"Приобщение дошкольников к природе родного края"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Приобщение дошкольников к природе родного края"
Автор: Крылосова Вероника Николаевна

Приобщение младших дошкольников к природе родного края.Я буду, так вводить малышейв окружающий мир , чтобы оникаждый день открывали в нёмчто- то новое, чтобы каждыйшаг был путешествием к истокаммышления и речи, чтобы каждыйшаг познания облагораживалОдно из основных направлений познавательного развития детей – знакомство с природой.Очень важной задачей дошкольного образования является воспитание человека, великодушногок природе, способного любовью и своей положительной деятельностью сберечь мир, которыйне может уже уцелеть сам по себе, без помощи человека.А если еще говорить и о патриотическом воспитании, то это формирование любви к своемукраю, к своей малой родине, к тому, где ты живешь, где живут твои родные и близкие тебеОзнакомление дошкольников с животным и растительным миром родного края - первые шаги в познании родного края, воспитания любви к Родине.Передо мной стоит цель: ввести ребенка в мир природы, сформировать у него реалистическиезнания о ее объектах и явлениях, обеспечить развитие умения наблюдать, замечать,размышлять и рассуждать, т.е. активно общаться с природой, овладевая новыми знаниями,При ознакомлении дошкольников с животным и растительным миром родного края ставлю1) создание условий для формирования представлений о животных и растениях родного края.2) пробудить эмоционально – положительного отношения к ним,3) способствовать воспитанию нравственного поведения в природе.У каждого из нас есть своя Родина, место, где мы родились и живем, знакомство с которойначинается с детства. Она ближе всего к ребенку. Все увиденное и услышанное впервыеинтересно и загадочно: как растут цветы и деревья? Откуда берутся листочки? Какаяпритягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. С годами наших знаний ородном крае становится больше, но те радостные переживания от общения с природойзапоминаются на всю жизнь. Дети всегда и везде соприкасаются с природой. Зеленые леса илуга, яркие цветы и бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега,ручейки даже лужицы после летнего дождя - все это привлекает детей, радует их, дает богатуюпищу для их развития. Из пристального внимания к природе, из привязанности к местудетских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к своей природе, к родине.Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, журчание ручья, плеск воды, шелест травы,шуршание сухих листьев, скрип снега под ногами - все это служит материалом для развития удетейэстетическогочувства,сенсорноговосприятия.Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу вызывает у детей глубокий интереск ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интереса.В процессе ознакомления детей с природой осуществляется нравственное, физическое иумственное воспитание. В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание унего любви к родной природе и бережного отношения ко всему живому.Я думаю, что основная задача познавательного развития детей в процессе ознакомления сприродой родного края состоит в том, чтобы поддерживать положительные переживания детейв процессе общения с природой: радость, удивление, любопытство при восприятии природныхобъектов.Разнообразный мир растений и животных пробуждают у ребят живой интерес к природе,побуждает их к деятельности, обогащает и стимулирует детское художественное творчество. При ознакомлении детей с природой я основное внимание уделила ознакомлению детей сприродой именно родного края. Родная природа окружает ребенка с первого мгновения егожизни. Она более понятна и доступна ему.Проводя мониторинг, наблюдение и общаясь с дошкольниками, я увидела, что они обладаюткрайне ограниченными знаниями о жизни растений и животных, и их разнообразии. У нихнаблюдается словарь ниже возрастной нормы. Дети затрудняются в различении растенийближайшего природного окружения по единичным ярким признакам (цвет, размер) ихназвании, умении выделять части растений (лист, цветок). Очень ограничены знания детей обэлементарных потребностях растений и животных: пища, влага, тепло.Также наблюдая за поведением детей в группе и на прогулке, я заметила, что ребята могли, незадумываясь оторвать листок, веточку у куста, потом бросить ее.Все это показало, что у детей не сформированы знания о жизни растений и животных, ихзначении в жизни человека и всей планеты. Навыки экологически грамотного, нравственногоповедения в природе отсутствуют. Любовь к природе не имеет практического выражения вдействиях.Человек – часть природы. Маленький человек этого пока не понимает, но мы, взрослые,должны научить его бережно относиться к тому, что нас окружает.Для ведения планомерной, систематической работы по ознакомлению детей с растительным иживотным миром я составила картотеку дидактических игр, подобрала литературный материал,изготовила необходимые пособия для проведения игр.В своей педагогической работе для решения задач по ознакомлению с растениями и животнымия использую следующие методы и формы работы: просмотр презентаций и мультфильмов,наблюдения, рассматривание картин, рассказ педагога, беседа, чтение художественнойлитературы, использование потешек, загадок и др.Итак, ознакомление детей с животным и растительным миром родного края в детском садутребует постоянного непосредственного общения с ней.Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных мы,взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение,трудолюбие, милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характерчеловека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.Я не только знакомлю ребят с животными и растительным миром, но и учу относиться к нимбережно и внимательно. Побуждаю у детей с младшего возраста интерес и любовь к живому.Это необходимо для формирования правильного отношения к природе, для развития высшихнравственных чувств, предполагающих активную, действенную позицию ребёнка в отношенииприродных объектов (помочь, защитить, позаботиться).В результате проведённой работы у детей сформировались навыки культурного поведения вприроде родного края, положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природеродного края, доброжелательность к живым существам, появилось желание и умениезаботиться о живом.Особую радость и интерес в ходе работы у детей вызывало совместная работа с родителями –изготовление кормушек, посадка лука, просмотр презентаций и мультфильмов, уход закомнатными растениями в группе детского сада.В дальнейшем будет продолжена работа по ознакомлению детей с животным и растительныммиром родного края. Будут созданы условия для расширения знаний детей об особенностяхповедения животных в конкретной среде обитания, удовлетворение основных потребностей всвязи с сезонными изменениями (питание, способы передвижения, защита от врагов,устройство жилища, размножение), расширены знания о растениях деревья,кустарники, травянистые растения (сосна, кедр, лиственница, береза черемуха, ольха, ива, шиповник, черемуха; жарок, иван – чай, медуница, колокольчик, лилия - саранка).Природа – это уникальная книга .Ее тираж – один экземпляр.Только один! И поэтому, читая ее,Нужно беречь каждую страницу.