"Человек – часть природы"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Человек – часть природы"
Автор: Гаджимурадова Роза Наврузовна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка - детский сад № 14 «Журавленок»Конспект организованной образовательной деятельности по познанию«Человек – часть природы»Старшая группаВоспитатель МБДОУ «ЦРР – д/с №14 «Журавленок»Гаджимурадова Роза НаврузовнаКаспийск, 2018гКонспект ООД по познанию для детей средней группыТема: «Человек – часть природы»Цель: сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек и природа – единое целое, что мы — люди — являемся частью природы; взаимосвязь живой природы с неживой природой.Программные задачи:1. Учить выполнять элементарные правила поведения в природе.2. Обобщить знания детей об охране природы.3. Подвести детей к выводу о том, что человек и природа взаимосвязаны, что человек является частью природы.4. Воспитывать бережное отношение к природе.Предшествующая работа:Беседы о природе, рассматривание альбомов, слайдов о заповедниках, о том, что делать нельзя в природе и как надо относиться ко всему живому, чтение художественной литературы.Материал: картина с изображением природы, карточки с изображением живой и неживой природой, Ворона, обручи, баночки с чистой и грязной водой, картины с изображением заводов и машин загрязняющих воздух.Ход ООД:Ворона принесла большое письмо, в нем картина.- Кар, это вам просили передать.Воспитатель вешает картину на доску.Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что изображено на картине?Дети описывают картину, природу на ней.- А вы знаете, что такое природа?"Природа - это то, что нас окружает - солнце, цветы, деревья, растения, животные, реки.- А как вы думаете, человек относится к природе? Является ли ее частью? Почему?- Правильно, человека создала природа. Природа бывает живая и неживая. А как вы думаете, что относится к неживой природе? (солнце, вода, воздух, камень и т. д.) А к живой природе? (животные, растения и т. д.)Живая природа в отличие от неживой дышит, растет, размножается, питается.Ворона: А я куда отношусь?Воспитатель и дети обобщают, что ворона - это птица, а птица - это живая природа.Д/и "Живая - неживая"На столе лежат карточки с изображением живой и неживой природой.На ковре лежат два обруча (зеленый и желтый). В зеленый обруч надо положить карточки с изображением живой природой, а в желтый обруч положить карточки с изображением неживой природы.Ворона залетает в зеленый обруч.Ребята берут карточки и кладут их в нужный обруч.Воспитатель: Ребята, а какие условия необходимы для жизни живой природы? (солнце, воздух, вода)- А для чего нам нужен воздух? (дышать)- А для того, чтобы все люди и животные были здоровыми нам нужен чистый воздух. В помещениях и городе много пыли, поэтому воздух не чистый. А чтобы воздух был чище, в помещениях убираются, его проветривают. А в городе сажают деревья.- А что загрязняет воздух в городе? (машины, заводы)На доску вывешиваются картины с изображение заводов и машин.- Ребята, опасен ли загрязненный воздух? (да, трудно дышать)- Растениям и животным нужен чистый воздух. А где самый чистый воздух? (в лесу, на море, где нет заводов и машин)Ворона: Правильно, в моем лесу очень чистый воздух.Д/и "Земля, вода, воздух"Дети раскладывают на картинку «земля» - животных, обитающих на земле; на картинку «вода» - обитателей рек, морей, озер и океанов; на картинку "воздух" - птиц.Воспитатель: Ребята, а без чего еще не может прожить человек? (без воды)- Для чего человеку нужна вода? (пить, готовить еду, мыться и т. д.)- А какую воду считаем чистой? Чистая вода - прозрачная, не пахнет, приятного вкуса.- А где в природе можно встретить воду? (ручей, пруд, озеро, море, океан)- В речке вода кажется чистой, но пить ее нельзя, она может быть опасна для здоровья.Опыт.Наливаем в одну баночку чистую воду, а в другую - грязную. Процеживаем грязную воду через марлю и видим, что марля стала грязная, но и вода в баночке все равно осталась грязной. Такая вода в водоемах, ее пить нельзя.Когда то очень давно люди пили речную воду, а теперь ее пить нельзя. Она загрязнена. А кто ее загрязняет? (люди) Многие люди бросают в воду мусор, заводы сливают отходы.В такой воде очень тяжело жить растениям и рыбам и часто рыбы погибают.Д/и "Кто живет в реке Великой?"Надо детям выбрать из предложенного набора карточек жителей нашей реки и поместить их в "водоем" (обруч).У каждого из нас в доме есть водопровод. Мы каждый день умываемся, моемся, пьем воду. В водопровод вода поступает из рек. Она проходит через множество фильтров. Но такую воду можно пить только кипяченную, потому что в этой воде все равно остаются вредные вещества, микробы.Ребята, вы знаете, что воду надо экономить. А как? (закрывать кран)ФизкульминуткаК речке быстро мы спустились,Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре,Вот как славно освежились.А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно:Вместе — раз, это — брасс.Одной, другой — это кроль. Все, как один, плывем, как дельфин.Вышли на берег крутойИ отправились домой. (Выполняем движения по тексту)Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок».Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет».Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)Если мусор уберу, банку закопаю? (да)Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)Пожалуйста, запомните, как обязан вести себя в лесу воспитанный, вежливый человек, и научите этому своих друзей.Воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвет лесных цветов. Травяной покров сохраняет влагу и дает приют огромному количеству полезных насекомых и мелких зверьков.Не сбивай незнакомые тебе или даже известные ядовитые грибы. Многие из них – лекарство для лесных обитателей.Не следует ловить и приносить в дом лесных зверушек, насекомых и птиц, для них наше «развлечение» часто заканчивается болезнью, мучением и смертью. Это не игрушки.Не разрушай нечаянно или нарочно муравейников. Иначе муравьи не успевают отремонтировать свой теремок до морозов. И погибнут.И, конечно же, вежливый человек, пришедший отдохнуть в лес или на луг, не оставит после себя свалки. Мы должны помнить, что человек не губитель, а друг природы, садовник и врач.На стене весит две картины, на одной природа, на другой - пустыня.Ворона: Ребята, а почему на одной картинки нет живой природы?Потому что тут нет воды и растения тут не растут.А где есть вода, то там есть и растения, и животные.Воспитатель: Ребята, а что будет, если не будет воды? Почему? Зачем нужна вода? Какую воду мы можем пить?- Чтобы водоемы оставались чистыми не надо загрязнять воду, надо охранять реки и озера. Надо научиться людям беречь воду и природу.Потому что не только вода нужна чистая, но и воздух, леса. Чтобы мы и все живое были здоровы, чтобы нам было комфортно жить.Так же нам надо чаще гулять в парке и лесу, дышать чистым воздухом.Итог- Ребята, сегодня мы с вами узнали, что если не будет воды, не будет и жизни на Земле.Вода - это необходимое условие на Земле. Нам также нужен воздух, без воздуха, как и без воды все живое погибнет. От грязного воздуха человек быстро устает, у него болит голова, ему тяжело дышать. Посмотрите вокруг себя. Солнце, воздух, вода - это неживая природа. Растения, животные - живая природа. Человек - часть живой природы. Он должен охранять как живую, так и неживую природу. Помните: неживая природа без нас сможет существовать, мы без неживой природе погибнем!Ворона благодарит ребят за интересное занятие и дарит им блокноты, куда они будут зарисовывать свои наблюдения.