Открытый урок в 5 классе по ФГОС «Охрана природы»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Открытый урок в 5 классе по ФГОС «Охрана природы»
Автор: Шуленина Алла Викторовна

Открытый урок в 5 классе по ФГОС «Охрана природы»Учитель высшей категорииШуленина Алла ВикторовнаМКОУ «СШ палокурганный имени М.С.Остроухова»гарачаевск КЧРЦели.Предметные результаты:1) сформировать умения понимать смысл понятий: охрана природы, особо охраняемые природные территории, Красная книга;2) познакомиться с охраняемыми видами растений и животных своего края;3) раскрыть роль школьников в охране природы.Метапредметные и личностные результаты:Личностные УУД1.Осознавать единство и целостность окружающего мира.2.Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.Познавательные УУД1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.2. Вычитывать все уровни текстовой информации.Коммуникативные УУД1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.Регулятивные УУД1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.Оборудование: Красная книга «Животные России», Красная книга растений России, демонстрация слайдов редких видов животных и растений.Ход урока.
  • Актуализация знаний.
  • С момента зарождения человеческой жизни на Земле древние люди интуитивно понимали, что выжить они могут, только соблюдая законы природы, по которым и строили свои отношения с четырьмя стихиями – землей, водой, воздухом и огнем. Они уважали уникальность и вместе с тем взаимозависимость всего живого.Сегодня мы, люди 21 века, забыли заповеди древних. И несмотря на то, что вооружены серьезными научными знаниями, ежеминутно и повсеместно нарушая законы природы, поставили окружающий нас мир на грань неминуемой гибели. На прошлом уроке мы говорили об изменениях в природе в результате хозяйственной деятельности человека. Давайте вспомним. (Истощение природных ресурсов, ускорилась эрозия почвы, изменился климат, исчезли многие виды растений и животных, ухудшились пастбища, истощился озоновый слой.)Что же нужно делать, чтобы сохранить все многообразие природы? (Нужно ее охранять.) Как можно назвать тему сегодняшнего урока? Из ответов формулируем тему «Охрана природы».
  • Изучение нового материала.
  • Еще в Киевской Руси выделяли особые территории, где водились туры, зубры и другие животные. Эти животные строго охранялись от массовых посещений и посторонних охот. Со времен правления княгини Ольги в Киеве вводились ограничения в сроках отлова бобров, объявлялись запреты на промысел. А Беловежская Пуща охранялась с 13 века.Первым законом об охране лесов считают грамоту великого князя Ивана III, выданную им Троице-Сергиеву монастырю. Со времен Петра I охранялись дубравы и сосновые боры. В 1763г. был введен закон, запрещающий летнюю охоту.Как вы думаете где охраняются редкие виды животных и растений? (В заповедниках, заказниках, национальных парках).Схему особо охраняемых природных территорий чертим в тетради.Особо охраняемые природные территорииЗаповедники Заказники Национальные парки Памятники природыКак вы понимаете слово «заповедник»? Высказывания детей. Работа с текстом учебника.Заповедник – это особо охраняемая законом территория, полностью исключенная из любой хозяйственной деятельности в целях сохранения в нетронутом виде природных комплексов, охраны видов и слежения за природными процессами.Первым российским заповедником можно считать Камчатский, ныне Кроноцкий, организованный по инициативе местных властей в 1882г. В настоящее время на территории России 101 заповедник.Есть ли на территории нашей Республики заповедники? Ответы детей.Запишите в тетради заповедник КЧР.Что же такое заказник и национальный парк?Заказник – участок территории, в пределах которого постоянно или временно запрещены отдельные виды хозяйственной деятельности человека. В нашей области известным заказником является Каменная степь.Национальный парк – обширная территория, включающая особо охраняемые природные ландшафты, закономерно преобразованные людьми. От заповедника отличается допуском посетителей для отдыха. Например, Сочинский, Забайкальский, «Лосиный остров».Большинство растений и животных гибнут из-за уничтожения их местообитания (например, вырубка леса, осушение болота), из-за варварской охоты на животных с ценным мехом или вкусным мясом. Навсегда исчезли с лица Земли такие животные как дронт, странствующий голубь, южный моа, тарпан, тур, морская корова, квагга.( Сообщение учащихся об этих животных.)По подсчетам специалистов, скорость вымирания животных 60 -100 млн. лет назад составляла один вид за каждую тысячу лет. В период с 1600 г. до середины 20 столетия этот показатель составил один вид за каждые десять лет. С середины и до конца 20 века каждый год исчезало по одному виду животных. Печальная статистика.Истребляются и растения из-за красивых цветков, а также и лекарственные. Рассмотрите и назовите редкие и исчезающие виды растений (работа в парах).Редкие и исчезающие виды занесены в особый список, который называют Красной книгой. Демонстрация Красной книги.Начиная с 1946г. Международный союз охраны природы, собирал информацию о редких и исчезающих видах. Впервые Красная книга вышла в 1966г. И включала в себя описание 200 видов птиц, около 100 видов млекопитающих и примерно 25 тысяч видов растений. В Красной книге выделяют пять категорий охраняемых видов:1 - вид нельзя спасти без специальных мер,2 - численность еще высока, но катастрофически сокращается,3 – исчезновение еще не грозит, но вид встречается на ограниченной территории,4 – вид требует дополнительного изучения,5- виды, спасенные от вымирания.Красная книга СССР вышла в 1978г., в 2001г. - новое издание Красной книги Российской Федерации. Сейчас готовится к изданию Красная книга Воронежской области.Мы говорим исчезающие виды и редкие виды. Как это понять?Исчезающие виды то виды, численность которых уменьшилась до такого критического уровня, что они могут в ближайшее время исчезнуть. Например, на территории нашей области василек Дубянского и василек боровой.Редкие виды – это те, которые имеют малую численность и распространены на ограниченной территории (выхухоль).Ребята, как вы думаете, какое значение для природы имеет такое большое разнообразие организмов? (Каждый организм является пищей для другого. Сохранение пищевых цепей – путей передачи пищи, органического вещества с запасенной химической энергией).Для того, чтобы привлечь общественность к охране природы создан экологический календарь. Запишите некоторые даты:22 марта – Всемирный день воды,1 апреля – Всемирный день птиц,22 апреля – День Земли,5 июня – Всемирный день защиты окружающей среды.Россия огромное государство мира, где сохранились обширные участки природы в первозданном виде. В нашей стране в 1991г. принят закон «Об охране окружающей природной среды», где говорится, что:«Каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприятных экологических условиях».«Хозяйственная деятельность осуществляемая на территории государства, не должна наносить ущерб окружающей природной среде».«Недопустимы любые виды хозяйственной или иной деятельности, экологические последствия которой непредсказуемы».Ребята, а можем ли мы сами поучаствовать в охране природы? Что может сделать каждый из нас?Ответы детей. (Не ломать ветки деревьев и кустарников, не рвать цветы. Не разорять птичьих гнезд и муравейников. Не жечь листву и мусор. Не мыть машины на берегу реки, ручья и озера. Не оставлять после себя мусор. Беречь лес от пожара. На садовых участках как можно меньше использовать ядохимикаты. Высаживать деревья и кустарники. Экономить природные ресурсы. Сохранять богатство живого мира. Регулировать свои потребности.)Запишите правила поведения в природе.Сегодня мы узнали, что охранять природу важное и нужное дело.Давайте вспомним на каких территориях охраняются редкие и исчезающие виды? Назовите заповедники Воронежской области. Какие животные там охраняются? Как называется список редких и исчезающих видов? Какие виды исчезли с лица Земли?Закончить наш урок мне бы хотелось следующими строками:Три клада у природы есть:Вода, Земля и Воздух -Три ее основы.Какая бы ни грянула беда -Целы они -Все возродится снова.Но если...Впрочем, в наш жестокий векПонятно всем,Что «если» значит.О, человек!Природа-мать ни рекИ ни морей от глаз твоих не прячет,Ни рослых трав, ни голубых небес...Цени всегда доверие природы!Не обмани ее!И в темный лес входи,Как в храм под мраморные своды.Вы хорошо поработали. Спасибо.Д/з: оформите листовку о правилах поведения в природе.