Методические приемы по формированию ценностных ориентиров студентов СПО
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические приемы по формированию ценностных ориентиров студентов СПО
Автор: Бекренева Татьяна Геннадьевна
Министерство образования и молодежной политики Чувашской РеспубликиГосударственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики«Ядринский агротехнический техникум»Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики Методическая разработка на тему:Методические приемы по формированию ценностных ориентиров студентов СПО Подготовила Бекренева Татьяна Геннадьевна, преподаватель русского языка и литературы 2019Методические приемы по формированию ценностных ориентиров студентов СПО Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех выше должно стоять образованиенравственное. В. Г. Белинский Важнейшей задачей современного общества и государства XXI века является воспитание нового поколения россиян, способных осваивать информацию и принимать эффективные решения. Но наиважнейшей задачей, поставленной правительством РФ перед педагогическими работниками системы СПО, является процесс формирования ценностных ориентиров студентов. И задача современного педагога заключается не только в воспитании специалиста, профессиональных навыков у обучающихся, но и в формировании у них морально-этических норм, основ мировоззрения и поведения. Я считаю, что преподаватели способны развить в подростке высокую социальную активность, духовность, гражданскую ответственность. Но поставленная задача требует серьёзного осмысления в выборе средств и методов работы со студентами. Я замечаю, что сегодня задача ценностной ориентации личности реализуется как во внеурочной работе или в рамках каких-либо факультативов и курсов, так и во время уроков. Но надо отметить, что имея в арсенале такое средство, как русская классическая литература, мы, преподаватели-словесники, владеющие различными технологиями, оказываемся бессильными в решении задачи воспитания читателя, любящего книгу, думающего, рассуждающего, самостоятельно мыслящего. Также становится заметно, что в последние годы интерес к книге катастрофически падает, классическая литература воспринимается большинством студентов как нечто оторванное от реальности, не имеющее отношения к жизни, И становится заметно, что студенты читают произведения только с целью получения хорошей оценки. Более того, чтение воспринимается ими как развлечение, что и объясняет выбор книг (триллеры, детективы, любовные романы).Что же делать преподавателю? Думать, искать, пробовать. Я считаю: прежде всего необходимо выделить основные черты ценностных ориентиров, и на каждом уроке литературы останавливаться на них, используя такие методы как постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, словарная работа, написание мини-сочинений, использование проектной технологии. Например, остановимся на актуальной проблеме - уважение к старшим. Начиная изучать творчество В. Распутина, в начале урока можно провести мини-исследование, заставляющее студентов задуматься над тем, как они относятся к старшим. Затем строится работа со словом снисходительность, обсуждаются жизненные ситуации, ведётся анализ повести «Последний поклон». Память. Рассматривая лирику А. Твардовского, мы проводим работу над понятиями: память семейная, народная, культурная. Раскрывается взаимосвязь понятий: память – совесть. Идёт обсуждение газетных статей о беспамятстве. Ведётся работа со стихотворениями А. Твардовского «Я знаю никакой моей вины», «Я убит подо Ржевом…». Эту же проблему ярко и достоверно рассматривает Ч. Айтматов в произведении «И дольше века длится день…». Анализируя «Легенду о манкуртах», студенты пытаются ответить на вопрос: встречаются ли в наше время люди, которых можно назвать манкуртами? Совесть. Студенты вникают в суть понятия, обращаясь к эпизодам романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание, вспоминают афоризмы об этом понятии. В чём смысл жизни. Организуется дискуссия по теме занятия. Затем студенты выясняют, как отвечают на этот вопрос писатели-классики (И.А. Гончаров в романе «Обломов», Л.Н. Толстой в романе «Война и мир», А.Н.Островский в пьесе «Бесприданница»). Студенты пишут сочинение-миниатюру «В чём я вижу смысл моей жизни». Ответственность человека за свои поступки. Читая и анализируя повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце», студенты отвечают на вопросы:- Актуально ли произведение сегодня?- Несет ли человек ответственность за свои поступки и деяния?Затем они пишут сочинение «Несёт ли человек ответственность за свои поступки?» Проблема нравственного выбора. В беседе о Базарове по роману Тургенева «Отцы и дети» очень важно подвести студентов к выводу, что трагизм героя – в отсутствии нравственных ориентиров; отрицая все, он не может предложить ничего взамен. И в целом произведения писателей 20 века А. Платонова, Б. Васильева, В. Распутина, В. Астафьева, В. Белова погружают студентов в самые болевые проблемы времени: вера и безверие, отсутствие духовности, безнравственность. Но я бы хотела особое внимание уделить формированию семейных ценностей у подрастающего поколения. Развитие и воспитание ценностных ориентиров и установок у студентов – задача не только семьи, но и образовательной организации. Сохранение и укрепление авторитета семьи в сознании молодежи является приоритетной задачей для современного общества России. Ценности семьи нужно формировать не только в семье, но и в образовательной организации, потому что молодые люди во многом определяют будущее нашей страны. А каким оно будет, зависит от бережного отношения к семье, как самой большой ценности человека. Именно поэтому в своей работе, на своих уроках хочу привлечь внимание студентов к этой проблеме, показать значимость семьи в современном мире через призму поколений с помощью литературных произведений. В группах СПО активно использую на уроках технологию дебатов, для того чтобы студенты высказывались по теме «Семейные ценности», делали выводы и могли составить свой жизненный проект. Например, анализируя рассказ В. Астафьева «Людочка», я стараюсь, чтобы студенты задумались над тем, что такое семья, какие качества присущи благополучной семье, а какие нет. Следовательно, в дальнейшем они смогут воплотить в своей семье только лучшие качества, которые подчеркиваются автором. Формируются семейные ценности и во внеурочное время. Я использую следующую тематику классных часов: «Тепло семейного очага», «Семья. Семейные традиции», История моей семьи в фотографиях», «Памятные даты моей семьи», «Я горжусь своей семьей». Студенты готовят презентации, приносят фотографии, семейные альбомы. Приглашают бабушек и дедушек на классный час, посвященный Дню пожилых людей; матерей (День матери); отцов (23 февраля). Используя элементы проектной технологии, можно предложить студентам задание: подготовить и оформить материал по темам«Я знаю своих родителей»«Моя родословная»«Что значит моя фамилия»«Стихотворение о маме…» В заключении хочется отметить: педагогам следует принимать во внимание, что нравственность – это внутренняя потребность человека, не что-то показное, а желание соответствовать общепринятым нормам и правилам взаимоотношений между членами общества, родными и близкими людьми.