Русская классическая музыка как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Русская классическая музыка как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Автор: Андриянова Татьяна Васильевна
Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе «Саратовская гармошка»Цель: приобщение дошкольников к истории родного края через наиболее узнаваемый символ Саратовской губернии, которому в 2017 году исполнился 81 год. Способствовать развитию интереса к саратовской гармошки у людей разных поколений.Задачи:ознакомление с историей возникновения саратовской гармошки и способами её сохранения как символа Саратовской губернии. Упражнять в украшение силуэта гармошки русским узором по прямой путем наклеивания на фон. Воспитывать любовь и уважение, привлечение детей и взрослых к игре на саратовской гармошкеПредварительная работа: беседа о саратовской гармошке, рассматривание альбома «Саратовская гармоника», изучение возможных узор украшения на ней, рисование гармошки, заучивание стихов, прослушивание аудиозаписей звучание гармоники, конструирование из бумаги.Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.Ход НОДДети с воспитателем входят в зал, под музыку «Полька бабочка» на саратовской гармошке.-М.Р. Здравствуйте, уважаемые коллеги!(пою) Здравствуйте, ребята!(поют) Здравствуйте!Психологический настрой: Ребята, давайте с вами пожелаем всем хорошего настроения.Встанем рядышком по кругу, Скажем «здравствуйте!» друг другу.Всем «Привет» и «Добрый день», Нам здороваться не лень.Если каждый улыбнется, То наш день с добром начнется!-М.Р. Садитесь на стульчики. Хочу вам загадать загадку. Послушайте и отгадайте, о каком музыкальном инструменте идёт речь:В руки ты ее возьмешь,То растянешь, то сожмешь!Звонкая, нарядная,Русская, двухрядная.Заиграет, только тронь,Как зовут ее?Дети: (Гармонь)Слайд ? -М.Р.:Правильно. Сегодня на музыкальное занятие вы зашли под звуки какого инструмента (включить ещё раз), под звуки гармони, но не простой, а какой?Дети: Саратовской гармошки.-М.Р.: Слайд ? Да, молодцы. Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с музыкальным инструментом- Саратовская гармошка. Кто нам расскажет о Саратовской гармошке?Дети: Слайд ? Саратовская гармошка изготавливается в нашем городе- Саратове. Слайд ? Это ещё один символ нашего города.Слайд ? В честь Саратовской гармошки установлен памятник на проспекте Кирова.-М.Р.:Говорят, что саратовскую гармошку даже из соседней деревни можно услышать, вот какая она звонкая, да заливистая. Звучание этой гармошки отличается особой звонкостью, потому что саратовские мастера придумали встраивать в гармошку колокольчики. Давайте послушаем: Послушаем «Саратовские переборы».А звук у гармошки правда не простой, что вы слышите? Дети: Колокольчики звенят. М.Р.:В том и отличие Саратовской гармошки от других…Саратовские мастера придумали пристраивать к гармошке колокольчики. И звук от этого становится звонче и громче.Кто вспомнит стихи про гармошку, мы заучивали на прошлом занятии?(напоминаю строчки из стихотворения)Слайд ? Реб:Ты – гармошка – матушка, не хуже хлеба – батюшки.Ты не кормишь, не поишь, но всегда развеселишь.Слайд ? Реб:Эх, гармошки вы, гармошки. В каждой выверт. В каждой ферт.Без гармошки не гулянье. Без гармошки не концерт!Слайд ? С незапамятных времен и до сегодняшнего дня человека сопровождает музыка, песня, а значит, и музыкальные инструменты: Каждый музыкальный инструмент имеет свой голос, свою особую окраску звучания. Как вы думаете, ребята, можно ли перепутать звучание, например: скрипки и балалайки или флейты и трубы.Конечно, нет. Сейчас проверим, узнаете ли вы инструмент по звучанию. Музыкальная игра «Угадай инструмент».Нужно прослушать звучание музыкального инструмента и назвать его.Дети поочередно слушают звучание инструментов:Слайд ? скрипки и балалайки- струнные инструменты,Слайд ? флейты и трубы- духовые инструменты.Ребята, как вы думаете, к какому виду музыкальных инструментов относится гармонь?Ответы детей.Струн нет- есть клавиши- можно сказать. Что это клавишный инструмент?Ответы детей.А к духовым инструментам её можно отнести?Ответы детей.М.Р.:Гармонь- это духовой язычковый музыкальный инструмент с клавишно- пневматическим механизмом. У гармони две клавиатуры, на правой играют мелодию, а левая предназначена для аккомпанемента.Звук разной высоты издаёт тонкий металлический язычок, обдуваемый воздухом из мехов.Давайте посмотрим из чего состоит гармонь:Слайд ? это деревянные заготовки для корпуса с отверстиями для клавиш и выходящего воздуха, который преобразуется в звук.Слайд ? это заготовки для мехов Слайд ? вот готовые меха, они делаются из кожиСлайд ? держится гармошка на ремнях.Слайд ? чтобы звенели колокольчики, нажимают на эти кнопочки, это они придают гармошке необычный тембр звучания, который и прославил её на всю Россию.Слайд?А в руках талантливых русских умельцев, гармошка и говорила, и заливалась и пела.Реб:Ты в России сердце хоровода,Как твои разливы хороши.Ты всегда была душой народа!Ну а как народу без души?Реб:А ну-ка для порядочка,Заговори двухрядочка,И выдай нам разборчивый,Сердечный перебор…Реб:А мы с тобой, гармошечка,Сыграем здесь на ложечках,Пусть перебор уляжется В душевный разговор.М.Р.: Ребята, вспомним, как держим музыкальный инструмент- ложки, слушаем ритм «Заволжских переборов».Играем «Заволжские переборы». Физминутка.Вы наверное устали.Ну тогда все дружно встали.Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!По коленкам шлёп, шлёп!Вправо, влево мы нагнулись,До носочков дотянулись.Плечи вверх, назад и вперёд.И все встали в хоровод.Сегодня мы с вами повторим ритмические движения под нашу любимую «Барыню», но в исполнении Саратовской гармошки.Игра с платочком.Пока звучит музыка, дети передают платочек по кругу, музыка остановилась, у кого платочек, тот показывает танцевальные р.н. движения. И так 3-4 раза.А сейчас вспомним текст частушек, которые мы выучили на прошлом занятии про гармошку.Про задорную гармошку, Вам частушки пропою,Про задорную гармошку, Всё как есть вам расскажу.Ты, гармошка-матушка,Лучше хлеба-батюшка:Не доешь и не допьёшь,А частушки пропоешь!Песен на Руси не мало, Все поют – и стар и млад.А с гармошкой – говорушкой Песни радостней звучат!Ах, гармошка – говорушка, Всему свету госпожа!Только кнопки заиграют – Запоёт моя душа!Я пойду, пойду гулять,Под гармошечку плясать,Буду я частушки петь,И не буду я реветь. Радостно звучат оркестры, Все танцуют и поют.Стоит зазвучать гармошке – Все поклон ей отдают.Молодцы, ребята! -1,2,3,4,5 в мастеров вас превращаю, в мастерскую приглашаю! Дети проходят за приготовленные столыУ вас на столе меха гармони и наша задача мастеров украсить гармонь узорами и колокольчиком.Во время работы не забываем о правилах безопасности работы с клеем и ножницами.Звучит музыка (гармонь).Дети выбирают необходимый материал и приступают к выполнению работы.Заключительная часть.Вос.- Какие вы молодцы, ребята,- проявили столько фантазии !Вашими гармошками мы украсим выставку. Чтение стихотворения«Гармонь - не просто ящик музыкальный,Она - хранительница русской старины,Народной мудрости источник уникальный,Культурное наследие страны!Своя, саратовская, русская, народная,Гармонь тревожит сердце благородное,И музыкой волнующей, особенной,Вновь наши души связывает с Родиной!»- Скажите, о чем мы сегодня говорили? Кем вы были? А теперь покажите мне свое настроение1Под музыку дети выходят из зала.А играть на гармони непросто - нужно растягивать меха в разные стороны и одновременно нажимать на кнопки-клавиши. А ещё трудность состоит в том, что гармонист играет на ощупь, т.е. не видит кнопочки на своей гармони. Поиграйте на воображаемых гармошках Пальчиковая гимнастика «Я гармонист»Посмотри: моя ладошка –Как веселая гармошка! (показывают ладошки по очереди)Пальчики я раздвигаю,А потом опять сдвигаю. (раздвигать и сдвигать пальчики)Раз, два, три, раз, два, три,Я играю, посмотри. (указательным пальцем нажать на все по очереди)Я на кнопки нажимаю,На гармошке я играю. (как будто нажимаем на клавиши)Раздвигаются меха -Веселись, моя душа! (перебирать пальчиками - игра на гармошке)Раз, два, три, раз, два, три,Я играю, посмотри. (имитировать игру на баяне)Кого не волнует гармошка,Кого не заденет она,Послушать её хоть немножко,Раскрою я створку окна.Гармонь соловьём на приманку,Меха рвёт – отпущено жить…И кто не мечтает «тальянку»,Хотя бы к груди приложить.Гуляя по белому свету,Гармонь, виртуозно поётИ слышится звонкое эхо:"Гармонь на Земле не умрёт".Дети с воспитателем входят в зал, под музыку «Полька бабочка» на саратовской гармошке.Ребята, давайте придумаем для гармошки красивые слова. Какая она?Звонкая, заливистая, веселая, музыкальная, задорная, любимая, радостная, красивая и т. д.