Календарно-тематическое планирование по обществознанию 9 класс


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Календарно-тематическое планирование по обществознанию 9 класс
Автор: Алексеева Бибигуль Галимжановна

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №5»пйхал, Мирнинский район, Республика Саха (Якутия)РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо обществознанию для 9 классов Учитель истории и обществознания Алексеева Бибигуль Галимжановна2019-2020 учебный годПояснительная записка. Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 9 кл., приказ Министерства образования и науки от 5.03.2004г. №1098. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по обществознанию Л.Н.Боголюбова и Н.И.Городецкой, реализующей федеральный компонент государственного стандарта среднего полного образования. Предлагаемая программа предусматривает формирование у школьников универсальных учебных действий и реализует системно-деятельностный подход. Приоритетами для школьного курса обществознания на этапе основного общего образования являются познавательная, информационно - коммуникативная, регулятивная и рефлексивная деятельность.Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. В содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом «История» и другими учебными дисциплинами. Курс обществознания ориентирован на учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений «Обществознание 9 кл» под ред. Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой М «Просвещение» 2012 г. Программа построена с учетом дифференцированного подхода – предусмотрен репродуктивный и продуктивный уровень подготовки учащихся. При проведении итогового контроля даются тесты с разноуровневыми заданиями. В течении года идет подготовка к ГИА – отработка заданий, заполнение бланков.Цель программы: - дать целостное представление об обществе, в котором живем, основных сферах общественной жизни, о процессе восприятия социальной (в том числе правовой) информации и определения собственной позиции; правовой культуре, основах политических знаний.Задачи программы:- создание условий для социализации личности;- формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой и политической культуры;- содействие воспитанию гражданственности учащихся; - развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях;- развитие личности в ответственный период социального взросления, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе и правовой) информации и определения собственной позиции;- развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления; - воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; Рабочая программа ориентирована на использование УМК:1.Обществознанuе. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2012 г. 2. Обществознанuе. 9 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотенкова. - М.: Просвещение, 2012 г. 3.Обществознанuе. 9 класс: поурочные разработки: пособие для учителей общеобразовательных учреждений под ред. Л. Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2011 г. Нормативными документами для составления рабочей программы являются:1. Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;2. Приказ №1897 от 17.12.2010 года Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта»3. Сан Пин 2.4.2. 2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011, регистрационный номер 19993)4.Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта. История 5-9 классы;5. Приказ №253 от 31.03.14. Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федеральных рекомендуемых перечней учебников к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»6.Учебный план МБОУ «СОШ№5».Обоснование выбора примерной программы:Программа выбрана в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта по истории (Приказ №1897 от 17.12.2010 года Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта»), примерной программы основного общего образования обществознанию, рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, в полном объеме соответствует образовательным целям МБОУ «СОШ№5» п. Айхал и является логическим продолжением изучения предмета «Обществознание» в 9 классе; построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.Программа адаптирована, в связи с добавлением технологии и методов работы с детьми с ОВЗ.Рабочая программа полностью соответствует содержанию и структуре учебников и методических рекомендаций, реализующих авторскую программу. Данный учебный комплект отлично зарекомендовал себя в школьной практике, доступно излагает теоретический материал, предлагает разнообразный, интересный тренировочный и проверочный материал, что позволяет достигать хороших образовательных результатов.Определение места и роли учебного курсаДанный курс рассчитан на 34 учебных часа. Учебник «Обществознание. 9 класс» под редакцией Боголюбова Л.Н., Л. Ф. Ивановой рассчитан на 23 параграфа. Резерв времени предлагается использовать на методическую проработку содержания курса. Заключительные уроки по каждой теме могут быть проведены с применением специальных рубрик учебника.Рабочая программа включает пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, списки основной и дополнительной литературы, интернет-ресурсов. Календарно-тематическое планирование данной Рабочей программы составлено с учетом требований к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию.Формы организации образовательного процесса:Основной формой организации образовательного процесса в 9 классе является урок.Ведущие формы и методы, технологии обучения:Программа предусматривает использование таких методов как:
  • Коммуникативно-ориентированного.
  • Наглядно-иллюстративного.
  • Проблемно-поискового.
  • Метода проектов;
  • Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций, лабораторных, практических занятий, обобщающих уроков. При изучении курса для обучающихся предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы.Программа предусматривает использование следующих видов и форм работы:парная, индивидуальная, групповая, «по цепочке», презентация проектов. Поддерживание мотивации к изучению истории осуществляется через проведение нетрадиционных форм занятий (ролевая игра, дискуссия, урок – путешествие, урок – презентация, урок - исследование, урок-практикум.) Также программа предусматривает использование и интеграцию современных педагогических технологий:- обучение в сотрудничестве;- использование новых информационных технологий;- индивидуализация и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.В данную программу входят такие здоровьесберегающие технологии как: - условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); - рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; - необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.В УМК «Обществознание 5-9 класс» учебный материал структурирован по тематическим разделам. В конце каждого цикла предусмотрено выполнение учащимися контрольной работы. Проверочная работа позволяет учителю и самим школьникам оценить, в какой степени усвоен, пройденный исторический материал. Формы контроля: тесты, заполнение таблиц, исторические диктанты, контрольные работы, защита проектов.Формами текущего и итогового контроля являются контрольные срезы, тестовые формы контроля, выполнение практических работ, работа по источникам, контрольные работы в форме тестов по типу ГИА.Программой предусмотрено вовлечение учащихся в проектную деятельность. Запланировано 4 проектные работы в конце каждой четверти. Требования ФГОС к результатам обучения по курсу «Обществознание»:Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются: -мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;-заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются: -в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;-в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;-в способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей; -в умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.Предметными результатами освоения данного курса являются:- относительно целостное представление о человеке;- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;- знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения обществознания ученик должен: знать/понимать -социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений; -значение семьи, семейных отношений и семейных ценностей; -закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы; -различные подходы к исследованию человека и общества; -основные социальные институты и процессы; -важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; уметь: -характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; -сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; -формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; -применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества; -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 5-совершенствования собственной познавательной деятельности; -эффективного выполнения социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами; - ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции; - оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей; - нравственной оценки социального поведения людей; - предвидения возможных последствий определенных социальных действий; -осуществления взаимодействия с людьми с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением. Открывается курс темой «Человек в социальном измерении», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Далее учащиеся расширяют круг сведений о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними: «Человек среди людей» и «Нравственные основы жизни». Требования к уровню подготовки Учащиеся должны знать/понимать:- основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;- сущность общества как формы совместной деятельности людей;- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;- понимать содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.Учащиеся должны уметь:- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;- описывать человека как социально - деятельное существо; - объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы;- анализировать текст Конституции и других нормативных актов.- разъяснять смысл высказываний по основным разделам.- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выделять их общие черты и различия;- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); - различать в социальной информации факты и мнения;- характеризовать смысл основных понятий по курсу;- давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении. Владеть компетенциями: информационно- поисковой, учебно - познавательной, коммуникативной, рефлексивной.Практическое использование приобретенных знаний в повседневной жизни для:- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;- общей ориентации в актуальных в актуальных общественных событиях и процессах;- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;- первичного анализа и использования социальной информации;- сознательного неприятия антиобщественного поведения. Содержание курса Глава 1. Политика 9 часовПолитика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. Понятие государства, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ. Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ. Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе. Глава 2. Право (21 час)Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно - правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. Конституция — основной закон РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ. Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско - правовых договоров. Права потребителей. Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних. Семейные правоотношения. Брак и развод, неполная семья Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Социальные права. Жилищные правоотношения. Международно - правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Повторение – 4 часа.Литература для учителя и учащихся
  • Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М. : Дрофа, 2012г.
  • Вакуленко, В. А. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. - Изд. 2 - е / В. А. Вакуленко, Е. С. Королькова, И. Е. Уколова. - М.: Новый учебник, 2014г.
  • Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М.: Школа-Пресс, 2014г.
  • Мавлютова, Е. А. Основы правовых знаний. 8 - 11 классы. Интерактивные методы преподавания права / Е. А. Мавлютова. - Волгоград : Учитель, 2014г.
  • Кравченко, А. И. Введение в социологию : учеб, пособие для 10 - 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Кравченко. - М. : Просвещение, 2011г.
  • Правовое воспитание школьников : 5 - 9 классы : конспекты занятий / сост. О. В. Летнева. - Волгоград : Учитель, 2013г.
  • Правоведение: 9 класс. Международное гуманитарное право. Человек имеет право. Система конспектов занятий с нетрадиционными формами контроля : элективные курсы / авт.- сост. Н. И. Чеботарева. - Волгоград.: Учитель, 2012г.
  • Пахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб, пособие для студентов пед. высш. учеб, заведений : в 2 ч. /Л. С. Бахмутова. - М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2014г.
  • Бекешев, К. А. Обществознание : учеб, пособие / К. А. Бекешев. - М.: Проспект, 201.
  • Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 201.
  • Дыдко,. С. П. Обществознание. 8 - 11 классы : справ, материалы / С. Н. Дыдко. - М. : АСТ : Астрель : Полиграф Издат, 2012г.
  • Виды контроля:Календарнотематическое планирование.Обществознание.Глава I. Политика 9 часов.Критерии оценивания устных ответов учащихся:Ответ оценивается отметкой «5» , если ученик:1.Показывает полное и глубокое знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий и взаимосвязей.2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала, выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами.Отметка «4» ставится, если ученик:1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ, допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы.Отметка «3» ставится, если ученик:1.Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению материала, материал излагает несистематизированное, фрагментарно, не всегда последовательно.2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений, выводы аргументирует слабо, допускает в них ошибки.3.Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие.4.Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская основное), воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.5.Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.Отметка «2» ставится, если ученик:1.Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала, не делает выводов и обобщений.2.Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов3.При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.4.Не может ответить ни на один из поставленных вопросов.5.Полностью не усвоил материал.Критерии оценивания письменных работ:«5» - работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно:подбирают необходимые для выполнения работ источники знаний, практические умения и навыки«4» - работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательностивыполнения работы, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание основного теоретического материала иовладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.«3» - работа выполняется при помощи учителя. Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают серьезные затрудненияпри самостоятельной работе.«2» - выставляется в том случае, если учащиеся не подготовлены к выполнению работы. Показывают плохое знание теоретического материала иотсутствие необходимых умений.Критерии оценивания тестовых заданийМенее 50% выполненного задания – «2»50-59% выполненного задания – «3»60-79% выполненного задания – «4»80-100% выполненного задания – «5»Задания группы «А» - 1 балл за правильный ответЗадания группы «В» - 2 балла за правильный ответ (1 балл – за неполный ответ)Задания группы «С» - 3 балла за правильный ответ (1-2 балла – за неполный ответ)При оценке контрольного диктанта на понятия отметки выставляются:- “5” – нет ошибок;- “4” – 1-2 ошибки;- “3” – 3-4 ошибки;- “2” – допущено до 7 ошибок.Формы и средства контроля:Повторительно - обобщающие уроки, тестирование, учебные игры, викторины, решение обществоведческих задач, проекты