Методы и приёмы, используемые воспитателем для осуществления задач обучения пересказу в подготовительной группе.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методы и приёмы, используемые воспитателем для осуществления задач обучения пересказу в подготовительной группе.
Автор: Данилова Алина Владимировна

Методы и приёмы, используемые воспитателем для осуществления задач обучения пересказу в подготовительной группе.В подготовительной к школе группе на занятиях по пересказу, закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, полученные детьми в старшей группе. Дошкольники продолжают учиться излагать тексты связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков и повторений. Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок (зачин, повторы и т.д.). Дети учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения.Повышается самостоятельность детей: они учатся пересказывать сказки и рассказы без помощи вопросов воспитателя. Литературно - художественный материал, предлагаемый для пересказа, усложняется, возрастает и количество текстов.Для подготовительной к школе группы могут быть использованы следующие произведения: русские народные сказки «Заяц-хваста», «У страха глаза велики», «Лиса и козёл»; рассказы «Четыре желания», «Утренние лучи», «Косточка»; рассказы советских писателей: «Грибы», В.Катаева, «Ёж», М.Пришвина «Купание медвежат», В. Бианки, «Медведь», Е. Чарушина «Просто старушка», «Плохо» В. Осеевой и другие.Литературные произведения оказывают огромное художественно-педагогическое влияние на мысли, чувства, интересы и творческие способности. Пересказ активизирует весь процесс эмоционально-эстетического освоения детьми литературного материала. В форме пересказа проявляется художественно-речевая деятельность дошкольников на начальном этапе её развития. Ребёнок шести-семи лет может более точно соотнести свой пересказ с текстом, отметить пропуски, перестановку материала; возрастает его самостоятельность при разборе ответа товарища.Методы и приёмы, используемы воспитателем для осуществления задач обучения пересказу, различны: выразительное и трёхкратное чтение текста, беседа о прочитанном, показ иллюстраций, речевые упражнения, указания относительно способов и качества выполнения задания, оценка и т.д. О правильном применении их будет свидетельствовать повышение от занятия к занятию активности и самостоятельности детей при учебных речевых заданий.Важно, чтобы на занятиях возникали благоприятные условия для общения, содержанием которого является изложение текстов, сказок и рассказов. Различными приёмами воспитатель побуждает детей к тому, чтобы они передавали прочитанное понятно, чётко, ясно, умели адресовать свою речь тем, кто их слушает, могли уточнить, дополнить ответы рассказчиков, проявляя к одногруппникам, доброжелательное, заинтересованное отношение. Накапливаемый опыт речевого общения имеет немаловажное значение в подготовке детей к школе.Рассмотрим занятие по пересказу сказки «Лиса и Козел».Бежала Лиса по дороге, на ворон зазевалась и упала в колодец. Воды в колодце немного, утонуть-то — не утонешь, а выскочить — не выскочишь.Сидит Лиса, горюет. Что тут делать?Вот идет по той же дороге Козел, головой помахивает, бородой потряхивает, по сторонам поглядывает. От нечего делать заглянул Козел в колодец. Увидел там Лису и спрашивает:— Здорово, Лисонька. Что ты тут делаешь?— Да вот отдыхаю. Наверху-то жарко, а тут и прохладно, и водицы холодненькой сколько хочешь.А Козлу давно пить хочется.— Да хороша ли вода-то?— Вода-то хороша, — отвечает Лиса. — Да ты прыгай сюда, вот и попробуешь. Места нам и двоим хватит.Козел сдуру и прыгнул. Воду замутил, чуть Лису не задавил. Рассердилась Лиса, бранится:— Ишь, бородатый, и прыгнуть не сумел, всю забрызгал.Вскочила Лиса Козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца! Только Козел ее и видел.Сидит Козел в колодце. До вечера просидел, не знает, как выбраться. Хватился хозяин Козла, пошел искать. Искал, искал, насилу нашел. Веревку принес и Козла из колодца вытащил.Ход занятия.Рассказав сказку, педагог проводит с детьми беседу с целью вызвать у них желание поделиться своими впечатлениями, суждениями. При этом он так формулирует вопросы, чтобы дать ребятам возможность проявить инициативу при оценке сказочных персонажей и построить свои высказывания самостоятельно: «Вы с интересом прослушали сказку. Что скажете о Лисе, а что — о Козле?». Выслушивая ответы, воспитатель просит детей аргументировать свои выводы и оценки. Затем педагог обращает внимание детей на композицию сказки, на выразительные средства ее языка. «Вспомните, как Лиса очутилась в колодце. А почему Козел попал в тот же колодец? Каким голосом говорила Лиса, когда нахваливала прохладу в колодце, холодненькую водицу? А как она стала говорить с Козлом, когда тот прыгнул в колодец?» Эти вопросы подводят детей к суждениям о характерах персонажей. По просьбе педагога дети воспроизводят с различными интонациями фразы из диалога. В заключение беседы следует вопрос: «О чем рассказывается в конце сказки?» Дошкольники пробуют сжато передать содержание этой части сказки. Лиса из колодца сама сумела выскочить, а Козла хозяин вытащил.После беседы педагог вновь рассказывает сказку и предлагает пересказать ее. Далее дети упражняются в различных видах пересказа. Вначале двое-трое ребят рассказывают сказку от начала до конца, затем педагог предлагает коллективно пересказать текст: один ребенок рассказывает первую часть (до того момента, как Козел прыгнул в колодец), другой продолжает пересказ до конца.С помощью пересказа дети глубже и полнее усваивают рассказы о природе, учатся зорче вглядываться в цвет неба, листву деревьев, полет птиц, отыскивать новое в знакомом и говорить о нем интересно, образно.В работе с детьми подготовительной к школе группы особое внимание нужно уделять формированию первоначальных навыков учебной деятельности — умения слушать речь педагога, понимать ее, запоминать, действовать согласно указаниям воспитателя.Вышеприведенные примеры свидетельствуют о том, что в структуре занятия большое значение имеет установка на пересказ. Обычно она дается после беседы о прочитанном, перед повторным чтением. Это способствует целенаправленному восприятию текста. Общая установка на пересказ в соответствующей структурной части занятия дополняется указаниями о характере пересказа (коллективно, по частям, в лицах, от первого лица и т.д.). При этом педагог сопровождает свои указания речевым образцом, чтобы дети на конкретных примерах могли выявить особенности той или иной формы пересказа.Следует учитывать, что ребенок седьмого года жизни может проявить большую самостоятельность при выполнении заданий. Если дети достаточно хорошо пересказывают прочитанное, методика занятия может быть изменена: после чтения дается установка на пересказ, затем текст вновь зачитывается и дети пересказывают его. В этом случае развернутой беседы по прочитанному не проводится: у детей уже накоплен опыт восприятия произведений; они могут проявить самостоятельность в процессе освоения материала и устного изложения его, придерживаясь усвоенных ранее требований к качеству пересказа.В заключение следует еще раз подчеркнуть, что пересказ литературных произведений в речевой практике старших дошкольников занимает большое место. Чем лучше усваивает ребенок различные способы пересказа, тем значительнее его успехи в овладении монологической речью.