Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку
Автор: Эмиргамзаева Зухра Мурсаловна
Одной из самых актуальных проблем современной школы является подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Чтобы успешно сдать экзамен, ученику нужно хорошо подготовиться к нему. Перед нами, учителями, встает вопрос: как готовить учащихся к успешной сдаче экзамена. Как и многие мои коллеги, я ищу свои способы подготовки к ЕГЭ.Ежегодно у учащихся возникают такие проблемы:Отсутствие навыков тестирования;Неглубокое знание отдельных тем по русскому языку;Ошибочное понимание формулировок вопросов к заданиям ЕГЭ;Невнимательное чтение вопросов к заданиям ЕГЭ по русскому языку;Ошибочное определение изобразительно - выразительных средств;Создание сочинения без учета критериев его проверки.Основная нагрузка при подготовке к ЕГЭ приходятся на 10-11 классы, но я считаю, что готовить детей нужно с 5 класса, поэтому процесс подготовки к экзамену я разделяю на два этапа: 5-9 и 10-11 классы.В моей практике в 5 классе каждый ученик заводит папку с названием «Подготовка к ЕГЭ» для опорных правил и заданий , в которую до 11 класса дети с помощью учителя собирают весь теоретический материал для сдачи ОГЭ и ЕГЭ. Сюда входят вложения в виде схем, таблиц, блоков, правил. В результате логической обработки информации и установления последовательности его изучения создаются благоприятные условия для формирования у учащихся обобщенных знаний, позволяющих успешно готовиться к ЕГЭ. На ступени обучения русскому языку в 5-8 классах осуществляю интенсивную работу по решению заданий в виде тестовой подготовки, стабильно отрабатываю навыки умения сжимать текст и вырабатывать навыки написания сочинения-рассуждения на различные темы.Для выполнения этих целей я разработала авторскую методику «Контрольно-измерительные материалы по русскому языку» пособие для учащихся 5-7 классов.Актуальность авторской методики заключается в следующем: Коллективная деятельность учащихся с ориентированным и личностным характером;Связь с педагогическим коллективом;Включение учащихся в активную деятельность по разным интересамМое пособие состоит из комплекса тестовых заданий различной степени сложности, которые отражают такие тематические разделы, как морфология, орфография, лексика, словообразование, фонетика.Анализируя результаты работ своих учащихся, наблюдаю большое количество ошибок по орфографии. Чтобы грамотность речи была удовлетворительной и совершенной, уделяю много времени повторению орфографии, механическому письму, разновидным диктантам.Мои уроки строятся на преемственности, в основе которой лежит:Повторение изученного материала в системе знаний. Опыт работы показал, что такое повторение должно быть основано на анализе ошибок, допущенных в контрольных работах;.Рефлексия учебной деятельности на каждом этапе урока. Нужно научить детей осознавать, какие виды деятельности осуществлялись на уроке.Структура рабочей программы - важный аспект в работе.Эти три аспекта обеспечат согласованность в требованиях к ученику и построению урока.Таким образом, к десятому классу учащиеся подходят уже со знанием и умением выполнять тестовые задания ЕГЭ.В своей работе я использую также пособия Егораевой , Сениной, Бисерова, Назаровой. В этих пособиях приводятся теоретические материалы, задания в формате ЕГЭ, а также краткий анализ выполнения каждого типа заданий .Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы я активно Преимущества ИКТ в образовательном процессе:*позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;*способствуют совершенствованию практических умений и навыков школьников;*позволяют индивидуализировать процесс обучения;*повышают интерес к урокам русского языка;*активизируют познавательную деятельность обучающихся;*развивают их творческий потенциал;*делают урок современным;*увеличивается эффективность восприятия информации за счёт наглядности;*разнообразие видов деятельности на уроке;*появляется возможность создавать и хранить собственные презентации,дидактические материалы на электронных носителях, многократно повторять, осуществлять пошаговую демонстрацию, использовать Интернет-ресурсы. В 2016 году я подготовила разработку « Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»Данное пособие помогает учащимся подготовиться к ЕГЭ.ЕГЭ по русскому языку составлено таким образом, что содержит задания по всем разделам курса. Этот комплекс позволяет учащимся подготовиться к новой технологии контроля знаний и получить подробный анализ результатов тестирования по русскому языку.Работая с тестами, учащиеся могут:1. подготовиться к сдаче экзамена по русскому языку;2. психологически подготовиться к процедуре тестирования;3. на основе тестирования выявить пробелы в знаниях по предмету.Не всегда можно подобрать нужный материал по теме из электронных пособий , поэтому возникает потребность в создании собственных компьютерных материалов. Всегда приходится ориентировать свою деятельность на результат : в какой форме будут оцениваться знания, умения и навыки его учеников. Не всегда готовый набор программ удовлетворяет потребности учителя. Владение ИКТ позволяет мне самостоятельно создавать учебно-методические материалы. Для того, чтобы разнообразить и облегчить подготовку к экзамену, я использую опорные схемы, таблицы, алгоритмы действий и памятки (их можно применять в работе на компьютере, для индивидуальной работы на ноутбуке, при использовании интерактивной доски или широкоформатного экрана). Разработаны тестовые задания и упражнения на отработку каждого задания в отдельности. Исходя из опыта работы, особое внимание обращаю на трудные случаи выполнения отдельных заданий.Этот же материал использую в 9 классе на этапе изучения нового материала и подготовки к ОГЭ по русскому языку.Подготовка к тестированию требует особого подхода. Прежде всего, постепенное повторение всех разделов лингвистики и постоянная тренировка в выполнении разных тестов.Организуя урок с использованием ИКТ, я планирую как фронтальную, так и самостоятельную работу, ограничивая её временными рамками, сочетаю работу на компьютере с обсуждением и общением с педагогом, который может оперативно реагировать на изменение педагогических ситуаций, возникающих в ходе учебного процесса. ИКТ применяю и на уроках развития речи. Помогает в этом учебное электронное пособие «Обучение сочинениям. Развитие речи 5-11 классы», представляющее методические рекомендации для учителей русского языка и литературы при организации работы по развитию речи и по обучению сочинениям в 5-11 классах, по подготовке учащихся к итоговой аттестации в 9 и 11 классахВсе материалы пособия систематизированы по разделам:1)«Развитие речи. 5-8 классы»Материал данного раздела использую как методический и дидактический к урокам развития речи в 5-8 классах.2)«Культура речи. 8-11 классы».Теоретические и практические материалы данного раздела применяю на занятиях по культуре речи. Творческие упражнения этого раздела использую как олимпиадные задания.3)«Обучение сочинениям. 9-11 классы. Часть 1».Разнообразный методический и дидактический материал этого раздела использую на уроках развития речи и па уроках литературы в 9-11 классах.4)«Обучение сочинениям. 9-11 классы. Часть 2».Данный раздел оказывает огромную помощь при подготовке учащихся к написанию 3 части экзаменационной работы по русскому языку. Он содержит необходимую информацию, объяснения, советы и примеры о частях сочинения, разных жанрах и стилях, которые используются в творческих работах обучающихся. В основе данного раздела лежит «Самоучитель по написанию сочинений».5)«Сочинения по литературным произведениям».Содержит сочинения-образцы по большинству произведений русской литературы 18-20 веков, которые должен знать выпускник школы. Раздел использую на уроках литературы в 9-11 классах.6)«Сочинения на свободную тему».Сочинения, помещённые в этом разделе, представляют собой размышления обучающихся над вопросами, волнующими современных людей: проблема выбора будущей профессии, патриотизм в современном обществе и др. При подготовке учащихся к написанию сочинения – рассуждения основное внимание нужно уделять составлению содержания в свете требований ,что включают в себяК1-К2.Добавив к этим критериям вступление и заключение , у нас получится план сочинения - рассуждения:1.вступление;2.формулировка одной из проблем исходного текста (К1) ;3.комментарий к сформулированной проблеме (К2) ;4.отражение позиции автора исходного текста (К3) ;5.аргументация собственного мнения по проблеме (К4) ;6.заключение.Материалы пособия использую на уроках для подготовки к экзаменам, для написания сообщений, докладов.Для закрепления материала выполняем устные упражнения, разработанные для развития критического мышления.Некоторые правила технологии развития критического мышления:1.Задавайтесь вопросами, интересуйтесь.Речь идет не о поверхностном любопытстве, проявляющемся в том, чтобы всюду совать свой нос, а о любознательности, пытливости, интеллектуальной жажде. Вопросы могут служить мотивацией к изучению материала, могут способствовать лучшему закреплению изученного, а также работать на рефлексию.Приемы постановки вопросов:- стратегия «Вопросительные слова».( Приложение 2).Эта стратегия используется тогда, когда учащиеся уже имеют некоторые сведения по теме и ориентируются в ряде базовых понятий, связанных с изучаемым материалом. «Вопросительные слова» помогают им создать так называемое «поле интереса».- «Толстый» и «тонкий» вопрос.( Приложение 3).Этот прием используется в следующих обучающих ситуациях: - для организации взаимного опроса;- для начала беседы по изучаемой теме;- для определения вопросов, оставшихся без ответа после изучения темы.2. Анализируйте идеи, предположения, тексты.Анализ - это исходная мыслительная операция, с которой начинается процесс мышления. Для его осуществления нужно разложить идею или объект на составные части.ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) V-«уже знал» + -«новое» (-) - думал иначе или не знал ? - не понял, есть вопросы Подсчет обозначений и занесение в итоговую таблицу. (Приложение 4).3. Исследуйте факты, доказательства.4. Высказывайте свои предложения, мысли, идеи, а также считайтесь с другими мнениями.Здесь целесообразно использовать «Ромашку вопросов» или «Ромашку Блума».(Приложение 5).Вместе с тем уроки с использованием компьютера провожу наряду с обычными занятиями. Компьютерная поддержка должна быть одним из компонентов учебного прогресса и применяться только там, где это целесообразно.Также на уроках русского языка в 11 классе я использую модульное обучение. Практика показала, что благодаря компьютеру процесс подготовки модулей упрощается.Меняется форма общения учителя и ученика. Оно осуществляется через модули и личное индивидуальное общение. Вот как я работаю с блоком «Часть»С»:Блок №1, модуль №1Работая с данным конспектом, учитель акцентирует вниманиеучащихся на композиции части «С», структурной и внутренней логике сочинения, понятийном аппарате: проблема, комментарий проблемы, позиция автора, аргументы. После такой работы дети начинают понимать, о чем писать в сочинении.Некоторые ученики после такой работы тоже испытывают трудности, рабочая над сочинением, так как не владеют ключевыми словами, необходимыми для создания нужного текста. О чем писать детям понятно, а как писать непонятно. Поэтому необходимо дать учащимся алгоритмы клише для написания сочинения. Впоследствии, когда сформируется определенный навык, ученики перестают испытывать трудности при создании текста и начинают писать самостоятельно. Ниже приводится один из таких алгоритмов-клише.Вначале отрабатывается умение формулировать проблему, затемкомментарий, после этого в совместной работе вырабатывается умениеформулировать позицию автора и, наконец, начинается работа над аргументами. к ЕГЭ, легко запоминают его, привыкают к логике сочинения-рассуждения. Приносит свои плоды и использование различных клише во время подготовки к экзамену. Учащиеся, которые имеют в своём арсенале готовые фразы, большее внимание уделяют сути вопроса. Использование клише придает языку сочинения некоторую шаблонность и снимает напряжение во время экзамена, что позволяет добиться лучших результатов.Итак, основными этапами работы по подготовке старшеклассников к написанию сочинения являются:1.ознакомление учащихся к сочинению и критериями его проверки;2.поэтапный разбор каждого критерия ;3.работа над композицией сочинения;4.написание и проверка сочинений по разработанным критериям оценивания.Тест на ЕГЭ должен быть выполнен не только правильно, но и в строго отведенное время. Поэтому необходимо помочь учащимся правильно ориентироваться во времени, выполнять задание за указанное время.Считаю, что технология модульного обучения продуктивна. Работу по созданию и освоению модульной технологии нужно совершенствовать.Модульное обучение является «гибкой» технологией, она взаимосвязана с другими образовательными технологиями, что дает возможность учителю повышать уровень самообразования, разнообразить форму уроков, развивать творческие способности учащихся. Внедрение мной этого методического подхода обучения учащихся привела к положительным результатам.Используя такие формы работы, можно решить многие проблемы, возникающие при сдаче ЕГЭ по русскому языку. И не следует забывать , что у нас, учителей , есть реальная возможность подготовить учащихся к успешной сдаче экзамена.Использованная литература.1. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для вузов / М.Т, Баранов [и др. ]; под ред. М. Т. Баранова.М. : Академия, 2000.2, Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш.пед. учеб, завед. : рек. Мин. обр. РФ /М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А.Ладыженская и др; под ред. М. Т. Баранова. — М. : Изд. центр «Академия»,2000. - 368 с.3.Единый государственный экзамен: Русский язык: Контрольно-измерительные материалы / В. И. Кани-нос, Л. И. Пучкова, С. И. Львова и др.- М., 2003.4. Гац И. Ю. Методический блокнот учителя русского языка. • М.,2003.5.Третьяков П. И. , Сенновский И.Б. Технология модульного обучения вшколе: Практико-ориентированная монография. — М., 2009.6 .Материалы республиканской научно - практической конференции. Махачкала 2016 .