"Перелетные птицы"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Перелетные птицы"
Автор: Косенко Маргарита Геннадьевна
Занятие на тему «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ». Для детей 5-6 лет. Подготовила ПДО Косенко М.Г. «ЦРТД и Б им. А. Матросова»Интеграция областей: познание, коммуникация, музыка, здоровье. Цели занятия:Расширять и активизировать словарь по теме.Закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в нужном роде, числе, падеже.Практически употреблять притяжательные прилагательные.Закреплять умение употреблять образовывать сложные прилагательные.Закреплять умение употреблять слова с ласкательными оттенками.Развивать мышление, внимание, воображение, слуховую и зрительную память.Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение ко всему живому, что есть на земле.Предварительная работа:Выставка книг, иллюстраций на тему «Тайна птичьего мира».Выставка детских рисунков « Перелётные птицы».Рисование перелётных птиц и составление описательных рассказов.Разучивание стихотворений, загадок.Прослушивание фонограммы «Перелётные птицы»Оборудование:Воздушный шарРазрезные картинки по теме.Рисунки детей с изображением птиц.Муляж орла.Аудиозапись.ХОД :Дети становятся вокруг ПДО. Звучит музыка из телепередачи « В мире животных». ПДО. - Дети я рада вас приветствовать на заседании клуба « Любители природы». А вы хотите стать членами клуба? А чтобы ими стать нам надо выполнить, ряд заданий. На столе лежат предметы: яйцо, перо, скворечник. ПДО.- Есть птицы, которые осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются обратно.Как называют таких птиц? (перелётные).Сегодня мы будем говорить про перелётных птиц. Назовите перелётных птиц. (Ласточка, грач, лебедь, журавль, жаворонок, кукушка…)Из тёплых краёв все птицы возвращаются не в одиночку, а стаей.Как мы скажем про стаю гусей – гусиная стая, Стая лебедей – лебединая Стая журавлей – журавлиная Стая грачей - грачинаяКакая птица весну на крыльях приносит? (скворец) ПДО. - Дети, мы знаем поговорку « Летит скворец - зиме конец». Что у птиц общего и чем они отличаются? Дети. - Общее – 2 крыла, две лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья. Отличие – размер, цвет оперения, пение, место обитания, гнездования, корм. ПДО. - Почему весной птицы могут вернуться в родные места? Дети.- Просыпается вся природа, у птиц появляется корм. ПДО.- Молодцы, ребята! Действительно, весной птицы возвращаются домой в свои гнезда. Но при перелёте птиц ожидают разные опасности, и птицы могут не долететь до родного дома. Я знаю, у вас доброе сердце, послушайте, как оно стучит. Дети прикладывают руку к сердцу. Я предлагаю отправиться путешествовать на воздушном шаре навстречу птицам, чтобы помочь им долететь. Дети подходят к шару, берутся за ленточки. Теперь мы к шарику пройдём И путешествовать начнём. Дети выполняют дыхательное упражнение: вдох носом, выдох ртом на звуке (ф)Полетели! А теперь следите за моей речью. Если я ошибусь, исправьте меня. Мы пролетаем над «зелёные леса». Мы пролетаем над «широкие поля». Мы пролетаем над «высокие горы». Дети исправляют неправильно произнесенные ПДО согласования слов. А как вы думаете, горы опасны для птиц при перелёте? Почему? Рассуждения детей.Вот мы и перелетели высокие горы, поэтому пора спуститься на полянку около гор.Дети подходят на «полянку» возле гор.Давайте посмотрим вокруг, (Обращает внимание на стрелки- указатели, расположенные на полу: 4 штуки – горы, хищники, холод, охотники.)Видите, сколько препятствий вам нужно преодолеть, чтобы помочь птицам? Вы готовы? Для этого нужно выполнить задания.1.Глядите, лежат конверты. Давайте поднимем их и посмотрим, что там внутри.Дети поднимают конверты по инструкции ПДО. Птицы прилетели на поляну, чтобы отдохнуть и подкрепиться. Если мы правильно сложим разрезные картинки, то узнаем, чем питаются птицы.Дети работают парами (червячки, комары, лягушки, мушки). ПДО неправильно складывает картинку.Дети, помогите мне, я не могу справиться с заданием. Дети исправляют ошибку.ПДО. - Перечислите, сложенные картинки, как можно назвать всё это одним словом?Дети. - Еда, корм, пища, питание, добыча.ПДО. - Для кого этот корм?Дети.- Для птиц,ПДО. - Чей корм? ( Птичий корм)ПДО. - Чья пища? (птичья пища)Я думаю, мы одно доброе дело сделали. Отправляемся дальше. ( Убирает первую стрелку.)2. Звучит запись птичьих криков. ПДО.- Что случилось? Почему так кричат птицы?(Вверху «пролетает» макет орла)Чем опасны хищники?Дети. Налетают на слабых, уставших птиц, поедают ихПДО.- Давайте, скорее, прогоним орла. Надо сказать скороговорку с разной интонацией. ( Удивленно, испугано, сердито)« Орёл на горе, перо на орле!» Дети повторяют.Прогнали, молодцы! Успокоились птицы. Можем дальше спокойно выполнить задание. « ОПИШИ ПТИЦУ»На фланелеграфе устанавливается контурное изображение грача.ПДО.- Ребята на картинке изображен грач. Для того чтобы он стал ярким и красивым, мы должны сказать как можно больше «ярких» слов. Вспомните, какого цвета у грача глаза?Дети.- Чёрные глаза.ПДО. - Правильно. Эти два слова можно объединить в одно слово. Какой тогда будет грач.Дети. - Черноглазый.ПДО.- Правильно, это первое «яркое» слово. А как сказать в одно слово, что у грача острый клюв?Дети.- Какой будет грач? «Остроклювый »ПДО. - Правильно, это второе «яркое» слово. А как сказать, что у грача быстрые крылья.Дети. -Быстрокрылый.ПДО. -Правильно, это третье «яркое» слово.ПДО. - Ребята, назовите все «яркие» слова, которые мы сказали про грача.Дети.- Грач чёрноглазый, остроклювый, быстрокрылый.ПДО. - Теперь на минутку закроем глазки. (Заменяется картинка на цветное изображение) Ребятки, мы сказали про грача такие красивые слова, что грач стал «ярким» и красивым. Вот мы справились еще с одним заданием.ПДО убирает ещё одну стрелку «хищники»3.Звучит запись» Звуки природы» - вьюгаПДО. - Ой, как холодно стало!(Проводится психогимнастика)Птицы пролетают над холодным полюсом. Чем опасен мороз для птиц?Дети. - В полёте у птиц замерзают крылья, и они падают, разбиваясь о камни и скалы.ПДО. - Давайте скорее спасать птиц – согреем их ласковыми словами.Дети. -Ласковое слово, что солнышко.ПДО. - Я произношу слово, а вы это слово произносите ласково.Птица - …, соловей -…, скворец - …, лебедь - …,ПДО. - Давайте продолжим произносить хорошие слова о птицах.Дети. - Самый лучший певец – соловей. Самый лучший пловец – лебедь. Самый лучший строитель – ласточка. Самый лучший летун – стриж. Самые дружные – скворцы.Тронь одного – все за него горой!ПДО. - Опасность миновала! Успокоилась вьюга, и птицы благополучно пролетели.Убирается ещё одна стрелка.Раздаётся выстрел из «ружья»ПДО. - Ребята, что это может быть? Это охотник стреляет в птиц.Давайте расскажем ему о птицах, чтобы он брал с собой только фоторужьё и любовался птичьими стаями.А помогут ему ваши рисунки.Рассказы детей.Ребята вот и все препятствия позади. И вас теперь можно считать полноправными членами клуба « Любители природы». Итог занятия:ПДО. - Дети, мы совершили необычное путешествие. Каждый из нас стал мудрее и умнее. Что нового и интересного вы узнали? О чём вы хотите рассказать другим детям?Ответы детей.Дети, а что мы еще должны сделать для птиц весной? (показывает скворечник.)Дети.- Построить домики скворечники.ПДО. - Правильно, но об этом мы должны поговорить на следующем заседании клуба « Любителей природы»