Основы исследовательских проектов
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Основы исследовательских проектов
Автор: Криворогова Елена Владимировна
Основы исследовательских проектовПроект – это путь к истине. Этот метод появился не сейчас. В начале XX века Д.Дьюи и его последователи (Э.Паркхерст, У.Килпатрик, Е.Коллинс и др.) разработали «метод учения посредством делания». У.Килпатрик определил такой подход к обучению как проектный, и метод получил название «метода проектов». Открытие информационных и сетевых технологий для широкого доступа послужило толчком для внедрения проектного обучения в образование.Проектно-исследовательская деятельность - технология основанная на научном методе познания, которая предполагает решение задач исследовательски-творческого характера под руководством педагога.Результатом проекта является новое знание, технология. Актуальность заключается в интеграции проектно-исследовательской деятельности в образовательный процесс с целью овладения системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями предметной области, а также многостороннее развитие личности через компетенции работы в команде проекта.Основной тезис исследовательской и проектной работе - знание получается и проявляется в деятельности.Основные элементы реализации деятельностного подхода:наличие профессиональной среды, погружаясь в которую обучаемый работает с реальными научными и инженерными проблемами, позволяющими сформулировать проектные творческие задачинацеленность на результат в виде востребованных продуктов и технологий (или их элементов), возможность демонстрации обществу своих результатов работа в междисциплинарной проектной команде (группе), включающей участников с разными уровнями компетенций и опыта, возможность реализовывать себя в различных проектах и командных ролях Проектная деятельность может быть реализована в формах исследовательских (академических) и/или инженерных проектов.І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)заключается в формулировании идеи проекта (найти проблему – то, что на твой взгляд надо изучить и исследовать), целей и границ проекта, составлении плана работы над проектом (дорожной карты проекта), подготовкой презентации для первичной экспертизы ІІ этап. Планирование исследовательской работы1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперемента и конечного результата);4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты.2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую исследовательскую работу, поисковую работу, научно-исследовательскую работу.3. При использовании лабораторного оборудования, инструментов, при выходе на природу и т.д. соблюдай правила техники безопасности, пожарной безопасности, будь внимателен и осторожен.ІV этап. Выводы1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).V этап. Отчет и защита исследовательской работы (проекта)1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы:защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопроссы.VІ этап. Оценка процесса и результатов проекта1. Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.Проектная и исследовательская деятельность является одним из методов образования обучающихся, который направлен на выработку самостоятельных проектных умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов).В основу проектного метода заложено развитие творческих навыков обучающихся, умений самостоятельно формировать свои знания и умений грамотно ориентироваться в информационном пространстве. Проектная деятельность имеет и свою главную особенность - самостоятельный выбор, способствующий повышению мотивации обучающихся, развитию творческой инициативности и формированию чувства ответственности за свой выбор.