"По лесным тропинкам ходит-бродит осень"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "По лесным тропинкам ходит-бродит осень"
Автор: Гаджимурадова Роза Наврузовна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка - детский сад № 14 «Журавленок»Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «По лесным тропинкам ходит-бродит осень»Старшая группаВоспитатель МБДОУ «ЦРР – д/с №14 «Журавленок»Гаджимурадова Роза НаврузовнаКаспийск, 2018гЦель: продолжать формировать грамматический строй речи детейЗадачи: в области обучения – развивать познавательный интерес у детей, совершенствоватьсоставление описательных рассказов. Развивать умение выражать своей речьювпечатления, высказывать суждения, оценки;в области развития - расширять кругозор, развивать любознательность. Учить детейцеленаправленному вниманию и наблюдательности, формировать образность ивыразительность речи. Обогащать и активизировать словарь детей по теме: времена года.Развитие зрительного восприятия.в области воспитания – прививать любовь к родной природе; формировать эстетическийвкус; воспитывать интерес к природным явлениям.Методические приёмы: Наглядные (показ, демонстрация рассматривание); Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ, побуждающие к активноймыслительной деятельности, рассказ педагога); Игровые (подвижная и малоподвижная игры, дидактическая игра, сюрпризныймомент); Практические (упражнения). Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка.Оборудование и материалы: проектор; ноутбук; 3 фланелеграфа; 3 бумажныеплоскостные вазы; бумажные листья трех видов: березовые, дубовые, кленовые; четыреплатья, украшенные признаками осени; логическая схема для составления рассказа;украшенная осенними листьями ширма; видеофильм «Осень»; запись музыки.Предварительная работа: заучивание стихотворений,Ход непосредственной образовательной деятельностиДети сидят полукругом перед экраном проектора и смотрят видеозапись «Осень». Педагогсопровождает просмотр чтением стихотворения Ф.И. Тютчева:Есть в осени первоначальнойКороткая, но дивная пора –Весь день стоит как бы хрустальныйИ лучезарны вечера.Пустеет воздух, птиц не слышно боле,Но далеко еще до первых зимних бурь –И льется чистая и теплая лазурьНа отдыхающее поле.Воспитатель: дети, а как вы думаете, о каком времени года мы будем с вами говорить?Ответы детей.Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как называлась осень, когда она только вступила всвои права?Ответы детей (ранняя осень, золотая осень)Воспитатель: Почему ее так называли?Ответы детей (были солнечные деньки, золотыми становились листья, был листопад ит.д.)Воспитатель: ушла золотая осень, пришла другая. Как ее зовут? Как вы думаете?Ответы детей (поздняя осень, серебряная).Воспитатель: Почему ее так называют?Ответы детей (дни холодные, частые дожди, деревья голые, небо хмурое и т.д.).Воспитатель: Дети, давайте составим связный рассказ об осени.Работа по логической схеме для составления описательного рассказа.Подвижная игра «Осенний букет».На фланелеграфах расположены 3 плоскостные вазы. На полу разложены листья трехвидов: березовые, кленовые, дубовые. Воспитатель предлагает детям подбирать листья поодному и носить каждый вид листьев в свою вазу. Звучит веселая музыка. Дети подбираютлистья и несут на фланелеграф. Воспитатель помогает крепить листья.Когда все листья собраны, воспитатель предлагает рассмотреть, какие красивые букетыполучились.Воспитатель (показывая на определенную вазу): Какие листья в этой вазе? С какого онидерева?Ответы детей. Дети садятся на стулья.Звучит музыка и в зал входит грустная Осень.Воспитатель: Что случилось, Осень? Почему ты такая грустная?Осень: У меня потерялось платье и мне не в чем гулять в осеннем лесу…Воспитатель: Осень, не печалься! Мы тебе поможем! В нашей группе есть «Дом моды»,где дети-модельеры придумывают новые виды одежды. Они сейчас продемонстрируюттебе свои модели, а ты выберешь то платье, которое тебе понравится.На мольберт вывешивается первое платье (платье украшено листьями). Выходит ребенок идает описание платью.Ребенок: Мое платье светло-зеленого цвета. Низ платья украшен осенними веточками. Этоветочка рябины с ягодами, это дубовая веточка с желудями. Рукава и воротник украшенырябиновыми листьями. Вместо пуговиц кленовые листья.Как красиво идет осень в пестром сарафане!В чистом небе просинь, клен горит, как пламя!На мольберт вывешивается второе платье (платье украшено овощами и фруктами).Выходит ребенок и дает описание платью.Ребенок: уважаемая Осень! Я предлагаю вам свое платье. Оно салатового цвета. Низплатья в виде овощной грядки. Здесь мы видим и огурцы, и помидоры, и капусту, и лук, икартошку. Посередине платья как королева овощей – желтая тыква!Верхняя часть платья украшена фруктами. На рукавах – груши, на горловине – спелыесливы, вместо пуговиц – яблоки.Все поспело, все созрелоЩедрый будет урожай!Здесь для всех найдется дело –Не ленись, да собирай!На мольберт вывешивается третье платье (платье украшено летающими птицами).Выходит ребенок и дает описание платью.Ребенок: Уважаемая Осень! Мое платье оранжевого цвета. Мы видим журавлиный клин,который взлетает в небо. Вслед за журавлями в небо поднимаются утки. Перелетныептицы поднимаются ввысь к облакам и солнышку.Листья падают с осин,Мчится в небе острый клин.На мольберт вывешивается четвертое платье (платье украшено колосьями). Выходитребенок и дает описание платью.Ребенок: Уважаемая Осень! Я предлагаю вам свою модель платья. Оно бордового цвета.Низ платья украшен колосками спелой пшеницы. Стоит, волнуется пшеница! На рукавахмы видим пшеничные снопы. Колоски, как ожерелье, украшают воротник. Вместо поясалента, перетянутая колосками.Встает стеною золотойВолнуется пшеница.И каждый колос налитойК земле готов склониться.Осень берет все платья и уходит за ширму их примерять.Воспитатель предлагает игру «Скажи наоборот».Летом небо светлое, а осенью ….. (темное)Летом листья зеленые, а осенью ….. (желтые, красные, оранжевые, коричневые)Летом ночи короткие, а осенью …. (длинные)Летом тучи ходят высоко, а осенью …. (низко)Летом цветы цветут, а осенью …. (вянут)Летом дождик теплый, а осенью …. (холодный)Летом дни длинные, а осенью …. (короткие)Летом тепло, а осенью ….. (холодно)Воспитатель хвалит детей.Выходит нарядная Осень в платье, украшенном элементами со всех платьев.Осень: спасибо, ребята, за помощь! Очень красивое платье у меня получилось!Игра с Осенью «Кто сказал, что осень грустная пора»Дети встают в круг и выполняют движения по тексту:Кто сказал, что осень грустная пора?Радостно по лужам скачет детвора (прыгают).По стеклу дождинки весело стучат (наклоняются, стучат пальцами по полу)И запели песни в небе журавли (руки в стороны)Косяками к югу тянутся они (бегут по кругу, махая руками)Кто сказал, что осень грустная пора?Столько ярких красок дарит нам она!!!Ребенок: спасибо, тебе, ОсеньЗа щедрые подарки –За лист узорный яркий,За лестные угощенияЗа орехи и кореньяЗа бруснику, за калинуИ за спелую рябину!Осень прощается с детьми: Прощайте, дети! Скоро к вам сама пожалует матушка Зима!Подведение итогов.Воспитатель: Ребята, что вам понравилось на нашем занятии? Что больше всегозапомнилось?