«Логритмика - одно из средств оздоровления речи»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Логритмика - одно из средств оздоровления речи»
Автор: Кривых Оксана Николаевна
Логритмика - одно из средств оздоровления речи.Логоритмика - это система музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых игр и упражнений, направленная на коррекцию речевых нарушений посредством движений, как правило входит в систему комплексной коррекции различных речевых нарушений. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной.Неговорящие дети именно на логоритмических занятиях демонстрируют первые речевые успехи. Кроме того, дети учатся общаться в группе, улучшаются их коммуникативные навыки. Цель логоритмического занятия – преодоление речевого нарушения у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмические занятия.Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры. При планировании логоритмических занятий включаются следующие элементы: - логопедическая гимнастика – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;- пальчиковая гимнастика;- упражнения органов артикуляционного аппарата;- упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно - двигательного и координационного тренинга;- фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;- песни, стихи, сопровождаемые движением рук и ног;- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;- упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно – образного мышления;- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения с помощью звукотерапиии.В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи:уточнение артикуляции, мимики, пантомимики развитие фонематического восприятия, расширение лексического запаса, устранение речевых аграмматизмовразвитие слухового внимания и двигательной памяти, совершенствование общей и мелкой моторикРазвитие пространственной организации движений (как профилактики возникновения оптической дисграфии при обучении в школе)Воспитание выразительности и грации движений, умения перевоплощаться.Структура занятий по логопедической ритмике варьируется, с учетом индивидуальных возможностей детей и их возрастными возможностямиДети, особенно неговорящие, на логопедических занятиях часто начинают скучать и отказываются выполнять задания логопеда. Им не нравится выполнять однообразные артикуляционные упражнения, работать со знакомыми картинками и игрушками, сидя за столом. В этом случае полезно изменить привычный стереотип занятия: переместиться на ковер, использовать логоритмику. Практика показывает, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.