Мотивация на уроках технологии
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мотивация на уроках технологии
Автор: Белик Владимир Александрович
Мотивация на уроках технологии Мотив - это источник деятельности любого человека. Он выступает как бы «энергетической батареей» личности, и от его силы зависит интенсивность деятельности человека. Любое обращение к психологии личности так или иначе высвечивает фундаментальное значение мотивационной основы деятельности. Нет внутреннего мотива - внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.• Мотивы (интересы, потребности, стремления, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, инстинкты, установки) - это то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается. Деятельность, лишенная смысла, лишенная ценностной основы, не имеет права присутствовать в нашей жизни... Внутренний мотив учебной деятельности всегда должен предшествовать и сопутствовать обучению. Мотивация учения - не стихийно возникающий процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки было бы опрометчиво и бесперспективно. Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать.- Процесс формирования и закрепления у учащихся положительных мотивов учебной деятельности называется мотивацией учебной деятельностиМотивация обучения и стимулирование деятельности учащихся – это одна из моих основных задач.Этой проблемой я занимаюсь в течение девяти лет. В чем же актуальность, значимость проблемы мотивации учебной деятельности учащихся? Характеризуя современное состояние традиционного образования наблюдается ряд негативных тенденций; снижение двигательной и познавательной активности, замедление их физического и психического развития, высокий уровень психоэмоционального напряжения. И как следствие – мы наблюдаем снижениеОсновными факторами, влияющими на формирование положительной мотивации к учебной деятельности, являются: 1. Содержание учебного материала. 2. Стиль общения учителя и учащихся. 3. Характер и уровень учебно-познавательной деятельности.Результатом работы в этом направлении стала корректировка программ и планирующей документации с учетом факторов, влияющих на формирование положительной мотивации. Учебные программы откорректированы с учетом интереса учащихся. Содержание перспективно-тематического плана по предмету пересмотрено, переработано в плане подбора разнообразных видов самостоятельных работ, совершенствования дидактического материала, разнообразных средств обучения, повышающих эффективность обучения. Отбор содержания учебного материала для уроков произвожу также с учетом того, что информация должна быть для учащихся интересной, доступной для понимания. Задания подбираю с учетом психофизиологических особенностей учеников. В структуре урока предусматриваю своевременную смену деятельности, чтобы поддерживать интерес учащихся к изучаемому материалу. Для наглядности на занятиях использую различный дидактический материал, натуральные образцы, выкройки и мини-выкройки. Новые современные материалы и технологии. Также в уроке применяю информационно-компьютерные технологии: 1.Печатные материалы с использованием электронных носителей (инструкционные карты, дидактический материал) 2.Использую фрагменты урока на дисках.3.Имею презентацию урока с использованием мультимедиа.На формирование мотивов учения оказывает влияние стиль педагогической деятельности, взаимоотношений с учащимися. В плане обучения и отношения с учащимися важную роль играют:1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.2. Проявление личного отношения преподавателя к ученику, группе, высказывание собственного мнения.3. Проявление преподавателем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям.4. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).Я всегда выбираю такой стиль общения с учащимися, чтобы они видели свои достижения, а о недостатках говорю в форме мягкого замечания. Они должны знать, что задачи, поставленные перед ними выполнимы, с удовольствием работать в группе, а общаясь с товарищами, оказывать помощь, уметь прислушиваться к их мнению, что очень важно для учащегося.При организации учебной деятельности, изучение каждого раздела или темы состоит из 3 этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.Познавательные опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий,