«Когда дома я один»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Когда дома я один»
Автор: Эльдарова Бахтум Мингажетиновна
Методическая разработка ситуативной беседы с элементами игры «Когда дома я один»Ситуативная беседа с элементами игры «Когда дома я один»Пояснительная запискаДанная методическая разработка содержит рекомендации по проведению ситуативной беседы с элементами игры с детьми на тему «Безопасное поведение в бытовых ситуациях».Безопасность маленького человека, сохранение его жизни и здоровья является основополагающей в работе каждого образовательного учреждения и в домашних условиях. Ситуации, когда ребёнок остаётся в квартире или комнате один, зачастую являются причиной несчастных случаев. Малыш не способен в полной мере определить степень опасности, поэтому на воспитателей в детском саду и других взрослых людей в семье возложена важная миссия защиты ребёнка от потенциальных опасностей. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий.Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит дома. Наш дом, до отказа заполненный различной бытовой техникой и химией, часто представляет мину замедленного действия. К повреждениям, которые ребенок получает в результате несчастных случаев в квартире, относятся: ушибы, ссадины, царапины, растяжения, вывихи, ожоги, повреждения инородными телами (проглатывание, вдыхание, введение в нос, глаза, уши, отравление лекарственными препаратами).Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни.Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности. Запреты, которые дают взрослые, порой имеют обратный эффект. Детская любознательность – великая сила. Используя желание выяснить сущность неизвестного (и потому такого привлекательного объекта, педагог имеет возможность «проиграть», отрепетировать ситуации, когда ребёнок один на один встречается с потенциально опасным предметом.Данная методическая разработка имеет целью формирование и закрепление у детей среднего дошкольного возраста правил безопасного поведения в быту для приобретения социального опыта, развивать охранительное самосознание.Для достижения такой цели необходимо выполнить следующие задачи:1. Создать наглядные ситуации опасности, оценивать их и развивать умение находить верное решение2. Формировать и развивать умение сообщать взрослым об опасной ситуации, формировать умение точно характеризовать объект, описывать ситуацию.3. Развивать умение соотносить предмет и его функции.4. Развивать самостоятельность, ответственностьФорма ситуативной беседы с элементами игры призвана создать ситуации вероятных опасностей в повседневной жизни. Детям даётся возможность обдумать свои действия, высказать собственное мнение, не боясь ошибиться, формирует умение описывать ситуацию, давать её точную характеристику, а так же сообщать об этом другим людям. Подобная форма общения с детьми, имеющая системный характер в работе педагога, закладывает алгоритм верного решения в той или иной ситуации. Обсудив какую-то опасность, проиграв поведенческую ситуацию, ребёнок психологически будет готов к верному решению в реальной жизни.Данная методическая разработка соединяет в себе несколько образовательных областей: социально – коммуникативную, речевую и область познания.Педагогические технологии: игровые, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие.Предполагаемый результат данной ситуативной беседы – активизация и закрепление представлений о безопасности в бытовых ситуациях, выработка алгоритма поведения в них.СценарийОборудование: игрушки Мишка и Зайчик, опорные картинки, карточки на тему «Предметы в быту»Дети играют и находят игрушки зайчика с забинтованной лапой и медвежонка с забинтованным животом. Воспитатель обращает внимание всех ребят на неожиданных гостей и предлагает догадаться, что с ними произошло.Педагог:- Посмотрите, ребята, кого мы нашли! Кто это? И что с ними? Как выдумаете, почему у них перевязана лапка и животик?Дети:- Они поранились, упали, сломали ручку, ушиблись (предполагаемые ответы детей).Педагог:- Да, ребята, вы правы. Хотите я расскажу вам, что с ними случилось? А ещё лучше покажу?Воспитатель достаёт иллюстрации «Лисонька Зоя осталась дома одна». По картинке дети высказывают предположения, что произошло. А воспитатель помогает им в рассказе, с помощью наводящих вопросов. (Лиса мама ушла в магазин, а дочка - лисонька осталась одна и к ней пришли гости Зайчик и Мишутка). Им захотелось поиграть в мяч. Далее демонстрируется иллюстрация разбитого окна и воспитатель спрашивает, что же случилось, кто догадался?Дети:- Друзья попали мячиком в окно, стекло разбилось и поранило Зайчику лапу (предполагаемый ответ детей).Воспитатель продолжает помогать детям составлять рассказ с опорой на иллюстрацию.Педагог:- На этом приключения друзей не закончились. Они решили перевязать Зайчику лапу бинтиком и залезли в шкафчик, где мама – Лиса хранила лекарства. И тут Мишутка увидел баночку с какими-то – красивыми таблетками, похожими на карамельки. Он ведь ужасный сластёна. Он съел одну таблетку и…. Как вы думаете, что же с ним потом случилось?Дети:- У него заболел живот (предполагаемый ответ детей)Педагог:- Вы верно догадались, а как вам кажется, можно ли есть какие-тотаблетки, даже если они очень красивые и похожи на конфеты?Дети:- Нет, нельзя, (предполагаемый ответ детей)Педагог:- Совершенно верно, нельзя без разрешения доктора или мамы есть никакие таблетки, нельзя даже их пробовать на вкус.Педагог:- Ой, посмотрите, совсем им плохо. Что же делать? Кто нам может помочь?Дети:- Помочь может доктор. Надо вызвать скорую помощь! (предполагаемый ответ детей)Разыгрывается сценка «Вызов скорой помощи».Педагог:- Ну вот, отлично… Скорая помощь скоро приедет. А пока давайте уложим больных на кровать и пусть они полежат. А сами тем временем тихонько поиграем. У меня есть коробка с картинками, и я предлагаю вам посмотреть, что в ней, подходите ко мне по очереди и доставайте по одной картинке и рассказать, что там и зачем это нужно человеку и можно ли играть с этим.Воспитатель предлагает ребятам коробку с карточками, на которой изображены предметы быта (книга, нож, сумка, иголка, карандаши, ножницы, гвоздь, полотенце, игрушечный медвежонок, открытое окно).Дети по очереди вытягивают по одной карточке и называют предмет на ней. Объясняя его назначение и возможно ли с ним безопасно играть.Педагог:- Ну вот замечательно, вы правильно назвали все предметы и объяснили зачем они нужны, и опасны ли они.- А хотите теперь поиграть в мяч? Но чтобы не случилось такой беды как у Мишки, мы будем катать мяч спокойно на полу.Я буду вам прокатывать мячик и задавать вопросы, а вы должны будете отвечать и катить мяч обратно мне.Воспитатель задаёт вопросы детям:1. Можно чужим двери открывать?2. В уголке играть игрушками?3. Залезать на подоконник?4. Книжки за столом читать?5. В ухо или в носик пуговку засовывать?6. Острые предметы брать?7. Таблетки в садик принести и ребяток угостить?8. Играть тихо на ковре, если на столе горячий суп?Каждый ребёнок отвечает на вопрос, поясняя свой ответ.Педагог:- Ну что ж, ребята, вы молодцы, со всеми заданиями справились. Я думаю, что вы никогда не попадете в опасную ситуацию. А Зайчику и Мишутке пора ехать в больницу на машине скорой помощи. Давайте скажем им до свидания, и пожелаем поскорее выздороветь!