Педагогические технологии
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Педагогические технологии
Автор: Табуркина Ольга Викторовна
Педагогические технологии Современные педагогические технологии являются одним из необходимых условий эффективности инновационной деятельности учреждений дополнительного образования детей.Они ориентированы на решение сложных психолого – педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.Условием эффективности освоения любой образовательной программы в дополнительном образовании является увлеченность ребенка той деятельностью, которую он выбирает. Нельзя навязать ребенку стремление к творчеству, заставить его мыслить, но можно ему предложить разные способы достижения цели и помочь ему ее достичь, научить приемам, необходимым для этого.Я работаю концертмейстером с детьми разных возрастных групп в объединениях танцевальной направленности. В основе моей концертмейстерской деятельности лежит обновление содержания образования и поиск таких педагогических технологий, которые способствуют развитию музыкальных способностей обучающихся. Наряду с применением в своей работе традиционных образовательных технологий (коллективное, индивидуальное обучение, игровая технология), я использую на занятиях современные и инновационные ( технология сотрудничества, технология погружения, здоровьесберегающая технология, информационно-компьютерные технологии). При этом в зависимости от психофизиологических, возрастных особенностей обучающихся, темы и формы занятий я реализуют их в теснейшей взаимосвязи.Игровые технологииВедущей деятельностью в жизни детей дошкольного возраста является игра. Я применяю эту технологию на занятиях ритмики для комплексного формирования и развития музыкальных качеств, раскрытия творческого потенциала обучающихся, снятия внешних и внутренних зажимов, приобретения навыков актерского мастерства, воспитания трудолюбия, самостоятельности и самоконтроля, расширение кругозора. С помощью игровых технологий я способствую закреплению у детей определенных танцевальных и музыкальных навыков на занятиях, развиваю детское воображение и творчество, закладываю основы эмоционального исполнения движения. Это способ для разрядки и отдыха детей, средство достижения поставленной педагогом-хореографом и мной цели. Ценность игр для меня заключается в том, что приобретенные умения, , навыки повторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляют к детям другие требования. Элементарные умения и навыки, приобретенные воспитанниками в игровых условиях, не только сравнительно легко применяются ими при последующем, более углубленном изучении соответствующих движений, но и облегчают дальнейшее овладение сложными музыкально - техническими приемами. Процесс игровой образовательной музыкальной деятельности позволяет мне быстрее и проще добиться необходимого уровня эмоционального, интеллектуального, физического, коммуникативного, эстетического развития воспитанников.Чтобы занятия с использованием игровой технологии проходили успешно, мне необходимо понимать на достижение какой цели направлена каждая игра (не смешивать несовместимые цели и задачи, не ставить в одной игре более двух задач), заинтересовать детей и создать условия для творческой работы, внимательно относиться к подбору музыкального материала, реквизита и оборудования, чтобы они помогали, а не мешали в проведении игры, правильно объяснить и организовать игру, создать положительный настрой. Успешно освоив через игру базовый уровень танцевальных умений и навыков, дети чувствуют себя уверенней в коллективе школы, лагеря отдыха, компании друзей. Они учатся плодотворно взаимодействовать друг с другом и получать удовольствие от коллективного творчества, укрепляются межличностные связи, совершенствуются коммуникативные навыки.Технология сотрудничестваС первых занятий создаю атмосферу взаимного доверия с учащимися, активно вовлекаю их в самостоятельную познавательно–творческую деятельность, применяю гуманно–личностный подход к обучающимся, объединяющий в себе ряд идей: -веру в ребёнка- мастерство и тактичность общения- отсутствие прямого принуждения- толерантность к ученическим недостаткам - формирование положительной Я-концепции, то есть принятие и уважение собственной точки зрения обучающегося. Сотрудничество с педагогом–хореографом строю на взаимопомощи, взаимоуважении, позволяющим достигать единой цели, тем самым программируя танцоров на успех. Использование технологии «Обучение в сотрудничестве» помогает мне создать условия для активной совместной деятельности, создать для детей на занятии такую ситуацию успеха, когда он смог бы почувствовать себя значимым, успешным.Технология погружения.Данная технология интересна для меня как для человека творческого. Позволяет раскрыть передо мной все природные ресурсы обучающихся, их творческие способности, а также совершенствовать образовательный процесс. На занятиях я использую музыкальный материал, который способствует перевоплощению детей в различные образы. Образы перевоплощения могут быть как одухотворенные, так и неодухотворенные. При подборе музыкального произведения с использованием этой технологии, я выбираю музыкальный репертуар, активизирующий восприятие и эмоциональную отзывчивость. Специфика занятий с дошкольниками, в студиях танца предполагает участие обучающихся в мероприятиях учреждения, городских концертах, выездных конкурсах. Дети погружаются в атмосферу творчества, физической работы, конкуренции, при этом они понимают, как и над чем нужно работать для достижения поставленных целей. Выступления на концертах, фестивалях, конкурсах: погружение в обстановку одновременно праздничную и волнительную, оценка результатов своей деятельности со стороны компетентных и уважаемых людей в области народной хореографии.Я считаю, что эта технология очень важна для становления воспитанников как настоящих исполнителей, поэтому в атмосферу погружения я ввожу своих воспитанников как можно в более раннем возрасте.Здоровьесберегающая технологияОна направлена на одновременное развитие физических возможностей детей, обеспечение их психоэмоционального благополучия и формирование социально здоровой личности, поскольку именно одновременное решение трех данных задач может обеспечить развитие и творческий рост танцевального коллектива.Я формирую здоровый образа жизни ребенка в содружестве с педагогом-хореографом средствами и методами музыки через формирование и развитие микро - и макро координации (двигательных навыков и ориентации в пространстве), снятие утомления и повышение физической и умственной работоспособности (музыкальный репертуар), содействие укреплению здоровья, привитие гигиенических навыков и привычек повседневно заботиться о своем здоровье (многообразие хореографических упражнений и точная их дозировка (соответствующая возрасту!) по продолжительности в репетиционной работе, координационной сложности и силовой нагрузке на определенные группы мышц, музыкальному темпу( неправильно выбранный темп исполнения танцевальных движений влечет за собой риск травматизма).Одна из главных задач педагога-хореографа и концертмейстера - социальное здоровье личности ребенка, дружный хореографический коллектив танцоров. Для полноценной творческой деятельности танцевального коллектива в сотрудничестве с педагогом я способствую развитию умения поддерживать дружеские отношения со всеми участникам танцевального коллектива. На фоне борьбы за лидерство, излишней эмоциональности его участников и ряда других причин, нередки конфликты.Негативным отношением к вредным привычкам формирую потребность в здоровом образе жизни, развиваю целеустремленность, выносливость, способность к сотрудничеству, коллективизму, толерантности и т.пИнформационно-компьютерные технологии.Одним из приоритетных направлений моей работы является повышение качества образовательного процесса через использование информационно - коммуникационных и компьютерных технологий , что позволило сделать образовательный процесс в объединениях более интересным, наглядным и динамичным.Одной из активных форм обучения, предполагающей использование компьютерных технологий, является создание мультимедийных презентаций.В своей работе я использую много новой нотной литературы, знакомлюсь с новыми методиками «движения под музыку», изучаю опыт работы по эстетическому и музыкальному воспитанию в хореографических коллективах, расширяю знания о природе танца, его характерных особенностях, набираю нотный материал в нотном редакторе Sibelius, создаю мультимедийные презентации.При работе я использую следующие цифровые ресурсы:- Сайт (. ru/) «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства»;- Сайт - Xerograph.ruИспользование педагогических технологий помогает мне построить так процесс обучения, что ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности. Я даю детям почувствовать радость труда в учении, бужу в их сердцах чувство собственного достоинства, включаю их в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений, добиваясь высоких результатов у обучающихся в сотрудничестве с педагогом-хореографом.