Интегрированный урок "Леса России.Стилистические особенности текста"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интегрированный урок "Леса России.Стилистические особенности текста"
Автор: Назарко Ирина Владимировна

Тема урока: Стилистические особенности научного и художественного стиля. Леса России.Технология: интегрированное обучение на основе схемных и знаковых моделейТип урока: обобщение и систематизация полученных знаний.(широкое применение межпредметных связей: литература + биология + география + русский язык)Форма урока: повторительно-обобщающий урок.Оборудование: настенная карта природных зон России, аудиокассета "Звуки леса", фотографии животных разных лесных зон, картины художников: Шишкина "Сосны освещенные солнцем", "Утро в сосновом лесу", Левитан "Золотая осень", "Осенние листья", Куинджи "Березовая роща", Васнецов "Дубовая роща", "Аленушка" и т.п. Листы опорных сигналов для каждого ученика, черные ящики (1 - кора березы, 2 - шишка кедра, 3 - дубовый лист) и вопросы к ним; карточки-задания, презентации.Цели и задачи:Образовательные: рассмотреть типы лесов России их факторы размещение, факторы формирования, особенности растительного и животного мира; значение леса в жизни русского человека; научит видеть отличие научного стиля от художественного.Развивающие: научить и развить умение систематизировать материал, анализировать карты и схемы, выделять главное обобщать и делать выводы; формировать интегральное видение явлений и процессов, происходящих вокруг; развивать познавательную активность.Воспитательные: формировать чувство патриотизма и гордости за русского человека, уважение к Родине; экологической культуры.Эпиграф к уроку:Давно пора бы воздать ему хвалу, какой заслуживает этот милый дед, старинный приятель нашего детства, насмерть стоящий воин и безотказный поставщик сырья, кормилец рек и хранительурожаев.Л. ЛеоновХод урока: 1.Географ У нас сегодня немного необычный урок. С вами будут работать сразу два учителя: учитель русского языка и учитель географии. Но основную работу вы будете проводить сами. Мы обе будем вашими помощниками.Литератор Попробуем определить, какова цель нашего урока, исходя из его темы.(1 группа определяет цели по географии, 2- по стилистике, 3 –по литературе.)Итак, цели урока определены. Приступаем к их достижению. Литерат. Прочитайте эпиграф. Это слова известного русского писателя Леонида Леонова. Как их можно соотнести с темой урока? (Учитель литер. обращает внимание на метафоричность высказывания. Учитель географии –на прямое значение.)Географ. Обратите внимание: лес- «безотказный поставщик сырья, кормилец рек и хранитель урожаев»Послушаем, что вы можете рассказать о столь значимом лесном богатстве разных типов лесов.( Выступление групп). Все остальные записывают в тетрадях основные положения.Географ. Итак, можно сделать некоторые выводы. Какие?Литерат. Удивительно, как много информации можно получить, если хочешь узнать какие-то факты из научной литературы Но мне ,как литератору, кажется, что не мешало бы добавить эмоций. Что для этого надо сделать?( Сменить стиль.)Какой? Что нужно добавить? Ответы учащихся(Не только эмоции, но и тропы, эпитеты, метафоры, ввести эмоциональную лексику).Скажите, где можно найти описание леса в художественном стиле? В учебнике географии? Ответы учащихся( В художественной литературе.)Сейчас Вам будут предложены тексты .Вам необходимо выбрать только написанные в художественном стиле. Прочитать .Указать, какие художественные средства использует автор .Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез ; Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск луны приемлет И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайных грез. Слыша тихий стон метели, шепчут сосны, шепчут ели, В мягкой бархатной постели им отрадно почивать, Ни о чем не вспоминая, ничего не проклиная, Ветви стройные склоняя, звукам полночи внимать.Люблю зеленый скат холмов, Луга, измятые моей бродящей ленью, Прохладу лип и кленов шумный кров: Они знакомы вдохновенью. "Детство, отрочество и юность" Л. Н. Толстой писал: "Так обаятелен этот чудный запах леса после весенней грозы, запах березы, фиалки, прелого листа, сморчков, черемухи, что я не могу усидеть в бричке, соскакиваю с подножки, бегу к кустам и, несмотря на то, что меня осыпает дождевыми каплями, рву мокрые ветки распустившейся черемухи, бью себя ими по лицу и упиваюсь чудным запахом"...Далеко, далеко от кургана курганОблака в синеве белым стадом плывут,Журавли в облаках перекличку ведут,Не видать ни души. Тонет в золоте день,Пробежать по траве ветру сонному лень.Высоко, высоко в небе точка дрожитКолокольчик веселый над степью звенитВ ковыле гудовень – и поют и жужжат,Раздаются свистки, молоточки стучатНа все стороны путь: ни лесочка, ни гор!Необъятная гладь! Неоглядный простор!Никитин А как хороша тайга вблизи!Стройные и крепкие, как дубы, тянутся ввысь лиственницы. Не отстают от них и медноствольные сосны. Молчаливо застыли темно – зеленые ели. Выше всех поднимаются горделивые кедры, ветки которых гнутся под тяжестью плодоносных шишек. Шелестят шелковистой хвоей пихты. Красуются серебристые тополя и нарядные березы. Берега рек и озер, просторы аласов украшают задумчивые ивы. Карликовые березы образуют непролазные чащобы – аяны. А янтарь брусники, небесная голубизна голубицы, рубиновые и темно – мраморные гроздья красной и черной смородины, розовые россыпи земляники!”Выступление групп.Делаем вывод. Что делает описание ярким, эмоциональным?(Языковые средства выразительности, синтаксис:инверсия,повторы. например.А теперь отдохнём.Географ.: физкультминутка (если согласны, то хлопаем, если нет – то топаем)
  • Зона лесов расположена южнее зоны тундры? (Да.)
  • Зона лесов расположена в умеренном поясе? (Да.)
  • В зоне лесов суровая зима и короткое прохладное лето? (Нет.)
  • В зоне лесов ярко выражены четыре времени года? (Да.)
  • Почвы лесной зоны очень бедны питательными веществами? (Нет.)
  • В зоне лесов осадков выпадает мало? (Нет.)
  • Литератор.: творческое задание Представьте, что вы в лесу. В этом вам поможет музыка. Посоревнуйтесь художниками слова. Вам нужно подобрать лексику, которую будете использовать для написания сочинения о лесе. Лексику какого стиля вы подберёте?(Художественного) (Звучит запись звуков леса на магнитофоне). Группы работают. По окончании сдают работу. Учитель проверяетом.задание:сочинение « Путешествие по лесу»Географ.Пока выполненную вами работу проверяют, предлагаю поиграть в «черный ящик»Первый ящик. Вопрос: В "лесном словаре" прошлого века сказано: "Есть растения, приносящие нам в хозяйственном отношении гораздо больше пользы, чем это дерево, но ни одно из них разнообразием предметов употребления не может сравнится с ним". В ящике кора этого дерева. О чем идет речь? (Береза).Второй ящик. Вопрос: В этом ящике лист дерева, которое называют "патриархом" лесов. У него все мощное: корневая система, ствол, крона. В ящике ветка этого дерева. (Дуб).Гляжу ль на дуб уединенныйПереживет мой век забвенный,Как пережил он век отцов.А.С. ПушкинТретий ящик. Вопрос: В прошлом веке в Германию из России поставляли сливочное масло, которое должно было быть упаковано в деревянные ящики именно из этой породы дерева. В ящике плод этого дерева. Что это? Почему было такое условие? (Кедровая шишка. Дерево - сосна сибирская. Упаковывали в ящики из нее потому, что обладает антимикробным действием. А еще, оказывается немцы разбирали ящики и из досок делали музыкальные инструменты).Литератор.: Зачитывает самые интересные работы.Географ.Наш урок близится к завершению. Посчитайте, пожалуйста, общую сумму баллов и разделите её на каждого участника своей группы по заслугам. Оценки сдайте. Рефлексия. Понравился ли урок? Хотите ли вы, чтобы такие уроки проводились чаще?