ПРОЕКТ ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК ОДНА ИЗ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПРОЕКТ ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК ОДНА ИЗ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Автор: Коробенкова Оксана Викторовна
МАДОУ детский сад «Рябинушка»пгт.СеленгинскПРОЕКТ«ПЕСОЧНАЯ СТРАНА»ИЛИПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК ОДНА ИЗ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА Автор: Коробенкова Оксана ВикторовнаАктуальность проектаХарактерологическими особенностями детей с нарушениями речи являются быстрая утомляемость, рассеянность, возбудимость или вялость, безучастность на занятиях, в играх и другой деятельности. Следствие ограничения речевой практики – задержка в формировании коммуникативных навыков и развитии эмоционально-волевой сферы.Метод песочной терапии обладает мощным ресурсом для образовательной работы с детьми данной категории. Основные преимущества этого метода:• в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка;• перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу существенно повышает мотивацию к занятиям;• игры с песком в группе сверстников развивают коммуникативные навыки; песок обладает свойством «заземлять» негативную психическую энергию; игры и упражнения в песке гармонизируют психоэмоциональное состояние детей;• следствием решения проблем в социально-эмоциональной сфере является развитие монологической и диалогической речи;• игра в песочнице активизирует потенциальные творческие способности. Цель проекта: оптимизация условий коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.Задачи:- совершенствование предметно-игровой деятельности;- формирование учебной деятельности;- развитие познавательных функций (восприятие, внимание, память, мышление), речи и моторики;- коррекция речи и поведения; - повышение интереса к коррекционным занятиям;- создание ситуации успеха.Методы и формы работы с песком:- рассказ- беседа- коммуникативные, символические, ролевые игры,- моделирование ситуации,- пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения,- конструирование из дидактического материала (Блоков Дьенеша, Палочек Кюизенера).Приемы, используемые на занятии:«Поскользить» по поверхности песка (как змейка, машина, и т.д.);«пройтись» ладошками, оставляя свои следы; оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.); «пройтись» каждым пальчиком поочередно, правой и левой руки, провести массаж рук ребенка (при этом можно использовать не только растирание рук, но и различные массажёры, су-джок, а так же самомассаж с помощью сосновой или еловой шишки).Организацию игр-занятий с песком можно разделить на 3 типа:1) совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью (дети заполняют песком формочки, трафареты, рисуют на песчаной поверхности, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки);2) проникновение в толщу песка, рытье ямок и тоннелей, прятанье в песок предметов с их последующим извлечением;3) организация сюжетов, создание композиции, моделирование игровых ситуаций.Основные направления песочной терапии, используемые в логопедической работе:- развитие речевого дыхания,- формированию фонематического слуха и восприятия,- работа над слоговой структурой,- развитие языкового анализа и синтеза,- расширение словарного запаса, - развитию связной речи,- развитие высших психических функций,- развитие моторики, конструктивного праксиса.Условия работы с детьми:1. Согласие и желание ребенка.2. Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.4. Для работы можно использовать передники.5. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. 6. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.Примерный режим работы:-1раз в неделю подгрупповое занятие (2-4 ребенка)-1-2 раза в неделю индивидуальное занятие (по усмотрению психолога тема занятия повторяется).Сроки реализации проекта: долгосрочныйСостав группы: постоянный (Дети с ОНР 5-7лет)Оборудование для игр с пескомСтол для песочной терапии с подсветкой и специальный пульт для переключения цветов.Различные виды песка (речной, кварцевый, цветной, кинетический).Дополнительный материал:- формочки для работы с песком,- наборы тематических игрушек,- бросовый, природный материал (картон, бумага, пластилин, любые краски для смешивания с песком, ткань, гербарий),- дидактические игры (Палочки Кюизенера, Блоки Дьенеша, магнитная азбука,), -строительный материал, трафареты.Частичный перенос коррекционных занятий в песочницу дает следующие результаты: - возрастает интерес к коррекционным занятиям - дети чувствуют себя более успешными; - нет места монотонности и скуке.- усиливается личностная заинтересованность ребенка в происходящем.- песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка.- ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.- более легко проходит адаптационный период, напряжение и страх исчезают.- усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. - совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка. - в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное - речь и моторики.