в 5-м классе, а затем и на уроке русского языка . На таких уроках хороша игровая форма обучения: дети легко усваивают материал, кроме того использование игрового момента позволяет активизировать внимание пятиклассников на языковых и лингвистических проблемах.
. Скороговорки – это народно-поэтическая миниатюра, шутка, в которой умышленно подобраны слова с труднопроизносимыми сочетаниями:
Бык тупогуб, тупогубенький бычок.На дворе трава, на траве дрова.
Скороговорки используются для развития чистоты произношения, для обучения артикулированию звуков речи, при обучении выразительному чтению, а также во внеклассной работе по русскому языку в качестве занимательного материала.Вот несколько упражнений с использованием скороговорок. Задание 1. На повторении каких согласных звуков построена каждая скороговорка? Спишите. Подчеркните буквы, обозначающие повторяющиеся в каждой скороговорке согласные звуки. Научитесь быстро произносить две-три скороговорки.Задание 2. Прочитайте каждую скороговорку 4–5 раз подряд, сначала в замедленном, потом в обычном, затем в ускоренном темпе, стараясь не допустить ни одной ошибки.Задание 3. Прочитайте скороговорки. Повторите каждую скороговорку 2–3 раза. Какие скороговорки вы можете еще вспомнить?Задание 4. Вспомните и запишите вместе с примерами 5 жанров фольклора, начинающихся с буквы п; составьте 5 предложений, используя эти слова.
Не менее интересны для развития речи учащихся чистоговорки. Чистоговорками называют упражнения, развивающие артикуляционные навыки, тренирующие речевой аппарат и устраняющие недочеты устной речи детей. Это специально подобранные тексты, содержащие трудные для учащихся сочетания звуков: [с] – [ш], [л] – [р] и др.
Одним из направлений работы по развитию речи учащихся является обучение школьников различным видам и жанрам многочисленных высказываний на литературные темы от пересказов текста /изложение/ до индивидуально-творческих высказываний /сочинение/ .Принцип игры с текстом, словом должен, на мой взгляд, стать главным при изучении фольклора в средних классах. На одном из уроков по былинам после знакомства с термином “постоянный эпитет”предлагается ученикам такая игра: составить предложение, в котором было бы употреблено как можно больше постоянных эпитетов. Естественно, что все “обставлено” как соревнование: и фиксированное время для работы, и чтение своих предложений вслух, и определение победителей, и выставление оценок
Вот один из таких примеров: 1.“Поехал в чисто поле да на коне богатырском добрый молодец, да поехал за наливным яблочком для красной девицы, что в стольном Киеве-граде живет, да устами сахарными сладки.речи говорит”2. “Вышел в чисто поле добрый молодец, взял в руки белые лук ясеневый, натянул тетиву шелковую, достал стрелу каленую, выстрелил в яблочко наливное, упало яблочко на травушку-муравушку, взял конь добрый и устами сахарными съел” 3.“Ударила красна девица добра молодца в чистом поле мечом булатным, упал добрый молодец на сыру землю головой буйной да залились уста сахарные кровью”.
Для закрепления понятия “гипербола” я предложила ребятам продолжить, используя гиперболы, предложения типа:Конь Ильи Муромца был таким тяжелым, что, когда он скакал, казалось, что… … .Добрыня Никитич так яростно нападал на врагов, что им казалось, что … .
Игра помогает ребятам в полном смысле слова освоить важнейшие стилевые моменты былин. Не просто узнать, познакомиться сними, а именно усвоить, сделать своими, пропустить через себя. Логическим итогом такого разговора о былинах стало домашнее сочинение собственных былин на актуальный сюжет.
Подводя итоги, можно сказать о том, что фольклор в развитии детей играет важную роль: формирует устную и письменную речь учащихся, обучает нравственным нормам, служит средством передачи мудрости, накопленной многими поколениями предков.