«Волшебная вода»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Волшебная вода»
Автор: Михайлова Наталья Александровна
Открытое занятие в старшей группе на тему: «Волшебная вода».Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.Программное содержание: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, растений, животных (вода источник жизни и обеспечения здоровья, о свойствах воды (прозрачная, без вкуса, без запаха, не имеет формы).Задачи:Образовательные: формирование у детей представлений о свойствах воды; уточнение и расширение словарного запаса детей о свойствах воды и ее значении.Коррекционно-развивающие: развитие диалогической речи у детей;развитие общей и мелкой моторики.Воспитательные: формирование познавательного интереса, активности, любознательности.доброжелательного отношения к окружающей среде, друг к другу.Предварительная работа: просмотр видеозаписи о значении воды на Земле, чтение стихотворения Н. Рыжовой «Вы слышали о воде», чтение стихов и пословиц о воде.Материал и оборудование: Незнайка ( фартуки с нарукавниками на каждого ребенка, плоская игрушка из картона, комнатное растение в горшке, лейка, пластиковые емкости, салфетки, кружки и тарелки из детской посуды на каждого ребенка, разносы, краски (гуашь, кисти, сахар, сок лимона, камешки, столовые приборы (маленькая ложка, капельки на каждого ребенка).Ход занятия:Вводная часть.Организационный момент.Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение. Собрались все дети в круг Ты мой друг и я твой другВместе за руки возьмемсяИ друг другу улыбнемся.А для того, чтобы много нового и интересного узнать, нужно быть внимательными, не шуметь, не выкрикивать, слышать друг друга, отвечать на вопросы воспитателя. Присядьте на стулья и послушайте внимательно загадку.Чтобы лился дождик с неба,Чтоб росли колосья хлеба,Чтобы плыли корабли,Чтоб варились кисели,Чтобы не было беды –Жить нельзя нам без (воды).Дети. Воды.Воспитатель. Правильно.- Скажите, зачем нам нужна вода?Дети. Вода нужна нам для того, чтобы пить, умываться, мыть посуду, готовить еду, быть здоровыми.Воспитатель. Правильно. Молодцы.- А кому еще нужна вода?Дети. Вода нужна растениям, рыбам, животным, птицам.Воспитатель:- Да, верно, и птицам, и растениям и т. д.Воспитатель. Ребята, к нам сегодня в гости пришел Незнайка и принес в подарок комнатное растение, но с комнатным растением что-то случилось и Незнайка не знает, как ему помочь и просит вас, ребята, о помощи. Поможем Незнайке?Дети. Да!Воспитатель. Дети, подойдите поближе и посмотрите на комнатное растение. Что с ним случилось?Дети. Растение засыхает, погибает.Воспитатель. А почему растение засыхает?Дети. Растение хочет пить.Воспитатель. А что пьют растения?Дети. Растения пьют воду.Воспитатель. Ребята, значит, что мы должны сделать?Дети. Полить растение.Воспитатель. Правильно, растение нужно полить. Давайте, Ваня М. и Вика С. польют растение.(Дети поливают из лейки комнатное растение).Воспитатель. Молодцы, ребята. Я думаю, что вы помогли Незнайке и спасли комнатное растение. А пока комнатное растение пьет воду и оживает, я предлагаю вам, отправится в детскую лабораторию и узнаем, что еще нового и интересного таит в себе вода. А узнаем мы это, проведя опыты.(звучит волшебная музыка)Но сначала вспомним, какие правила необходимо соблюдать при проведении опытов?1. Надеть специальную одежду. (одевать фартуки и нарукавники )2. Внимательно слушать взрослого.3. Быть осторожными (ничего не брать в рот.)Воспитатель: А сейчас закрыли глаза и повторяем вместе со мной 1,2,3 волшебство скорей прийди! ( воспитатель одевает халат и очки с колпаком волшебника)Основная часть: Воспитатель. Ребята, подойдите к столам. (На спинке каждого стула висит фартук и нарукавники, помогает одевать пом.воспитателя). И наденьте фартуки и представьте, что вы волшебники и сейчас будем проводить опыты с водой.- Занимайте свои места, сели красиво, спины прямые, ноги поставили ровно. Воспитатель: Ребята, опыты будут с водой, поэтому будьте внимательны и аккуратны, чтобы не облиться.Опыт № 1 «У воды нет вкуса».Воспитатель. Ребята, а сейчас возьмите стакан с водой, стоящий справа от вас и попробуйте воду. Какая она на вкус?Дети. У нее нет вкуса.Воспитатель. А теперь давайте попробуем поменять вкус воды с помощью белого вещества (показывает детям рафинированный сахар).Положите кусочек белого вещества в стакан с водой. Возьмите на разносе маленькую ложку и размешайте воду. Попробуйте воду на вкус.Какая вода стала на вкус?Дети. Вода стала сладкая.Воспитатель. А что за белое вещество вы положили в воду?Дети. Сахар.Воспитатель. Правильно, это вещество называется сахар, он и изменил вкус воды. Молодцы. Значит, сделаем вывод – у воды нет вкуса.Воспитатель: Ребята, а если мы с вами положим в воду соль, какая вода станет на вкус?Дети: СоленаяОпыт № 2 «У воды нет запаха».Воспитатель. Ребята, скажите, когда вам мама печет пироги, булочки, готовит вкусный обед, вы чувствуете аппетитный запах?Дети. Да!Воспитатель. Возьмите стаканы с водой и поднесите к носу и понюхайте воду.Воспитатель. Скажите, вода имеет запах?Дети. Нет. Вода не имеет запаха.Воспитатель. А давайте изменим запах воды. Я сейчас каждому в стакан с водой капну фруктовую капельку сока. Что изменилось?Дети. Вода пахнет лимоном.Воспитатель. Ребята, что произошло с соком лимона?Дети. Сок лимона растворился.Воспитатель. Правильно. Сок лимона растворился в воде, и вода приобрела запахОпыт № 3 «Вода прозрачная».Воспитатель. Ребята, справа на разносе лежит камешек. Возьмите камешек правой рукой и опустите в стакан с водой. Что произошло?Дети. Камни упали на дно.Воспитатель. А камни видны в воде?Дети. Да, мы их видим.Воспитатель. А как вы думаете? Почему мы их видим?Дети. Потому что вода прозрачная.Воспитатель. Правильно, вывод - вода прозрачная. Молодцы.Физ. минутка.Воспитатель. А сейчас немного отдохнем и выполним упражнение. Встаньте в круг. (Далее дети проговаривают текст и выполняют движения по тексту стихотворения).Надо, надо нам помыться,Где тут чистая водица?Кран откроем ш-шРуки моем с-сЩеки моем, шейку тремИ водичкой обольем.Молодцы, ребята. Проходите на свои места, садитесь поудобнее.Опыт № 4 «Вода растворитель».Воспитатель. Ребята, я еще знаю один очень интересный опыт с водой. Для этого нам нужны краски и кисти. Возьмите в правую руку кисть и наберите на кисть краску любую и опустите в воду. Что произошло с водой?Дети. Вода изменила цвет.Воспитатель. Каким цветом стала вода?Дети. Красная, зеленая, желтая, синяя и т. д.Воспитатель. Почему вода стала красной, желтой, синей?Дети. Краска в воде растворилась, и вода стала разноцветной.Воспитатель. Правильно. Вода изменила цвет, потому что краска в ней растворилась. Молодцы. Опыт № 5 «Вода не имеет формы».Воспитатель: Ребята у вас на столе лежат, тарелочки и кружечки предлагаю налить из стакана по немного воды в эти предметы. Есть ли форма у воды? Дети: Нет Воспитатель: Что произошло с водой? (дети делают самостоятельно вывод) Воспитатель: Принимает форму той емкости, в которую налита вода, то есть может легко менять форму. Вывод - Вода не имеет формы.Воспитатель:- Ребята, отгадайте загадку.В тепле он был водой. В мороз в прозрачный превратился мост.Дети: ЛедВоспитатель: Правильно, это лед. (воспитатель вносит чашу со льдинками, в которых заморожены бусинки).Воспитатель: Ребята, вчера вечером я уронила, в лужу браслет и он порвался, бусинки рассыпались. Ночью мороз сковал лужу, вода превратилась в лед. Помогите мне их достать изо льда! Как это можно сделать?Дети: опустить лед в теплую воду, поставить чашку с кусочками льдинок на батарею. (Воспитатель помогает сделать выводы: дома можно растопить лед в тепле, нагреть на огне, опустить в горячую воду).Опыт № 6 «Таянье льда в воде».Воспитатель: А мы с вами положим все льдинки в чашку с теплой водой и посмотрим, что произойдет с льдинками.Воспитатель: Ребята, что случилось со льдом. В каких условиях лед растаял быстрее?Дети: Превратился в воду.(Вывод делают дети: лед быстрее растаял в горячей воде.)Воспитатель: Спасибо ребята, все мои бусинки можно снова собрать на нитку в браслет! Вы смогли мне их вернуть! Ребята, вам понравилось быть волшебниками?Дети. Да!Заключительная часть.Воспитатель. Я считаю, что вы были настоящими волшебниками и хочу вас спросить, как настоящих волшебников, о чем мы с вами сегодня говорили? Расскажите об этом не только мне, но и нашему гостю Незнайке.Дети. Мы сегодня говорили о воде.Воспитатель. Зачем нам нужна вода?Дети. Пить, поливать растения, умываться и т. д.Воспитатель. А кому еще нужна вода?Дети. Растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, людям.Воспитатель. Да, я согласна с вами. Все верно.Воспитатель. Ребята, что вы сейчас делали в детской лаборатории?Дети. Проводили опыты.Воспитатель. Что это были за опыты?Дети. Опыты с водой.Воспитатель. Что вы узнали из опытов?Дети. Что вода прозрачная, не имеет вкуса, не имеет запаха, вода растворяет вещества.Воспитатель: Молодцы. Ну что Незнайка, ты все запомнил, о чем рассказывали ребята? Я думаю, что Незнайка внимательно вас слушал и многое узнал о воде.Воспитатель. Ребята, за то, что вы сегодня были любознательными, активными, много интересного узнали о воде, проводили опыты с водой, из которых узнали, что вода растворяет вещества, не имеет цвета, вкуса, запаха. Поэтому я хочу вам подарить талисманы в форме волшебной капельки, потому что вода действительно волшебная. Пусть эта капелька напоминает вам о своей волшебной силе, а еще о том, что мы должны беречь каждую капельку воды, использовать бережно.Воспитатель: Ребята, давайте вернемся к комнатному растению и посмотрим, что с ним происходит. Как вы думаете, оживает цветок?Дети. Да!Воспитатель. Я тоже так считаю. Листья, стебли заметно поднялись.Незнайка, ребята тебе помогли, спасли комнатное растение и ты уже знаешь сам, как нужно ухаживать за растением, его необходимо поливать, а иначе оно погибнет. Незнайка вас благодарит за помощь и прощается с вами. Давайте и мы скажем Незнайке. До свидания! До новых встреч!