«Использование индивидуальных заданий для формирования УУД учащихся на уроках истории в 5 классе»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование индивидуальных заданий для формирования УУД учащихся на уроках истории в 5 классе»
Автор: Пентина Галина Евгеньевна
Краевое государственное казенноеобщеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа №2»Пентина Г.Е.«Использование индивидуальных заданий для формирования УУД учащихся на уроках истории в 5 классе»(дидактическое пособие)Комсомольск-на-Амуре2018 г.АннотацияДанный продукт предназначен для учителей истории, работающих по ФГОС, предлагаются примеры заданий по формированию УУД в 5 классе на уроках истории, которые можно предложить учащимся. Предлагаемые учебные задания станут хорошим подспорьем для учителей истории. Они помогут сделать уроки истории более интересными и познавательными.Оглавление1. Актуальность с. 32. Карточки к теме «Введение историю» с. 4 3. Карточки к теме «Жизнь первобытных людей» с. 4-64. Карточки к теме «Древний Египет» с. 6-95. Карточки к теме «Передняя Азия в древности» с. 9-11 6. Карточки к теме «Древняя Индия» с. 11-12 7. Карточки к теме «Древний Китай» с. 128. Карточки к теме «Древняя Греция» с. 13-149. Карточки к теме «Греческие полисы» с. 15-1710. Литература с. 18Актуальность Всеобщая история Древнего мира, новый предмет для пятиклассников, которая расширяет пределы познания мира, и он более сложный для их понимания, чем сведения из истории Отечества: по понятийному аппарату (терминам), историческим названиям, по возможности использовать жизненный опыт и имеющиеся знания. По ФГОС обязательным содержанием исторического образования, помимо исторических знаний, должны иметь навыки самостоятельной работы ученика. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия – к мысли. В связи с этим необходимо переориентировать образовательную (учебную) деятельность со знаниевой к деятельной. Для формирования УУД (универсальных учебных действий), навыков самостоятельной деятельности учащихся, подготовлены карточки с заданиями различного уровня: от репродуктивных (требующих воссоздания услышанных от учителя или прочитанного в учебнике материала) до заданий повышенной сложности (при выполнении которых 5-классники должны в большей или меньшей степени перестроить изученный материал). Содержание индивидуальных заданий - карточек ориентировано на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, что соответствует требованиям ФГОС основного общего образования. Раздаточный материал – карточки имеют систематизированный набор заданий, составлены в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерными программами по учебным предметам (История 5-10 классы) и ориентированы для работы с учебником «История Древнего мира» Ф.М.Михайловского, (М.: ООО «Русское слово, 2017). Дидактические карточки можно использовать с различными целями:v Для усвоения нового материалаv В групповых видах деятельностиv Для индивидуальной работы с учащимися;v Закрепления пройденного, изученного материала в классе;v Осуществления контроля знаний учащихсяКарточки к теме «Введение в историю»1. Соединить стрелками:2. Найдите ошибки в тексте. Всемирная история — часть истории России. Записи, из которых ученые черпают знания об истории, называются вещественными источниками.Ученых, производящих раскопки и изучающих вещественные источники, называют этнографами.Карточки к теме «Жизнь первобытных людей»1. Вставьте пропущенные слова.Древнейшие люди были похожи на -------, но в отличии от них умели ------. Ученые назвали древнейшего человека «-------- ». Его первыми орудиями труда были--------.Древнейшие люди занимались---- и-----. Жили они группами по два-три десятка человек, которые называют -------. 2. Древнейший человек изготовлял и использовал следующие орудия труда: ручные рубила, гарпуны, скребки, проколки, ножи, шилья, иглы.Поместите в правый столбик те орудия труда, которые изготовлялись из камня, в левый — те, которые изготовлялись из кости. 3. Вставьте пропущенные слова.Около 100 тысяч лет назад на Земле наступило резкое похолодание. Образовался громадный ------ — слой льда толщиной до двух километров. Южнее ледника расстилалась ------. Вместо теплолюбивых животных появились ------ огромные слоны с длинной рыжей шерстью. Главными занятиями людей в этот период были ------- и --------.4.Похолодание, наступившее на Земле около 100 тысяч лет назада) замедлило развитие человека, так как осложнило условия жизниб) ускорило развитие человека, так как заставляло его думать об устройстве своей жизни, чтобы пережить суровые временав) никак не повлияло на развитие человека (укажите правильный ответ и обоснуйте его)5. Составьте небольшой рассказ, использовав в нем следующие слова:каменный век, огонь, ледник, мамонт, бизон, загонная охота, пещера, тундра. 6. Найдите ошибки в тексте.Около 100 тысяч лет назад человек стал подобен современным людям. В науке его назвали «человек разумный». По своей внешности «люди разумные», жившие в разных странах, не отличались друг от друга.7. Изображая животных, древний человека) лучше узнавал их повадкиб) думал, что таким образом облегчает себе охоту на нихв) стремился выразить свои чувства, передать красоту окружающего мираг) передавал свои знания молодым охотникамд) хотел, чтобы его рисунки увидели потомкие) хотел прославиться среди своих соплеменников(укажите правильные, на Ваш взгляд, ответы и обоснуйте их)8. В левый столбик поместите орудия труда, которые существовали до похолодания, в правый — орудия труда, которые появились после наступления потепления на Земле.Ручные рубила, скребки, гарпуны, топоры, проколки, ножи, лук, копье, плот, иглы, шилья, лодка, мотыга, серп.9. Скотоводство возниклоа) до появления мотыжного земледелияб) после появления мотыжного земледелияв) одновременно с мотыжным земледелиемг) до появления плужного земледелияд) после появления плужного земледелияе) одновременно с плужным земледелиемж) до начала века металловз) после начала века металлов10. Составьте рассказ, используя следующие слова:сверхъестественные существа, естественные причины, явления природы, бог, дух, молитва, душа, идол, жертва.11. Религия возникла потому, чтоа) человек не мог объяснить явления природыб) боялся гнева богов и духовв) считал себя слабым и бессильным перед силами природыг) хотел иметь сильных покровителейд) человек верил в им же самим придуманные сказки (указать наиболее точные ответы, а также варианты, дающие частично правильный ответ) Карточки к теме «Древний Египет»1. Найдите ошибки в тексте.В Древнем Египте земледелие не требовало большого труда: плодородная земля, хорошо увлажненная, прогретая горячими лучами южного солнца, давала высокие урожаи. Земледелие стало одним из основных занятий египтян. В долине и дельте Нила росли пшеница и кукуруза, в садах — фрукты и виноград.2. Египет стал быстро развиваться и выделился среди окружающих его стран и народов, потому чтоа) там жили трудолюбивые, умные людиб) у египтян были мудрые вождив) удобное географическое положение и благоприятные природные условия позволяли быстро и эффективно развивать земледелие —основу силы и богатства Египтаг) на этих землях жило много людей(указать наиболее точный ответ, а также варианты дающие частично правильные ответы) 3. «Четвертый лишний»:а) рабовладельцыб) рабыв) воиныг) крестьяне 4. Подберите синонимы к выделенным словам.Египетским владыкам для устрашения своих подданных,для усиления своей власти нужно было, чтобы их считали богами. Ни сил, ни средств не жалели правители Египта для упрочения своего могущества. Строительство гигантских гробниц было призвано возвеличить власть повелителя, показать, что не только земные, но и небесные силы на его стороне.5. «Четвертый лишний»:а) крестьянеб) надсмотрщикив) стражникиг) воины 6. Египтяне строили пирамиды, потому чтоа) выполняли волю своих фараонов, желавших показать свое величиеб) считали фараонов богами и боялись прогневить ихв) хотели показать превосходство своего народа над остальнымиг) стремились удивить потомков(укажите правильные, на Ваш взгляд, ответы и обоснуйте их) 7. Вставьте пропущенные слова.В IV тысячелетии до н. э. в Египте возникли ___ ___ . Около ___ года дон. э. образовалось единое Египетское —. Его столицей стал город - - . Египет настолько усилился, что его войска совершали завоевательные походы на юг ___ в ... и на восток __ на … . Царей Египта называют __ . Как была велика их власть, показывает строительство —, в которых хоронили умерших ___ . Самая большая __ построена около __ лет до н. э. вблизи города __ для __ . 8. Найти лишнего:а) вельможаб) чиновникв) крестьянинг) стражникд) надсмотрщике) судья9. Соединить стрелками: 10. Допишите предложенияСбор в пользу государства называется_____________. Работа египетских крестьян на рытье каналов, строительстве дворцов и гробниц называется____________.Наиболее богатых и знатных людей называют_____________.Людей, находящихся на службе по управлению государством, называют ____________. 11. Захватнические войны, которые вели египетские фараоны против соседних государств.а) усиливал» Египетб) обогащали все население Египта (кроме рабов)в) обогащали только рабовладельцевг) обогащали воиновд) подрывали силы Египтае) способствовали развитию культурыж) способствовали развитию городов и торговли(укажите правильные, на Ваш взгляд, ответы и обоснуйте их)12. Найдите ошибки в тексте.Главную силу египетского войска составляла многочисленная пехота, набранная из ремесленников. Были созданы также отряды, сражавшиеся на колесницах —легких двухколесных повозках, запряженных быками. На колеснице обычно стояли два воина: один правил быками, другой сражался с мечом в руке.13. Соединить стрелками:14. Соединить стрелками:15. Закончите предложения Высохшие тела умерших называются ... —. Жилищами богов в Древнем Египте считались ... —. «Служители богов» в храмах называются —. 16. Художники и скульпторы Древнего Египта расписывали стены гробниц и помещали туда статуи умерших, потому чтоа) хотели показать потомкам, каков был умерший при жизниб) верили в загробную жизнь и считали, что умершему на том свете будут нужны дома, слуги, рабыв) хотели таким путем сохранить свои произведения для потомковг) этого требовали религиозные верования египтянд) верили в то, что души умерших могут вселяться в статуи(укажите правильные ответы и обоснуйте их) 17. Составьте небольшой рассказ, используя следующие слова:Миф, повесть о Синухете, «вечные жилища», архитектор, скульптор, храм, колонна. 18. Подберите синонимы к выделенным словам.В гробницу помещали статуи ее хозяина, высеченные из камня или вырезанные из дерева. Он и после смерти должен был оставаться тем же, кем был при жизни — фараоном или вельможей. 19.Статуи фараонов в храмах выполнялись высотой в 5—6 раз больше роста человека, потому чтоа) такова была древнеегипетская традицияб) скульпторы и жрецы хотели показать величие владыкв) такие размеры статуй соответствовали масштабам храмовг) такова была воля фараоновд) египтяне считали; чем больше по размерам статуя, тем она красивее(укажите правильные, на Ваш взгляд, ответы и обоснуйте их) Карточки к теме «Передняя Азия в древности» 1. Вставьте пропущенные слова.Большая часть Передней Азии занята горами и —. Среди них протекают могучие реки — и — . Обе реки берут начало южнее —-и впадают в —. страну, расположенному по их среднему и нижнему течению называли в древности —, по-гречески —, а также ... . 2.Установите причинно-следственные связи и объясните их.В Южном Междуречье, посеянное зерно давало до ста зерен; одна пальма приносила в год до 50 килограммов фиников; отсутствие папируса в Южном Междуречье; эксплуатация человека человеком;клинопись.3.Законы царя Хаммурапиа) защищали крестьян и ремесленниковб) утверждали власть богатых и знатныхв) закрепляли имущественное неравенствог) провозглашали равные права рабов и рабовладельцевд) защищали право собственности всех людей независимо от знатности(укажите ответы, которые, на Ваш взгляд, являются правильными, и обоснуйте их)4. «Четвертый лишний»:а) Урб) Ниневияв) Вавилонг) Фивы5. Составьте рассказ, используя в нем следующие слова:Карфаген, колония, финикийцы, алфавит, работорговля, мореплавание6. Ассирийское царство пало, потому что а) против него выступили все окружавшие его государстваб) беспощадные грабежи в побежденных странах настраивали их население против завоевателейв) для подавления сопротивления населения в завоеванных странах ассирийским правителям приходилось держать там значительные военные силы, что ослабляло государствог) слишком большим стало количество пригнанных в страну рабов, для охраны которых не хватало ни надсмотрщиков, ни войск.д) в критический момент во главе государства оказались слабые правители(укажите ответы, которые, на Ваш взгляд, являются правильными)7. «Четвертый лишний»:а) Кир б) Дарий в) Тутмос III г) Хаммурапи8.Найдите ошибки в тексте.В далекой древности на восточном побережье Средиземного моря жил небольшой народ финикийцы. С развитием хозяйства в Египте и Передней Азии финикийские поселки превратились в богатые торговые города. Самыми крупными из них были Тир, Ниневия и Карфаген. 9. Составьте рассказ, используя следующие слова.Ассирия, Тигр, Финикия, Персия, Египет, Ниневия, Вавилонское царство10. Вставьте пропущенные слова.В VII—VI веках до н. э. вновь усилился ___ . Он стал самым большим городом Передней Азии. Стены домов, расположенных на его главной улице, были покрыты синими и оранжевыми _____со сверкающей на солнце поверхностью. Чудом света называли в древности царский дворец. В центре города возвышалась 90-метровая башня. Подниматься на ее вершину имели право только —. 11. «Четвертый лишний»:а) Вавилонб) Фивыв) Ассирияг) ЕгипетКарточки к теме «Древняя Индия»1. Перед Вами признаки, характеризующие природные условия и особенности ведения хозяйства в Египте, Междуречье, Индии. Выберите признаки, характерные для Индии.Реки, берущие начало в горах и разливающиеся весной; оседание на берегах рек плодородного ила; поливное земледелие; строительство каналов и дамб; вырубка и выжигание лесов по берегам рек для посевов; выращивание сахарного тростника и риса; использование в земледелии металлических орудий.2. Вставьте пропущенные слова.Древняя Индия была расположена в — на полуострове — и прилегающей к нему части материка. Высочайшие в мире ____, вершины которых покрыты вечными снегами, отделяют Индию от других стран. В Западной части Индии протекает река —, по восточной части течет —. Обе реки берут начало в — .3. Составьте рассказ, используя следующие слова:Ганг, Инд, Гималаи, раджи, касты, арии, Ашока4. «Четвертый лишний»а) брахманб) шудрав) фараонг) неприкасаемые .5.Найдите ошибки в тексте.Несколько десятков лет назад в долине Ганга археологами раскопаны города, основанные в III тысячелетии до н. э. При раскопках найдено много бронзовых и золотых вещей, гирь для весов, а также надписей. Ученым удалось разгадать знаки для письма и прочитать надписи.Во II тысячелетии до н. э. города были покинуты жителями, полуразрушены, занесены землей и забыты на 3,5 тысячи лет. Однако ученым удалось установить причины запустения этих городов.Карточки к теме «Древний Китай» 1.Вставьте пропущенные слова.По Восточно-Китайской равнине протекают две большие реки — и —. Они берут начало в — и впадают в— .Во время дождей — разливается на десятки и сотни километров. Река разрушала берега с полями и садами. Китайцы называли ее «____ », «____», «____».2. Выпишите из перечисленных групп населения ту, которая, на ваш взгляд, была источником наибольшего числа рабов в Китае;а) военнопленныеб) не уплатившие налоги бедняки и члены их семейв) дети бедняков, проданные в рабство родителямиг) осужденные преступники, находившиеся в тюрьмах3. Восстание «краснобровых» произошлоа) до восстания «желтых повязок»б) после восстания «Желтых повязок»в) до правления царя Ашоки в Индииг) после правления царя Ашоки в Индиид) во время правления семьи Цинье) во время правления семьи ХаньКарточки к теме «Древняя Греция»1. Мифы Древней Грецииа) являются целиком вымышленнымиб) рассказывают о реально происходивших событияхв) содержат немало вымыслов, но повествуют о событиях, которые действительно имели место в историиг) являются вымышленными, но содержат ценные сведения о верованиях и обычаях греков(указать наиболее точный ответ, а также варианты, дающие частично правильные ответы)2. «Четвертый лишний»:а) Дедалб) Эгейв) Тесейг) Ариадна 3.Составьте рассказ, используя следующие слова:Микены, Пелопоннес, ахейцы, дорийцы, Троя4. Поместите в левый столбик имена персонажей «Илиады», в средний — «Одиссеи», в правый — героев древнегреческих мифов:Геракл, Медея, Гектор, Авгий, Одиссей, Атлант, Арг, Ахилл, Патрокл, Ясон, Терсит. 5.Боги покровители различных отраслей хозяйства былиа) у египтянб) только у грековв) у китайцев и грековг) у жителей Междуречья и Индиид) у египтян и персов9.Неравенство среди богов существовало потому, что а) это отражало неравенство в отношениях между самими грекамиб) боги действительно обладали разной степенью могуществав) оно должно было показать беднякам и рабам, как должна быть устроена жизнь на земле(укажите наиболее точный ответ, а также варианты, дающие частично правильные ответы) 6.Вставьте пропущенные слова.У древних греков было много сказаний о походе на Трою. На основе этих сказаний были созданы две большие поэмы «—» и «—». По преданию, их сочинил великий поэт ... . Название «—» происходило от имени города ___. Так греки называли Трою. В поэме описываются события, связанные с осадой ___ . Лучшим воином среди греков считался могучий и быстроногий ... , вождь одного из греческих племен. Самым сильным и смелым из троянцев был____. В поэме описывается поединок между ними и гибель ... . В бою погиб друг Ахилла __ . Поэма заканчивается описанием похорон ... и ... . Погиб и __ .Чтобы овладеть __ , греки по совету хитроумного __ соорудили огромного деревянного __ . Внутри __ спрятались воины, а остальное войско укрылось на ближайшем острове. Троянцы приняли __ за дар греков богам и втащили его в город. Ночью воины вышли из ___ и напали на спящих троянцев. Греки перебили в __ мужчин, взяли в плен женщин и детей, разграбили и подожгли город. 7.«Четвертый лишний»:а) Ахиллб) Одиссейв) Гекторг) Патрокл8.«Четвертый лишний:а) Зевсб) Посейдонв) Ахиллг) Аид9. Соединить стрелками:Карточки к теме «Греческие полисы»1. Закончите предложения. Слово «аристократ» означает...Свободное население Аттики (кроме аристократов) называлось ... .Сосуд с двумя ручками и узким горлом называется ... .Рыночная площадь вблизи акрополя называлась ... . Сооружение, так называемый «верхний город», называется... по гречески ... .Предприятие для постройки и починки судов называется .... Картина, написанная на сырой штукатурке, называется... . Лесных богов древние греки называли ... . Богинь источников Древние греки называли ... .2. В Афинах в VII веке до н. э. начали чеканить серебряные монеты, потому чтоа) быстро развивалась торговля и нужны были деньги для расчетовб) греки хотели выпустить много денег, чтобы все жили богатов) было удобнее рассчитываться деньгами, чем обмениваться товарами(указать правильные ответы и обосновать их) 3. Составьте рассказ, используя следующие слова: Аттика, Афины, демос, аристократы, амфора, агора, верфь 4. Демос сумел одержать победу над аристократами и добиться реформ в Афинах, потому чтоа) аристократы пожалели демос и решили отменить долги и долговое рабствоб) аристократы испугались того, что демос поднимет восстание и уничтожит ихв) демос показал себя дружным, единым, организованнымг) правителем был мудрый Солон(укажите правильные, на Ваш взгляд, ответы и обоснуйте их)5.Среди спартанцев в наибольшей степени ценились такие качества кака) воинская доблестьб) дисциплинированностьв) ораторские способностиг) умение стойко переносить трудности и лишенияд) дипломатические способностие) независимость характераж) сострадание к слабомуз) краткость речи6. Закончите предложенияЧеловек, умеющий хорошо говорить, называется ... . Командующий афинским флотом и войском назывался ... . Человек, пользующийся правами, установленными законом и несущий обязанности перед государством, называется... 7. Вставьте пропущенные слова.В конце II тысячелетия до н. э. ... вторглись в Грецию и завоевали Лаконику. Завоеватели стали называться .... В середине VII века до н. э. им удалось одержать победу над ... .Большую часть покоренного населения ... обратили в рабство. Рабов называли здесь ... .Завоеватели составили класс ... . Каждый ... получал участок земли ... должны были обрабатывать этот участок. ... - были беспощадны к покоренному населению. Они убивали самых сильных и смелых ... , чтобы запугать остальных. ... ненавидели своих эксплуататоров и не раз поднимали против них восстания.В ... созывались собрания, участвовать в которых могли только ... . На собраниях избирали … … . … … решал наиболее важные дела, судил провинившихся.Все ... были воинами; закон запрещал им заниматься другим делом, кроме ... . В бою они строились в несколько рядов, выставив вперед копья. Такое построение называлось ... . 8. Греко-персидские войны начались потому, чтоа) персы стремились захватить и разграбить богатые греческие городаб) персы не признавали верований греков и стремились заставить их верить в своих боговв) греки не могли смириться с существованием могущественного противника у своих границг) персы не могли смириться с усилением Афин и Спарты, возрастанием их роли в Средиземноморье (указать наиболее правильный ответ) 9. «Четвертый лишний»:а) Фемистоклб) Гесиодв) Мильтиадг) Леонид10. Соединить стрелками имя полководца и сражение, в котором он участвовал:11.В ходе греко-персидских войн выявилось преимущество грекова) в численностиб) в военной силев) в тактике веденияг) в вооружении д) в единстве всего народа в момент суровых испытаний(указать правильные ответы)12.Вставьте пропущенные слова.В V веке до н. э. Афины стали самым могущественным и богатым из греческих городов-государств. Афиняне имели сильный Флот и господствовали на море. В 6 километрах от Афин афиняне устроили … … . В нем разгружались и грузились торговые корабли. С привезенных в порт товаров купцы уплачивали ... - налог с торговли. В середине V века до н. э. большим влиянием в Афинах стал пользоваться ... Он был талантливым, образованным человеком и славился своим ... . Начиная с ... года до н. э. народное собрание Афин в течение 15 лет избирало ... на высшую должность ... .Управление государством в Афинах греки называли ... .13. Могущество и богатство Афин были выгодныа) соседним странам (потому что в богатой стране можно захватить большую добычу в случае удачной войны с ней)б) греческим рабовладельцам (потому что в сильном государстве легче удерживать власть над рабами)в) свободным греческим гражданам-беднякам (потому что они занимали должности, дававшие им средства к существованию)г) рабам (потому что раб должен приумножать богатства своего господина)д) морским пиратам (потому что, в случае захвата богатого купеческого корабля, добыча больше)(укажите правильные, на Ваш взгляд, ответы и обоснуйте их)ЛитератураПримерная ООП ООО М.: Просвещение, 2015.Водянский А. Стандарты общего образования: стратегия и тактика нововведений / А. Водянский // Нар. образование. - 2009. - № 7. - С. 30-33. Крючкова Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира: методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2004. Лукъянова М.И. Современный урок и требования ФГОС // Народное образование - 2012.- №8