Коррекционная работа в ДОУ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Коррекционная работа в ДОУ
Автор: Коробенкова Оксана Викторовна
Справка
по коррекционной работе с детьми инвалидами и с детьми с ОВЗ
за 2018-2019 учебный год.
Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в развитии. Проблемы моторного, психического и речевого развития ребёнка часто проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте и отрицательно влияют на дальнейшее его развитие, вызывая трудности обучения в школе, являются причиной появления вторичных психологических отклонений. Выявление отклонений в развитии и раннее начало целенаправленной комплексной коррекционной помощи позволяют корригировать уже имеющиеся нарушения и предупредить возникновение следующих. В связи с этим, всё более значимой становится проблема психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребёнка.
Наше МАДОУ детский сад Рябинушка посещает 320 воспитанников.
Среди них есть дети, которые относятся к категории детей инвалидов и детей с ОВЗ:
Дети с проблемами речевого развития – 25 человек;
Дети посещают логопункт в ДОУ с ними ведет работу учитель-логопед Комарова Светлана Анатольевна.
Дети - инвалиды с проблемами психического развития – 2 человека;
Дружинина Полина Геннадьевна 5лет 10 месяцев
(дата рождения 22.11.2013г.)
Клинический диагноз: Органические расстройства личности и поведения, обусловленные заболеванием, повреждением и дисфункцией мозга с интелектуальными и эмоционально-волевыми нарушениями аутоподобными проявлениями;
Сопут ДЗ: неврозоподобный энурез.
У Полины задержка психического и речевого развития с элементами аутизма, неусидчивость, раздражительность, невнимательность. Девочка не разговаривает, обращеную речь не понимает, снижение памяти, нарушение мышления, сохраняется энурез. Согласно индивидуальной программе реабилитации ребенок нуждается в психологической помощи, оказываемой в образовательной организации. В ДОУ была разработана адаптированная программа для детей с ранним аутизмом и индивидуальный образовательный маршрут для Дружининой Полины.
Мелентьев Егор Владимирович 5 лет (дата рождения 09.09.2014г.)
Клинический диагноз: синдром Дауна
Проблемы: тяжелые интеллектуальные нарушения, помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта, является также грубые нарушения всех сторонпсихики: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.
Внимание нарушено: оно недостаточно устойчиво. Ребенок легко отвлекаются, ему свойственно крайне слабое произвольное внимание, необходимое для выполнения различных игровых и бытовых заданий.
Согласно индивидуальной программе реабилитации ребенок нуждается в психологической помощи, оказываемой в образовательной организации. В ДОУ была разработана адаптированная программа для детей с синдромом Дауна и индивидуальный образовательный маршрут для Мелентьева Егора.
Ребенок с особенностями в психофизическом развитии -1 человек.
Самарин Егор Петрович 7 лет 9 месяцев (дата рождения 16.12.2011г.)
Ребенок обследован РПМПК 8 апреля 2019 года
Заключение: По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования признан обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. Выявлены особенности в психофизическом развитии. Нуждается в создании специальных условий для получения образования.
В соответствии с рекомендациями обучение и воспитание проходит по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования детей с задержкой психического развития.
Наиболее эффективным является обучение в очной форме с полной включенностью в группе комбинированной направленности.
Для Самарина Егора разработана адаптированная программа и индивидуальный маршрут по всем образовательным областям, регулярные занятия с психологом по развитию сенсорных восприятий, познавательных процессов, а также занятия с логопедом по развитию фонематического восприятия и контроля, речевого дыхания и артикуляционных навыков, развитию лексико-грамматической стороны речи, связной речи, коррекции нарушений произносительных навыков.
Основной задачей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ является обеспечение доступного, качественного и эффективного развития с учетом возможностей детей, а так же развития адаптивных социальных качеств, необходимых для поступления в школу.
Для нашего педагогического коллектива было важно выстроить систему сопровождения этих детей в единстве диагностики и коррекции. В работе с детьми с проблемами в развитии очень важным считаем комплексный системный подход, который включает в себя согласованную работу всех специалистов ДОУ.
Процесс сопровождения осуществляется специалистами, знающими психофизиологические особенности детей:
Учитель-логопед,
Музыкальный руководитель,
Педагог- психолог;
Инструктор по физическому воспитанию;
Воспитатели - стажисты.
Процесс сопровождения включает в себя:
Создание предметно-развивающей среды;
Материально-техническое оснащение;
Разработку индивидуальных программ воспитания, обучения и развития;
Обязательное обучение родителей педагогическим приёмам общения со своим ребёнком и приёмам развивающих занятий в домашних условиях.
В связи с этим в ДОУ сформирована чёткая система работы. Она включает в себя четыре основных направления:
Обучение, воспитание, развитие.
Коррекцию нарушенных функций.
Оздоровительные мероприятия.
Социальную адаптацию и интеграцию в общество.
В нашем дошкольном образовательном учреждении функционирует Медико-психолого-педагогический консилиум, который принимает коллективное решение о мерах психолого-педагогического и оздоровительного воздействия.
Всю работу с детьми ОВЗ педагоги строят по следующим направлениям:
Изучение нормативных документов по организации образования детей с ОВЗ.
Работа со специалистами.
Работа с центром диагностики и консультирования (Республиканской ПМПК ).
Работа с родителями детей с ОВЗ.
Работа консилиума ДОУ.
Индивидуальная работа с детьми с ОВЗ.
Подготовлена папка с материалами по работе с детьми ОВЗ.
В ней собраны:
Нормативные документы организации образования детей с ОВЗ.
Документация по деятельности медико-психолого-педагогического консилиума (план работы, протоколы заседаний).
Документация на каждого ребенка (заключение ПМПК, заявление от родителей, договор с родителями, характеристика на каждого воспитанника, индивидуальный образовательный маршрут развития ребёнка.
Основными принципами в нашей коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ являются:
Принцип единства диагностики и коррекции – определение методов коррекции с учётом диагностических данных;
Безусловное принятие ребёнка со всеми его индивидуальными чертами характера и особенностями личности;
Принцип компенсации – опора на сохранные, более развитые психические процессы;
Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов;
Создание комфортных условий для развития личности ребёнка.
Особое место в сопровождении ребёнка с ограниченными возможностями наши педагоги отводят диагностике.
Психолого-педагогическая диагностика познавательной деятельности определяет уровень актуального развития, выявляет потенциальные возможности - зону ближайшего развития.
По итогам проведённого углублённого диагностического исследования составляем коррекционно-развивающую программу - документ, определяющий направления, последовательность и содержание коррекционно-развивающей работы педагога-психолога и учителя-логопеда. Реализация коррекционной программы осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий при активном участии педагогов и детей.
При подборе основных коррекционных методов учитывается ведущий вид деятельности дошкольников:
Подвижные, сюжетно-ролевые игры;
Коммуникативные игры, игры и задания на развитие произвольности, воображения.
В комплексе с игровыми методами педагоги используют телесно ориентированные и релаксационные методы.
Положительный результат коррекционного воздействия даёт использование новых информационных технологий, компьютерных методик.
Разработанные коррекционно-развивающие занятия способствуют тренировке у воспитанников навыков самоконтроля, развитию логического мышления, воображения и психологической разгрузке.
Педагоги нашего ДОУ убеждены в том, что выработка педагогических умений достигается лишь при активном участии родителей в разнообразных делах и занятиях, связанных с воспитанием и развитием детей. Для совместной с родителями реализации индивидуальной программы выделяют решение следующих задач:
Психолого-педагогическое просвещение родителей;
Оказание психологической помощи родителям ребёнка и педагогам в целях согласования воспитательных и образовательных воздействий.
Опыт показывает, что дети, имеющие осведомлённых и активных родителей, лучше подготовлены к жизненным трудностям. Поэтому родителям необходимо помочь осознать, что ребёнок – это уникальная личность и только общими усилиями семьи и ДОУ можно помочь справиться с дефектом. Успех коррекционной работы зависит от эффективного взаимодействия всех участников этого процесса в системе психолог – логопед - педагог – ребенок – родитель.
Задачи на 2019-2020 учебный год:
Обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении Адаптированной образовательной программы.
Выявлять особые образовательные потребности детей с ОВЗ, обусловленные особенностями их физического и психического развития.
Формировать у всех участников образовательного процесса адекватного отношения к проблемам лиц с особыми нуждами.
Создать условия для успешной социализации воспитанников.
Обеспечить возможность прохождения курсовой подготовки и переподготовки педагогов по вопросам воспитания и образования детей с ОВЗ.