"Путешествие в осенний лес"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Путешествие в осенний лес"
Автор: Сенина Маргарита Сергеевна
Тема: «Путешествие в осенний лес»Лексическая тема: «Осень».Возрастная группа: Старшая группаФорма организации: ФронтальноеТема: «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени».Цель: Активизация словаря и закрепление знаний детей по теме «Осень».Коррекционно-образовательные задачи: обобщение и систематизация представлений об осени и типичных изменениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Осень». Совершенствование навыка рассматривания картин, формирование целостного представления об изображенном на них. Учить передавать и получать информацию с помощью мимики. Коррекционно-развивающие задачи: развитие длинного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине, инициативности, самостоятельности, творческой активности, доброжелательности; формирование навыков сотрудничества; воспитание любви и бережного отношения к природе. Оборудование. Магнитофон с записью звуков осени, сюжетные картинки по теме «Осень», корзина с орешками, разрезные картинки, листочки, большие бумажные осенние листочки. Предварительная работа. Беседа об осени, разучивание упражнения «Орехи». Чтение сказки К.Д. Ушинского «Пчела и мухи». Ход занятия1. Орг. момент. (Создание эмоционального положительного фона занятия. Объявление темы.)Педагог приглашает детей пройти в центр группы, встать полукругом и передавать кубик с различными эмоциями. Каждый ребенок поочередно берет кубик в руки и здоровается с той эмоцией, какая попалась ему (радость, грусть, злость, веселье, равнодушие, удивление)- Ребята, мы с вами поздоровались с разными эмоциями. Скажите, что вы чувствуете, когда идет дождь? Падают листья? Дует ветер? (грусть, печаль, холод, радость, счастье)- Ребята, как вы думаете явления какого времени года я перечислила? (Осень)- Правильно! Сейчас первый сядет тот, кто назовет осенние месяца.- А сейчас сядут, те, кто назовет признаки осени (птицы улетают в теплые страны, люди одеваются теплее, листья желтеют и опадают)Дети садятся за столы. Предложить детям закрыть глаза.2. Упражнение «Послушай и расскажи» (Развитие фонематического слуха)Педагог включает звуки осеннего леса. Предлагает детям послушать и назвать звуки чего они слышали (звук шуршащей листвы, дождя, ветра). А где эти звуки можно услышать? Правильно в лесу. А во время какого времени года мы услышим эти звуки? (осенью). Все верно, поэтому сейчас мы с вами сейчас отправимся в осенний лес. - Ребята, мы сегодня с вами будем говорить об осени. А какая осень? (тихая и немного грустная). Давайте не будем грустить, а поиграем и поднимем всем настроение. 3. Игра с мячом «Доскажи словечко» (Расширение и активизация словаря глаголов. Развитие ловкости.)Педагог предлагает выйти на поляну-ковёр и встать на свободный листочек.-Предлагаю вам вспомнить, что бывает осенью? Я буду произносить фразу и бросать вам мяч, вы должны будете сказать, что делает это предмет или объект. - Осенью идет …….дождь. (Льет, мочит, моросит)- Осенью дует…..ветер. (Срывает, воет…)- Осенью летят….тучи. (Ползут, закрывают…)- Осенью желтеют…..листья. (Кружат, опадают..)- Осенью засыпают…..насекомые (Прячутся, засыпают..)- Осенью качаются……деревья. (Желтеют…)- Осенью улетают…..птицы. (Собираются, кричат)- Осенью переодеваются….люди. (Мокнут, собирают…).Молодцы, ребята правильно ответили. А теперь я посмотрю сможете ли вы исправить мои ошибки. Я буду говорить предложение, а вы должны исправить его.4. Упражнение «Путаница»-Осенью птицы возвращаются с юга.-Осенью люди надевают легкую одежду.-Осенью распускаются листья.-Осенью все насекомые просыпаются и выползают.-Осенью люди садят семена овощей.- Осенью всегда жарко и нет дождя.Замечательно! Но посмотрите, что случилось. Подул сильный ветер и разбросал картинки по всему столу. Давайте покажем, как дул ветер.5. Упражнение на дыхание «Ветер» (Развитие силы и длительности выдоха).Дети делают вдох носом и с силой выдыхают его через рот. Сначала длительный выдох, затем два коротких.6. Упражнение «Собери картинку» (Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса)Дети собирают разрезные картинки, педагог отдает такую же целую тем ребятам кто собрал уже. Как только все картинки собраны. Дети озвучивают, что на картинке (1 лист, 2 листа, 3 листа, 4 листа, 5 листьев, 6 листьев, 7 листьев….) Затем под звон колокольчика дети меняются своими картинками и снова называют. 7. Упражнение «Орехи» (Развитие тонкой моторики и ловкости. Расширение и активизация словаря прилагательных.)Педагог предлагает взять детям по одному ореху.- Давайте вспомним упражнение «Орехи». Держите орешки крепко, катайте их вокруг, старайтесь не уронить. Мы орешки в руки взяли По ладошке покатали Покрутили, покружили И в корзиночку сложили.Дети складывают орешки обратно в корзинку.- Вы были очень ловкими и не уронили ни одного ореха. - А какие они на ощупь? (Гладкие) Какие еще плоды мы видим в корзинке? (шишки.)- Вспомните и расскажите, какие они? (Шишки большие, маленькие, шершавые, коричневые…; ягоды рябины: оранжевые, красные, маленькие, мягкие…) 8. Артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики).- Предлагаю занять места на стульчиках за столами, обратите внимание, правильно ли вы сели, подвиньте зеркала и выполним артикуляционные упражнения вместе со мной: «Улыбочка» (улыбнуться не показывая зубы), а теперь научимся выполнить новое упражнение «Заборчик» (вы так же будете улыбаться, но так чтобы были видны зубы) А теперь я буду показывать карточки с символами, а вы будете выполнять заданное упражнение. Педагог попеременно показывает артикуляционные карточки «Улыбка», «Заборчик» 9. Чтение сказки К.Д. Ушинского «Пчела и мухи» (Развитие речевого слуха.) Поздней осенью выдался славный денек, какие и весною на редкость: свинцовые тучи рассеялись, ветер улегся, солнце выглянуло и смотрело так ласково, как будто прощалось с поблекшими растениями. Вызванные из улья светом и теплом, мохнатые пчелки, весело жужжа, перелетали с травки на травку не за медом (его уже негде было взять), а так себе, чтобы повеселиться и порасправить свои крылышки. - Как вы глупы со своим весельем, - сказала им муха, которая тут же сидела на травке, пригорюнясь и опустив нос. - Разве вы не знаете, что это солнышко только на минуту и что, наверное, сегодня же начнется ветер, дождь, холод, и нам всем придется пропасть. - Зум-зум-зум! Зачем же пропадать? - ответили мухе веселые пчелки. - Мы повеселимся, пока светит солнышко; а как наступит непогода, спрячемся в свой теплый улей, где у нас за лето много припасено меду.Ребята пора возвращаться домой. Для этого нам надо вспомнить наше стихотворение. Итог занятия. Поощрение детей. (Создание эмоционального фона)С вами много мы играли Дети прыгают на двух ногахИ про осень узнавали Хлопают в ладошиВсе картинки мы собрали Хлопки над головойОчень дружно помогали Обнимаются Тема: «Звуки П-Пь. Буква П»Возрастная группа: Подготовительная группаФорма организации: ПодгрупповоеЦель: закрепить знания детей со звуками П-ПЬ , буквой П.Коррекционно-образовательные задачи: уточнить артикуляцию звуков [П], [Пь]; совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза; учить определять позицию звука в словах; познакомить детей с графическим образом буквы П; учить анализу и синтезу слогов АП, ПА.Коррекционно-развивающие задачи: развивать артикуляционный аппарат детей; нормализация мышечного тонуса мимической мускулатуры; развивать речевое дыхание; развивать слуховую память, внимание и восприятие; развивать умение концентрировать внимание; учить строить грамматически правильные предложения; закреплять умения согласовывать слова в предложении; совершенствовать навыки плавной речи.Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать умение работать в течение всего занятия.Оборудование: предметные картинки (два мальчика Петя и Паша, парусник, почтальон); картинки для составления слов из первых звуков (перечисленные в ходе занятия); конверты с заданиями; предметные картинки на звук “П” в начале слова, карандаши, карточки с картинками и схема позиции звука в слове, наборы для составления схемы слога, индивидуальные зеркала; буквы.ХОД ЗАНЯТИЯОрганизационный моментДидактическое упражнение: «Узнай по голосу». Дети с закрытыми глазами по очереди узнают голоса других детей.Педагог: сядет тот, кто угадает чей голос он слышит.1. Сообщение темы занятияПедагог: посмотрите у нас в гостях Паша и Петя (Выставляются картинки с изображением двух мальчиков). Какой первый звук вы слышите в их именах? Догадайтесь, о каких звуках будем говорить сегодня? (О звуках [П], [Пь].)2. Характеристика звуков [П], [Пь]Логопед: Возьмите зеркала. Произнесите звук [П]. Что вы видите? (Губы сжимаются и разжимаются.) Звук [П| гласный или согласный? (Согласный). Положите руку на горло, произнесите звук [II]. Голос спит или звенит? (Спит.) Значит, звук [П] глухой или звонкий? (Глухой.) Какой звук мы произносим твердо [П] или [Пь ]? (Звук [П|.) А как мы произносим звук [Пь]? (Мягко.)3. Развитие фонематического восприятияПедагог: Паша и Петя любят играть на пианино. Давайте вместе с вами сыграем их любимые песенкиИгра «Звуковое пианино»Логопед предлагает детям поиграть на «Звуковом пианино» и сыграть песенкипа-па-па пя-пя-пя па-пя-папу-пу-пу пю-пю-пю пу-пю-пуСлоги с твердым звуком проигрываются на синих клавишах, а с мягким согласным звуком на зеленых клавишах.4. Развитие фонематических процессовПедагог: Паша и Петя собираются отправиться в кругосветное путешествие на паруснике (Выставляется картина с изображением парусника). Давайте поможем им собрать в дорогу чемоданы.Игра «Раздели на слоги»Предметные картинки: па-лат-ка, пу-го-ви-ца, по-душ-ка, пе-че-нье, пи-ла, пись-мо и др.5. Дыхательное упражнениеПедагог: Чемоданы собраны. Пора в путь. Давайте поможем нашему паруснику отправиться в путешествиеУпражнение «Надуваем паруса»Паруса мы надуваем,Животик рукой мы проверяем.6. Физпауза Упражнение «Кораблик»Стало палубу качать,Ногу к палубе прижать!Крепче ногу прижимаем,А другую расслабляем7. Дифференциация звуков. Игра «Почтовые ящики»Педагог: долго наши ребята находятся в пути. Много писем им отправили друзья. Посмотрите, кто это? (Это почтальон.) Что он нам принес? (Письма.) Какой первый звук в слове «почтальон»? (Звук П.) Какой первый звук вы услышали в слове «письма»? (Звук [Пь].) Это письма для Паши и Пети. Давайте поможем почтальону рассортировать письма по почтовым ящикам. Будем отправлять письма с картинками, которые начинаются со звуков П и Пь по почтовым ящикам.8. Формирование фонематического анализа и синтезаИгра «Письма»Логопед: Ребята, посмотрите нам тоже пришли письма от Пети и Паши. Это не простые письма, а письма-задания. Они просят нас помочь им выполнить задания.Первое письмоПедагог: вот в первом письме ребят просят заменить первый звук и узнать, какие слова получатся.Заменяем первый звук в словах на звук П: точка, тачка, карта, мальчик, мост, кол.Заменяем первый звук на звук Пь: лекарь, лесенка, лесок, зелёнка, вила, медаль.Второе письмоПедагог: нужно определить место звука в словах с использование звуковой линейки «Гусеница».Слова: суп, укроп, повар, лампа, пила, копилка, пень.Третье письмоДетям предлагается выполнить звуковой анализ слогов АП ПУ ОПЧетвертое письмоПедагог: нужно составить слова из первых звуков названий картинок. (Предъявляются картинки.)Сова, усы, пушка (слово «суп»).Плита, улитка, хлеб (слово «пух»).Панама, антенна, роза (слово «пар»).Педагог: Какой общий звук во всех словах? ([П]). Назовите слова, начинающиеся со звука [П]. (Пух, пар.). Назовите слово, где звук [П| в конце. (Суп.) Где звук [П| в середине? (Лапа.)9. Знакомство с графическим образом буквы ППятое письмо.Педагог: Ребята, нужно помочь починить букву П. Но что бы выполнить задание, нужно узнать, как пишется буква П. Посмотрите, вот буква П. На что она похожа? (На перекладину, на ворота.) Послушайте, я расскажу вам стихотворение о букве П.Буква П на мост похожа,По мосту идет прохожий.А внизу через проходПроплывает пароход.10. Восстановление графического образа буквы ППедагог: видите, буква П здесь поломалась. Почините ее, пожалуйста. (Детям раздаются картонные элементы буквы П, из которых они складывают букву)11. Закрепление зрительного образа буквы П и развитие концентрации вниманияПедагог: Петя и Паша просят вас найти и подчеркнуть все буквы П (на листках, лежащих перед детьми, написаны известные им буквы).12. Работа над предложениемПедагог: вот и подошло к концу путешествие ребят. Парусник друзей прибыл в порт. Давайте выложим схему предложенияВариант предложения для анализа: Парусник прибыл в порт.Анализ предложения: подсчет слов в предложении, определение первого, второго и третьего слова.IV. Развитие лексико- грамматической стороны речи1. Упражнение «Какой, какая, какие?»Педагог: Петя и Паша какие? Какое это было путешествие? Парусник какой? Письма были какие?2. Отработка произнесения звуков [П], [Пь] в предложениях.Проговаривание чистоговорок со звуками П и ПьПедагог: Паша и Петя за время своего путешествия многому научились и сочинили небольшие стихи об этом. Давайте их послушаем, а потом вместе попробуем произнести.Па-па-па – в пути нужна крупа.Пу-пу-пу – забыли мы крупу.Пы-пы-пы – плохо без крупы.Пей-пей-пей – воду сырую ты не пей.Пи-пи-пи – знания копи.IV. Итог занятияОценка работы детей.Педагог: Молодцы! С заданием справились отлично, какие звуки мы сегодня учили? ([П], [Пь].) Назовите по одному слову со звуком [П].