"Причины нарушений звукопроизношения у учащихся 1-х классов"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Причины нарушений звукопроизношения у учащихся 1-х классов"
Автор: Подлобная Елена Анатольевна
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» п. ПуровскВыступление на районном методическом объединении учителей-логопедовПричинынарушений звукопроизношения у учащихся 1-х классов Учитель – логопед: Е.А. Подлобная 2017 г.Основными причинами нарушений звукопроизношения у детей с нормальным интеллектом и без выраженных отклонений в поведении являются следующие: 1. Снижение слуха; 2. Нарушение слуховой дифференциации звуков речи; 3. Нарушение анатомического строения артикуляторного аппарата; 4. Недостаточная подвижность артикуляторных органов; 5. Неправильная речь окружающих ребенка людей или недостаточное их внимание к его речи.Рассмотрим каждую из этих причин в отдельности. Снижение слуха При снижении слуха ( тугоухости) речь развивается с отклонениями от нормы, в том числе и в отношении звукопроизношения. Выраженность этих отклонений зависит не только от времени наступления тугоухости и ее степени, но и от тех социальных условий, в которых растет и воспитывается ребенок. Все виды специальной помощи детям со сниженным слухом оказываются не логопедами, а сурдопедагогами. Поэтому мы считаем своим долгом лишь настоятельно рекомендовать родителям при малейшем подозрении на снижение у ребенка слуха немедленно обратиться за помощью к специалистам, потому что от своевременности оказания такой помощи зависит дальнейшее состояние не только слуховой функции, но и речи ребенка, а значит, и вся его дальнейшая судьба. Нарушение слуховой дифференциации звуков речи Помимо снижения биологического слуха на формирование звукопроизношения отрицательно сказывается и нарушение слуховой дифференциации звуков речи, то есть неспособность различать их на слух. В этом случае дети с нормальным биологическим слухом не различают на слух некоторые похожие по звучанию звуки ( например, С и Ц, Ч и Щ и др.), поскольку эти звуки кажутся им одинаковыми. Звуковые замены в устной речи, сохраняющиеся и после окончания периода возрастных своеобразий в произношении звуков, особенно коварны тем, что в дальнейшем они неизбежно отражаются на письме. Ребенок как говорит, так и пишет (САПЛЯ вместо ЦАПЛЯ, ЧЁТКА вместо ЩЁТКА и т.п.), то есть у него появляется один из видов дисграфии. Однотипные трудности возникают и при чтении. Так на основе одного своевременно не устраненного нарушения речи появляются еще и новые. Нарушение анатомического строения артикуляторного аппарата Нередкой причиной неправильного произношения звуков являются выраженные дефекты в строении речевых органов ребенка, не позволяющие ему воспроизвести правильную артикуляцию некоторых звуков. Назову наиболее часто встречающиеся из этих дефектов. Прежде всего это отклонения от нормы в строении челюстей и зубов. Самым распространенным дефектом в строении челюстей является неправильный прикус, то есть неправильное расположение зубов верхней и нижней челюстей по отношению друг к другу. Аномалии прикуса чаще всего встречаются у физически ослабленных детей, причем у мальчиков чаще, чем у девочек. Глубокий прикус – верхние резцы слишком глубоко перекрывают нижние, так что последние почти не видны. При такой аномалии прикуса бывает трудно обеспечить хотя бы небольшое расстояние между верхними и нижними резцами для прохода выдыхаемого во время речи воздуха. Это приводит к зажатости при произнесении звуков и неотчетливости их звучания. Прямой прикус – при смыкании зубов верхние резцы прямо становятся на нижние, совсем не перекрывая их. Этот дефект прикуса значительно меньше сказывается на правильности произношения звуков. Перекрестный прикус – нарушено нормальное соотношение зубных дуг, которые смещены вбок по отношению друг к другу. Перекрестный прикус может наблюдаться, например, при сужении одной из челюстей. Наличие такого прикуса может приводить к некоторой нечеткости в звучании звуков, к появлению дополнительных призвуков. Открытый передний прикус – при смыкании коренных зубов между верхними и нижними резцами остается щель большей или меньшей величины. При артикулировании ряда звуков в эту щель как бы невольно просовывается кончик языка. Свистящим и шипящим звукам придает неприятный оттенок шепелявости. Аналогичная картина бывает и при полном отсутствии передних зубов, в частности во время их возрастной смены у детей. Открытый боковой прикус – при смыкании резцов между коренными зубами с одной или с обеих сторон остается щель, через которую происходит утечка воздуха. Это придает многим звукам (чаще всего свистящим и шипящим) неприятный для слуха боковой, или «хлюпающий», оттенок. Этот оттенок приобретает иногда и другие звуки (Р, К, Г, Х). Прогнатия – аномалия прикуса, связанная с выступанием вперед верхней челюсти. Данная аномалия, как и следующая, более всего сказывается на произнесении свистящих и шипящих звуков, для которых необходимо наличие лишь очень небольшого расстояния между верхними и нижними резцами (в противном случае не удается достигнуть эффекта свиста или шипения). Прогения – аномалия прикуса, связанная с выступанием вперед нижней челюсти. Наиболее распространенными аномалиями зубов являются следующие: - редкое расположение зубов; - расположение зубов вне челюстной дуги; - слишком мелкие или деформированные зубы; - наличие диастемы (щели между верхними резцами). Аномалии в строении языка:- слишком большой язык;- слишком маленький язык;- короткая уздечка языка (подъязычная связка), не позволяющая ему подниматься вверх.Две первые отмеченные аномалии в строении языка чаще всего наблюдаются при общем физическом и умственном недоразвитии ребенка. Аномалии в строении мягкого и твердого неба:- расщелины мягкого и твердого неба;- слишком низкое (готическое) твердое небо;- слишком низкое твердое небо. Аномалии в строении губ: - расщелина верхней губы;- недоразвитие губ.Аномалии в строении артикуляторных органов по-разному влияют на звукопроизношение. Одни из них (в частности, короткая уздечка языка) отражаются на произношении отдельных звуков, другие же (например, расщелины неба) нарушают произношение практически всех звуков речи.Однако, по имеющимся в специальной литературе данным, дефекты в строении артикуляторных органов только в 33% случаев приводят к неправильному произношению звуков. Это объясняется тем, что физически и психически здоровые дети, ориентируясь на слух, самостоятельно приспосабливают движения своих речевых органов для получения правильного звучания того или иного звука. Большое компенсирующее воздействие в этих случаях оказывают благоприятное речевое окружение и должное внимание со стороны взрослых к речи ребенка. Здесь не имеются в виду особо грубые анатомические дефекты (типа врожденных небных расщелин). И все же при наличии у ребенка аномалий в строении артикуляторного аппарата родители с самого начала должны понимать, что становление у него звукопроизношения будет протекать в усложненных условиях и что ему может потребоваться специальная помощь. Здесь не следует ждать, пока все « с возрастом пройдет», а нужно своевременно принимать необходимые меры – обращаться за помощью к специалистам, проявляя тем самым заботу и о внешности ребенка. НЕДОСТАТОЧНАЯ ПОДВИЖНОСТЬ АРТИКУЛЯТОРНЫХ ОРГАНОВ Недостаточная подвижность артикуляторных органов (прежде всего, языка, губ) также приводит к дефектам звукопроизношения, поскольку при артикулировании каждого звукаэти органы должны занимать вполне определенное положение. Точные и скоординированные движения губ, языка, мягкого неба, голосовых связок возможны потому, что их работой управляет головной мозг. К этим группам мышц из двигательных отделов коры головного мозга по проводящим нервным путям передаются нервные импульсы. При органическом повреждении как коры головного мозга, так и проводящих нервных путей или периферических нервов передача этих импульсов нарушается, а иногда и совсем прекращается. Это приводит к нарушению подвижности артикуляторных мышц: в них наблюдаются явления паралича (полной неподвижности) или пареза (мышечной слабости, вялости). В этих случаях звуки речи или вообще не могут артикулироваться, или артикулируются с трудом и лишь приблизительно. При более легких нарушениях в работе двигательных отделов коры головного мозга, имеющих функциональный характер, движения языка возможны в полном объеме, но они могут быть замедленными и недостаточно точными. Это приводит к значительно менее выраженным нарушениям в произношении звуков, чем при параличах и парезах. Парезы мышц губ и языка можно обнаружить при попытке выполнения этими органами простейших движений. Здесь может наблюдаться следующее: 1. Невозможность вытянуть губы вперед « хоботком» - вместо этого они остаются почти неподвижными или совершают какие-то хаотичные движения. 2. Ассиметричность улыбки («оскала») при растягивании губ в стороны. Одна сторона рта при этом остается неподвижной или совершает минимальное движение. 3. Невозможность распластать язык во рту, сделать его широким, то есть склонность языка к постоянному сужению. 4. Уклонение языка в одну сторону при высовывании его изо рта – ребенок не может удержать его по средней линии. 5. Непроизвольное загибание кончика языка на нижнюю губу при высовывании его изо рта – ребенок не может удержать язык горизонтально. 6. Невозможность поднять кончик языка к верхней губе без помощи нижней. При выполнении этого движения ребенок как бы поддерживает, подталкивает язык нижней губой. 7. Невозможность свободного отведения языка в правый и левый углы рта. Язык при этом перемещается напряженно, всей своей массой (« как бревно»); кончик языка не выражен. 8. Невозможность спокойно удерживать высунутый изо рта язык – наблюдается его дрожание, хаотичное подергивание мышц, свидетельствующие об их слабости, то есть паретичности. 9. Склонность к удерживанию языка во рту в состоянии покоя «комком» (спазм мышц языка). Этот « комок» будет хорошо виден, если попросить ребенка широко открыть рот. При выявлении перечисленных особенностей движений губ и языка необходима консультация не только логопеда, но и невролога. При наличии любой из четырех рассмотренных здесь причин, вызвавших у ребенка нарушение звукопроизношения, он нуждается в специальной помощи, характер которой зависит от самой причины, приведшей к дефектному произношению звуков. Неправильная речь окружающих или недостаточное их внимание к речи ребенка - частые причины дефектного звукопроизношения. Если ребенок в качестве образца для подражания имеет неправильно произносимые взрослыми звуки , то он и следует этому образцу за неимением другого. Именно этим чаще всего и объясняются нередко встречающиеся случаи «семейной картавости». Отрицательную роль в этом плане играет и двуязычие в семье, когда в период становления звукопроизношения ребенок постоянно слышит совершенно по-разному артикулируемые звуки, - какому образцу при этом он должен следовать? Особенно же нелепы те нередкие случаи, когда правильно говорящие взрослые начинают сознательно подстраиваться под речь ребенка и копировать его неправильное произношение. Из-за этого ребенок не только лишается правильного образца для подражания, но даже утрачивает и стимул для совершенствования своей речи – ведь она так нравится взрослым! Это обычно приводит к длительной задержке у детей возрастных своеобразий звукопроизношения, для устранения которых потребуется логопедическая помощь. Что касается невнимательного, безразличного отношения со стороны взрослых к речи ребенка, когда они не обращают внимания на его неправильное произношение ,то это отрицательно сказывается на формировании не только звукопроизношения, но и всей речи в целом. В таких случаях приходится говорить о семейно-педагогической запущенности, которая нередко встречается даже при наличии у родителей высшего образования. С этой точки зрения вредно и длительное пребывание ребенка среди неправильно говорящих сверстников, поскольку здесь также отсутствует образец правильного произношения звуков речи. Эту последнюю группу причин принято относить к социальным причинам. Нередко у одного и того же ребенка наблюдается взаимодействие сразу нескольких рассмотренных здесь причин, что особенно неблагоприятно сказывается на овладении им правильным звукопроизношением. И в этих сложных случаях особенно благотворной бывает роль правильно организованной социальной среды – именно на нее здесь и нужно возлагать основные надежды!