Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Зима
Автор: Боженко Лариса Александровна

Автор проекта: воспитатель Боженко Л. А.Участники проекта: воспитатель, дети и их родители.Вид проекта:  познавательно-исследовательский, творческий.Продолжительность проекта: с 01. 12. 2017г. по 31. 12. 2017г.Актуальность: актуальность проекта заключается в том, чтобы научить детей видеть красоту окружающего мира и совершенствовать технические стороны изобразительной деятельности. Научить детей раскрывать свои музыкально-творческие способности. Конкретизировать представление детей о зиме, как о времени года.Цель проекта: Дать знания о живой и неживой природе зимой. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.Задачи проекта:
  • Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
  • Знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы),  свойствами снега  (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий).
  • Уточнять и расширять об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка). Расширять представления о разнообразии птиц (голуби, синицы, воробьи), способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.
  • Создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда. Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега в воду.
  • Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений), анализировать, делать выводы.
  • Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников.
  • Вызывать положительнее эмоции, чувства восхищения природой.
  • Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу
  • Развивать  коммуникативные навыки, память, внимание, творческие способности.
  • Ожидаемый результат: по окончанию проекта дети смогут: устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе. Осознанно правильно относиться к растениям и животным. Расширить знания о природе зимой, укрепить исследовательский интерес к природе. Участие семей группы в украшении своей группы.Формы реализации проекта:
  • НОД.
  • Беседы.
  • Наблюдения.
  • Досуговая  деятельность.
  • Игровая деятельность.
  • Исследовательская деятельность.
  • Продуктивная деятельность детей.
  • Чтение художественной литературы.
  • Образовательные области: коммуникация, чтение художественной литературы, познание, социализация, здоровье, физическая культура, музыка1) Коммуникация – развитие свободного общения со сверстниками и взрослыми;2) Чтение художественной литературы – приобщение к словесному искусству, в том числе развитие восприятия и эстетического вкуса;3) Художественное творчество, дизайн – развитие продуктивной деятельности в соответствии с возрастом;4) Познание - развитие познавательной и продуктивной деятельности, сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач;5) Социализация – развитие игровой деятельности, приобщение к нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;6) Здоровье и физическая культура – накопление и обогащение двигательного опыта детей;7) Музыка – развитие музыкально – художественной деятельности.Этапы реализации проекта:I этап – подготовительный:
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Разработка и накопление методических материалов.
  • Создание развивающей среды.
  • Подбор художественной литературы по теме.
  • Разработка мероприятий.
  • II этап – основной (практический):Интеграция темы по образовательным областям:Чтение художественной литературы -  В. Одоевский «Мороз Иванович», Е. Трутнева «Первый снег», К. Бальмонт «Снежинка», Г.Снегирёв «Про птиц», Н Сладков «Еловая каша», В. Бианки «Синичкин календарь», Бр.Гримм «Госпожа Метелица».Коммуникация - Проговаривание чистоговорок.Беседы: «Почему мне нравится зима», «Как звери в лесу зимуют», «Как зимуют домашние животные», «Как человек помогает зимой животным в лесу»,  «Зимние травмы».Пословицы и поговорки о зиме. Составление описательного рассказа «Зимушка-зима».Социализация - Подвижные игры: «Смелее вперед», «Ловишки», «Два Мороза».  Дидактические игры: «Кто как кричит? », «Назови ласково», «Чьи детки? », «Какой, какая, какое…?», «Времена года».  Целевые прогулки. Зимние забавы на улице.Здоровье и физическая культура - Дыхательная гимнастика: «Подуй на снежинку»;  Артикуляционная гимнастика: «Часы», «Лошадка», «Вкусное варенье» и т.д.  Речевые упражнения «Самолет», «Поезд», «Лошадки». Спортивные эстафеты.Художественное творчество - Творческая мастерская: Вырезывание снежинок. Рисование: «Птицы на кормушке» «Елочка» «Морозные узоры» «В лесу родилась елочка», лепка : «Елкины игрушки-шишки, мишки и хлопушки», лепка из соленого теста «Зима», Оригами «Птицы». Аппликация «Елочка», «Снеговик» из ваты.Труд и безопасность - на участке: Сгребание снега лопатой, расчистка дорожек. Постройка из снега. Беседы «Гололед», «Что делать, чтобы не замерзнуть», «Зимняя одежда» и т.д.Работа с родителями:Оформление группы к празднику. Оформление папки-передвижки для родителей « Прогулки зимой». Оформление информации в родительский уголок:  «Зимние травмы», «Праздники наступают», «Зима».Третий этап заключительный:Каждый ребенок участвовал в проекте с желанием, проявляя инициативу. У детей появились высказывания: «нужно помогать птицам в холодное время года», «нужно осторожно вести себя на катке, на горке», «зима – очень веселое время года!» Больше всего в проекте детям понравилась продуктивная деятельность. Расширились знания детей о природе зимой. Укрепились детско – родительские отношения. Родители стали активнее принимать участие в жизни детского сада.  С удовольствием приняли участие в украшении группы. Опыты.Опыт №1. Почему снег мягкий?Цель. Совершенствовать знание детей о снеге.Материал. Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.Ход. Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.Вывод. Снег легче песка, так как  он состоит из снежинок, между которыми много воздуха.  Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит. Прочтите детям стихотворение К Бальмонта «Снежинка»:Светло-пушистая                Дорогой бурноюСнежинка белая,                Легко проносится,Какая чистая,                    Не в высь лазурную,-Какая смелая!                    На землю просится…Лежит пушистая,Снежинка смелая,Какая чистая,Какая белая!Опыт №2. Где лучики?Цель. Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.Материал. Чёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки.Ход. Дать детям понаблюдать за ветром.  Отметить его силу и направление при помощи вертушек.  Спросить  у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения.Воспитатель предлагает рассмотреть их на чёрном полотне, через лупу.Вывод. Снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за сильного ветра.Детей всегда интересует, не замёрзнут ли деревья зимой. Предложите вспомнить, что происходит с деревьями весной, летом, осенью, а затем поясните, что деревьям нужен отдых, чтобы набрать силы к будущей весне. Зимой они не питаются, не растут, а погружаются в глубокий сон.  У деревьев есть защита – пушистое снежное покрывало.опыт №3. Почему снег греет?Цель. Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.Материал. Лопатки, две бутылки с тёплой водой.Ход. Предложить детям  вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом).  Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло).Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить  детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят  рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.Вывод.  В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.Обратите внимание детей, как легко дышится в морозный день. Попросите детей высказаться, почему?  Это потому, что падающий снег забирает из воздуха мельчайшие частички пыли, которая есть и зимой. И воздух становится чистым, свежим. Предлагаю детям послушать стихотворение А. Фета:Скрип шагов вдоль улиц белых,Огоньки вдали;На стенах оледенелыхБлещут хрустали.От ресниц нависнул в очиСеребристый пух,Тишина холодной ночиЗанимает дух.Ветер спит, и всё немеет,Только бы уснуть;Ясный воздух сам робеетНа мороз дохнуть.Опыт №4. Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?Цель. Помочь детям выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).Материалы.  Подносы для снеговых фигурок.Ход.  На прогулке спросить у детей, где живут Дед Мороз и Снегурочка? (Там, где холодно – на Севере; им хорошо, когда холодно). Предложить детям вылепить маленькие фигурки Деда Мороза и Снегурочки, и  внести их в группу. Деда Мороза закутать меховой тканью, а Снегурочку оставить на подносе. Через несколько  минут Снегурочка станет таять, а Дед Мороз будет таким же прочным, каким его принесли. Дети высказывают предположения: шуба  защищает от тепла комнаты, снежный Дед Мороз  не растаял. Дети выясняют, что Дед Мороз и Снегурочка приходят в шубах и тем самым, спасаются от тепла.Вывод. Одежда может защищать не только от холода, но и от тепла.Иногда после вьюжной, холодной погоды, вдруг заиграет яркое солнце. Снег становится мокрым, тяжёлым. Из такого снега можно слепить всё что угодно. Рассказываю детям народную потешку:Снег пушистый лёг на ветки,У крыльца играют детки:Лепят бабу под окном,Дружно катят снежный ком.Опыт №5. Ледяной дом.Цель. Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты.Материал. Лопатки, свеча, вода, ведёрки.Ход.  Опираясь на знание детей о жителях Севера, предложить им построить небольшой ледяной дом на участке детского сада. Для этого, каждый ребёнок должен сделать несколько «кирпичей» из снежного «теста» (снег и вода). Кирпичи укладываются в ряд, а каждый ряд должен быть на 3-4 кирпичика меньше. Так получается полусфера.  Когда  постройка будет готова, зажечь внутри неё свечу; кирпичики немного подтают и прочно скрепятся между собой. Постройку можно использовать для сюжетно-ролевых игр.Вывод. Из снега можно построить даже дом, используя воду и лопатки.Опыт №6. Замерзание жидкостей.Цель. Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.Материал. Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.Ход. Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод.  После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.Вывод. Жидкости  замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.Опыт №6. Ледяной секретикКогда уже установится холодная, морозная погода, детей можно удивить и порадовать таким опытом. Но необходимо  заранее раскопать снег до земли, положить листок с надписью «Дети, будьте осторожны на льду!» И залить это водой.  Когда  всё замёрзнет, присыпать снегом и заметить это место.Цель. Показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья.Материал. Заранее подготовленный «ледяной секретик», картинки с различными ситуациями детей на льду (дети находятся  на водоёме, возле проруби; дети шалят на катке и падают).Ход. Загадать детям загадку: «Прозрачен, как стекло, а не вставить в окно». (Лёд).Предложить детям, осторожно, не торопясь раскопать снег в указанном месте варежкой. Дети находят под снегом лёд, видят подо льдом надпись. Вместе читают: «Будь осторожен на льду!». Дети отмечают, что читать легко, так как  лёд прозрачный.  Предлагает достать  записку  из-под  льда.  Дети отламывают кусочки льда, и  выясняют, что лёд хрупкий, гладкий, скользкий. Воспитатель проводит беседу, как опасно выходить на лёд зимой, рассматривают картинки.Вывод. Лёд прозрачный, хрупкий, скользкий и этим он опасен для человека, если не соблюдать осторожность.Опыт №7. Откуда берётся иней?Дети старшего дошкольного возраста часто задают вопросы, откуда берутся: снег, дождь, роса, иней. Можно объяснить это на опыте. А сначала прочитать стихотворение А. Калинчук «Зима»:Стоят деревья в инее –То белые, то синие.Столбами синеватымиСтоят дымки над хатами.И всё на свете в инее –То белое, то синее.Цель. Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.Материал. Термос с горячей водой, тарелка.Ход. На прогулку выносится термос с горячей водой.  Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды.  Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки.  В конце  прогулке дети легко увидят на ней образование инея.  Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении  превращается в воду, вода в иней.