Игровая деятельность в обучении и воспитании


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игровая деятельность в обучении и воспитании
Автор: Абулова Баяру Кочоровна

Игровая деятельность в обучении и
воспитании
Игра наряду с трудом и ученьем — один из основных видов
деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По
определению, игра — это вид деятельности в условиях ситуаций,
направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором
складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие
функции:
— развлекательную (это основная функция игры — развлечь,
доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
— коммуникативную: освоение диалектики общения;
— самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
— игро-терапевтическую: преодоление различных трудностей,
возникающих в других видах жизнедеятельности;
— диагностическую: выявление отклонений от нормативного
поведения, самопознание в процессе игры;
— коррекции: внесение позитивных изменений в структуру
личностных показателей;
— межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей
социально-культурных ценностей;
— социализации: включение в систему общественных отношений,
усвоение норм человеческого общежития. Большинству игр присущи
четыре главные черты (по С.А. Шмакову):
— свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по
желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не
только от результата (процедурное удовольствие);
— творческий, в значительной мере импровизационный, очень
активный характер этой деятельности (поле творчества);
— эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество,
состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа
игры, эмоциональное напряжение);
— наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание
игры, логическую и временную последовательность её развития.
В структуру игры как деятельности органично входит
целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ
результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.__ Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью,
возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения
потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя
играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в)
игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей
игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д)
сюжет (содержание) — область действительности, условно
воспроизводимая в игре.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-
рекреактивными возможностями. В том и состоит её феномен, что, являясь
развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в
терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде,
воспитании.
Игру как метод обучения и воспитания, передачи опыта старших
поколений младшим люди использовали с древности. Широкое
применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и
внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на
активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность
используется в следующих случаях:
— в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия,
темы и даже раздела учебного предмета;
— как элементы (иногда весьма существенные) более обширной
технологии;
— в качестве технологии урока (занятия) или его фрагмента
(введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
— как технология внеклассной работы (игры типа Зарница,
Орленок, КТД и др.).
Понятие игровые педагогические технологии включает достаточно
обширную группу методов и приёмов организации педагогического
процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает
существенным признаком — чётко поставленной целью обучения и
соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут
быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-
познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых
приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения,
стимулирования учащихся к учебной деятельности.__ Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме
занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая
цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная
деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется
в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент
соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым
результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание
элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем
функций и классификации педагогических игр.
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на
физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые,
социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие
группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие,
социализирующие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные,
психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой
методики.
Три большие группы составляют: игры с готовыми жёсткими
правилами; игры вольные, правила которых устанавливаются по ходу
игровых действий; игры, которые сочетают и свободную игровую стихию, и
правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по её ходу.
Важнейшие из других методических типов: предметные, сюжетные,
ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По содержанию
игры с готовыми правилами различают: все предметные (математические,
химические и т.д.), спортивные, подвижные, интеллектуальные
(дидактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические,
хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические
игры-упражнения), шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые
и т.п.
По содержанию вольные (свободные) игры различают по той сфере
жизни, которые они отражают: военные, свадебные, театральные,
художественные, бытовые игры в профессию, этнографические и т.п.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет
игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные,
комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с
разными средствами передвижения.
И, наконец, по форме (форма есть способ существования и
выражения содержания) можно выделить в самостоятельные типовые
группы следующие игры: игры-празднества, игровые праздники; игровой
фольклор; театральные игровые действия; игровые тренинги и упражнения; игровые анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые
импровизации; соревнования, состязания, противоборства, соперничества;
конкурсы, эстафеты, старты; свадебные обряды, игровые обычаи;
мистификации, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады; игровые
аукционы и т.д.